«Гендерный разрыв» в математике не врожденный — что-то в школе его вызывает
Новое исследование школьников во Франции показывает, что мальчики не обладают врожденными способностями к математике. Похоже, какой-то аспект школьного обучения приводит к «гендерному разрыву».
Преподавание в классе может быть причиной гендерного разрыва в успеваемости по математике, и этот эффект начинается с момента, когда дети начинают ходить в школу, как показало новое исследование.
Исследование, опубликованное 11 июля в журнале Nature, включало данные о математических способностях более 2,5 миллионов первоклассников во Франции. Оно показало, что, хотя девочки и мальчики начинали школу с одинаковым уровнем математических навыков, в течение четырех месяцев мальчики показывали значительно лучшие результаты, чем девочки. Этот разрыв увеличился в четыре раза к концу первого года формального обучения.
Гендерные различия в успеваемости по математике были задокументированы по всему миру, и происхождение этого неравенства долгое время связывали с якобы врожденными различиями между полами — «мальчики лучше в математике», а «девочки лучше в языках» — что на самом деле является всего лишь стереотипами без научного обоснования.
Но новое исследование — и предыдущие исследования, проведенные в США, — опровергают эти идеи и вместо этого предполагают, что что-то в формальном математическом образовании способствует возникновению этого разрыва.
«Я была очень удивлена не тем, что существует гендерный разрыв, а тем, что он появляется в тот момент, когда начинается формальное обучение математике в школе», — рассказала Live Science соавтор исследования Элизабет Спелке, профессор психологии в Гарвардском университете.
Формальное образование расширяет разрывы
Новое исследование использовало инициативу Министерства образования Франции по повышению национальных стандартов по математике, которая была запущена после нескольких лет неутешительных результатов в международных оценках и выявила тревожный масштаб гендерного разрыва в математических навыках в стране.
С помощью когнитивных ученых и педагогов французское правительство внедрило универсальную программу тестирования для всех французских детей, чтобы помочь учителям лучше понять потребности каждого класса и информировать обновленные национальные стандарты. С 2018 года математические и языковые навыки каждого ребенка оцениваются при поступлении в первый класс, первый обязательный год обучения во Франции. Их снова тестировали через четыре месяца формального обучения, а затем после полного года обучения.
Эти тесты не выявили заметных различий в математических способностях девочек и мальчиков при поступлении в школу. Однако в течение четырех месяцев между ними образовался значительный разрыв, в результате чего мальчики оказались впереди, и этот разрыв только увеличивался по мере продолжения обучения, что, по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что именно занятия в классе создали это неравенство.
Анализ Спелке и ее команды охватил четыре национальные когорты, данные которых были собраны в период с 2018 по 2022 год, и включал демографические данные для изучения роли внешних социальных факторов — таких как структура семьи и социально-экономический статус (СЭС) — на успеваемость в школе. Но они обнаружили, что появление гендерного разрыва в математике было универсальным и выходило за рамки каждого исследованного параметра: независимо от СЭС, структуры семьи или типа школы, в среднем мальчики показывали значительно лучшие результаты в третьей оценке, чем девочки.
Это подтвердило гипотезу о том, что виноват какой-то аспект самого школьного обучения. И эта идея была дополнительно подкреплена данными из когорты, пострадавшей от закрытия школ из-за COVID, добавила Спелке.
«Когда школы были закрыты во время пандемии, гендерный разрыв сузился, а затем они снова открылись, и он снова увеличился», — сказала она. «Так что есть много причин думать, что гендерный разрыв каким-то образом связан с началом и ходом формального обучения математике, чего мы не понимаем».
Причины разрыва в успеваемости по математике
Для Дженифер Голдинг, специалиста по педагогике в Университетском колледже Лондона, которая не принимала участия в исследовании, это исследование поднимает тревожные вопросы об установках или поведении в классе, которые могут создавать это неравенство.
«Гендерные модели широко распространены, но они не неизбежны», — сказала Голдинг в интервью Live Science. «Речь идет о равенстве возможностей. Мы должны быть совершенно уверены, что не создаем avoidable препятствий на пути молодых людей, которые могли бы преуспеть в этих областях». Однако, по ее словам, разделение этих образовательных факторов от возможных социальных или биологических факторов остается сложной задачей.
Как чисто наблюдательное исследование, это исследование не позволяет сделать каких-либо твердых выводов о том, почему этот гендерный разрыв становится таким выраженным при поступлении в школу. Но тревожные выводы уже вызывают дискуссии среди экспертов в области образования.
Образовательный аналитик Сабина Мейнк из Международной ассоциации по оценке образовательных достижений опиралась на свои собственные исследования, отмечая, что «наши данные предполагают ранние гендерные модели вовлеченности родителей, [поэтому] гендерные стереотипы могут начать укореняться через раннее детское игровое поведение».
Например, «родители сообщают, что значительно чаще вовлекают девочек в ранние занятия по развитию грамотности, в то время как мальчики чаще участвуют в играх со строительными блоками и конструкторами», — сказала она в электронном письме Live Science. Это может заложить основу для того, как дети взаимодействуют с обучением чтению и математике в школе. Эти различия в раннем детском игровом поведении ранее коррелировали с различными уровнями школьной успеваемости в дальнейшем.
Следующий шаг требует дополнительных исследований в классах, сказала Спелке, где исследователи должны собирать данные для разработки вмешательств, которые могли бы быть полезны для учащихся, а затем тестировать их. «И когда мы обнаружим, что что-то работает, это можно будет внедрить повсеместно».
Лучшие игрушки для изучения программирования детьми: игры и stem-игрушки для обучения детей












