"> ?>
Наверх

Спилберг vs Линч: война аналоговых и цифровых душ

Съёмка в кино: Линч проклинает плёнку, Спилберг её обожествляет. Чей подход ближе к истине? Разбираемся в деталях.

Опубликовано 07.07.2025 в 10:59
съёмка

Мы все знаем, что наши телефоны нас слушают, верно? Что они отслеживают ключевые слова, которые мы произносим, а затем передают их алгоритмам, чтобы мы получали контент, который нас интересует?

На этой неделе мой телефон так со мной поступил. Я разговаривал со своим коллегой Калумом, который написал статью о возвращении операторской работы в кино с выходом «Мира Юрского периода 2». Съёмка этого фильма вызвала много споров среди профессионалов. Я также разговаривал с кем-то о Дэвиде Линче после написания собственной статьи о его коллекции фотоаппаратов, выставленной на аукцион после его смерти.

Поэтому в моих лентах появилось множество видео на эти темы. В конечном счёте по запросу «фильм», «Дэвид Линч» и «Парк Юрского периода» я нашёл два очень специфических видео: в одном Дэвид Линч критикует киносъёмку (как нельзя кстати назвав её «динозавром»), а в другом Стивен Спилберг говорит, что съёмка это хорошо и расхваливает её достоинства.

Мой телефон невольно стал свидетелем спора между двумя величайшими режиссёрами в истории кинематографа, которые обсуждали преимущества плёнки перед цифровыми технологиями. Съёмка на плёнку — это искусство или архаика? Это дало мне пищу для размышлений.

Видео от DGL.RU

(есть субтитры на русском языке)

Начнём с Линча. И хотя его ручная, ремесленная методология может навести на мысль, что он любит снимать на плёнку, будет справедливо сказать, что он полностью разочаровался в этом материале. Что не станет большим сюрпризом для его поклонников, учитывая его эксперименты с цифровым видео в таких фильмах, как «Внутренняя империя» (который был снят на единственную видеокамеру Sony PD150 miniDV камкордер).

«Теперь я люблю цифровое видео», — заявил он в ролике, который мне показали. «И я завязал с кино».

Он сделал эти комментарии в 2006 году, когда была съёмка фильма «Внутренняя империя», в интервью со Стюартом Мейби. Вы можете посмотреть отрывок выше, а полное интервью доступно здесь. Но его позиция довольно проста и понятна.

«Хоть я и люблю кино, оно — динозавр. И всё, что с ним связано, — динозавр. И скоро его не станет, практически навсегда. Сначала это произошло со звуком — аналоговые записи уже исчезли. Сейчас даже невозможно достать катушку с плёнкой. И всё стало цифровым, то же самое с изображением».

Мэйби был несколько ошарашен этим. Чтобы узнать больше, он спросил, что Линч думает о фотохимическом процессе. «Динозавр. Динозавр. Мёртвый. Совершенно нелепо… Он царапается, ломается, он грязный — на нём ничего, кроме грязи. И нет двух одинаковых отпечатков. Это кошмар; слышно, как жужжат проекторы. Это кошмар [смеётся]».

Когда Мэйби пошутил, что Линч не романтик от кинематографа, тот улыбнулся, но его тон был предельно серьёзным. «Я просто люблю кино, люблю его. Но я больше не хочу туда ходить».

«Сам фильм, само изображение — живое»

Видео от DGL.RU

(есть субтитры на русском языке)

Видео со Спилбергом уже было в моей ленте, но я был рад увидеть его снова — нет ничего лучше, чем слушать, как этот человек рассказывает о процессе создания фильмов.

И, конечно же, съёмка на плёнку — его страсть, что, возможно, удивительно, учитывая его дружбу и рабочие отношения с Джорджем Лукасом, который одним из первых перешёл на цифровую съёмку. Однако Спилберг непреклонен.

«Цифровая фотография — это наука, а плёночная фотография — это химическое чудо», — сказал он Кевину Маккарти в эфире Fox 5 в Вашингтоне в 2017 году. «И когда я говорю «химическое чудо», это так и есть — никогда не знаешь, что получишь».

«И он всегда выглядит по-разному, всегда выглядит реалистично. Там есть зернистость, и эта зернистость всегда движется, она живая. Это значит, что даже в натюрморте, скажем, с цветком на столе, этот цветок живой, даже если он не двигается, потому что сама плёнка, изображение живое».

Я не могу не задаться вопросом: когда была съёмка фильма «Фабельманы» в 2022 году, там Спилберг снимал Линча, о чём они говорили в перерывах между съёмками? Наверное, ни о чём таком механическом, как «плёнка против цифровых технологий»… так что, думаю, моё маленькое умное устройство, которое подслушивает, оказало мне услугу, смоделировав этот разговор. Спасибо, алгоритм.

Безумие или гениальность? 8 самых странных идей Хидэо Кодзимы

Джеймс Артайус

Джеймс Артайус

Фотограф Olympus / OM System, Canon и Hasselblad, обладает обширными знаниями о камерах всех марок, а также питает любовь к винтажным объективам и моментальным камерам. Однако он рад, что ему удалось избежать эпохи 35-миллиметровой плёнки. «Плёнка вызывает ностальгию, но я бы никогда не вернулся к аналоговому процессу!»

Источник: Digitalcameraworld
Теги:
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»