Шесть основных принципов дизайна, которые вам нужно знать
Вы когда-нибудь задумывались, какие ключевые элементы необходимы для создания многослойного, сбалансированного интерьера? Клаудия Бейли советует…
Дизайн интерьера — это не просто выбор цветов и мебели, это то, как множество различных элементов объединяются, формируя единое пространство. И хотя интуиция, несомненно, играет важную роль, есть несколько фундаментальных принципов, которые помогут вам в этом процессе, каким бы опытным вы ни были. Эти идеи позволяют по-новому взглянуть на то, как функционирует пространство, как объекты соотносятся друг с другом и как создаётся атмосфера. Это, в свою очередь, создаёт основу для создания красивых, гармоничных интерьеров, в которых легко жить.

Масштаб и пропорции
По словам Эдриенн Чинн из Школы дизайна KLC, масштаб связан с тем, насколько большими или маленькими кажутся предметы в помещении, и это влияет на то, будет ли пространство казаться уютным или просторным. Дизайнеры часто манипулируют масштабом, чтобы добиться разных эффектов, но большинство сходится во мнении, что в больших комнатах нужна мебель соответствующего размера, чтобы пространство не казалось пустым или «убогим». Как выразился Филип Хупер, «изысканный предмет мебели в монументальной комнате всегда будет выглядеть уныло, поэтому лучше разместить его в другом месте». Как ни странно, крупногабаритные предметы могут отлично смотреться в небольшом пространстве. «Если поставить в маленькую комнату что-то немного больше обычного, вам покажется, что пространство больше, чем оно есть на самом деле», — говорит Алидад. «Моя мантра звучит так: «Если это проходит в дверь, значит, это нужного размера». Для меня хорошая новость, если в комнате есть пара вещей, которые едва помещаются». Эту концепцию поддерживает и Адам Брей. «Если архитектурные элементы не являются оригинальными, мы, как правило, усиливаем то, что могло существовать изначально, и делаем то же самое с мебелью», — объясняет он. Пропорции, с другой стороны, определяют, насколько хорошо сочетаются друг с другом размер и форма мебели, предметов искусства и декора. Например, вы можете уравновесить большое окно вместительным диваном или дополнить его крупным произведением искусства на противоположной стене. Точно так же старайтесь избегать таких сочетаний, как огромная лампа на маленьком столике или большой диван на маленьком коврике — или наоборот.

Баланс
Баланс — это создание ощущения равновесия и гарантия того, что ни одна часть комнаты не будет казаться слишком перегруженной или слишком пустой. Дизайнеры добиваются этого, расставляя мебель, освещение, архитектурные и декоративные элементы таким образом, чтобы равномерно распределить их визуальный вес. «В зависимости от личных предпочтений можно использовать два разных типа баланса, — говорит Адриенн Чинн. — Симметрия — это зеркальный эффект, который делит пространство на две части, и каждая из них отражает другую. Например, это могут быть два дивана, стоящих лицом друг к другу перед камином, с журнальным столиком посередине». Симметричные композиции часто ассоциируются с традиционными интерьерами и выглядят более формально и структурированно. Напротив, асимметрия может создать более непринужденную и динамичную атмосферу за счет баланса элементов, которые визуально дополняют друг друга, но не являются идентичными. Этой философии придерживаются Шарлотта Фримантл и Уилл Фишер из Jamb. «Не стесняйтесь и полагайтесь на свою интуицию — когда дело касается симметрии, строгих правил не существует», — говорит Шарлотта.

Акцент
Фокусная точка — это элемент в комнате, например камин, кровать, отдельно стоящая ванна, огромное произведение искусства или даже потрясающий вид, который мгновенно приковывает ваше внимание. Это связано с принципом дизайна, известным как акцент, который заключается в создании места, привлекающего взгляд. Например, можно выделить элемент ярким цветом, текстурой, узором или даже особым освещением. Как говорит австралийская журналистка и эксперт по стилю Мелисса Пенфолд: «В каждой комнате должен быть акцент — что-то, что привлекает внимание или вызывает интерес. Комнаты, в которых все цвета сочетаются друг с другом, кажутся безликими, поэтому сделайте акцент на каком-то элементе, например на камине, ковре или ярком произведении искусства. На многих картинах есть крошечная точка контрастного цвета, которая привлекает внимание, и ваша комната может быть такой же».

Проксемика
То, как мы перемещаемся в пространстве и насколько близко мы чувствуем себя к другим людям, определяется концепцией, известной как проксемика. В дизайне интерьера это подразумевает расстановку мебели и определение зон таким образом, чтобы это способствовало комфорту, движению и социальному взаимодействию. Согласно KLC, существует четыре признанных пространственных зоны: интимное пространство (0–50 см), которое вы делите с членами семьи или домашними животными; личное пространство (50 см–1 м), в которое вы готовы впустить близких друзей и родственников; социальное пространство (75 см–2 м) для более непринуждённого общения; и общественное пространство (1 м и более), то есть расстояние, на котором мы чувствуем себя наиболее комфортно в окружении незнакомцев. Эти зоны можно использовать для планирования таких элементов, как расстановка мебели и зонирование пространства. Например, если поставить стулья слишком далеко друг от друга, это может помешать общению, а если поставить их слишком близко, это может показаться навязчивым. «Если у вас большая комната, заполняйте её, начиная с центра. Вместо того чтобы расставлять мебель по периметру, создайте уютные зоны для общения, чтобы людям не приходилось кричать через всё пространство», — предлагает Филип Хупер. «И имейте в виду, что трёхместный диван не всегда решает проблему, поскольку большинство людей не захотят сидеть в ряд. Вместо этого используйте большой двухместный диван с большими подушками по углам».

Контраст
Контраст привносит энергию в пространство, сочетая противоположности — светлое и тёмное, грубое и гладкое, круглое и угловатое, — чтобы сделать его более многогранным и интересным. Даже контрастные стили или сочетание антиквариата с современными предметами могут оживить интерьер. «Баланс достигается за счёт противоположностей, — говорит Тобиас Вернон, основатель компании 8 Holland Street. — На твёрдые поверхности нужно класть что-то мягкое, патину нужно сочетать с гладкостью, монохром нужно оживлять цветом, абстрактным произведениям искусства нужен образный аналог». Аналогичным образом, Кристофер Хоу отмечает, что «сочетание мебели разных эпох может быть удачным, если она является прекрасным образцом своего типа. Чего не стоит делать, так это ставить подлинный предмет XVIII века рядом с дешёвой копией. Это выглядит не так целостно».

Единство
В то время как контраст добавляет интереса, единство — это то, что скрепляет композицию. Без него пространство может казаться разрозненным или хаотичным, поэтому для достижения гармоничного эффекта можно использовать тонкие связи между различными частями комнаты или всего дома. «Это может быть повторение, когда одни и те же цвета, узоры, текстуры или формы создают визуальную связь и ощущение ритма, — говорит Адриенн Чинн. — Использование схожих стилей, материалов или размеров мебели в разных частях комнаты или дома также может создать ощущение единства». На практике это может означать использование определённой цветовой палитры или повторение одного и того же оттенка в разных тонах для создания целостности. Такие материалы, как дерево, камень или даже текстиль, также могут повторяться, чтобы создать ощущение непрерывности. Это может придать пространству неуловимое ощущение «целостности», не перегружая его.
Кровати с балдахином без балдахина: дерзкий пересмотр традиций











