Кухонный треугольник: гениальная планировка или пережиток прошлого?
Кухонный треугольник: 70 лет догмы под прицелом экспертов. Разбираем, работает ли это правило в современных реалиях — шокирующие выводы!
Кухня — одно из самых загруженных помещений в доме, поэтому она должна хорошо функционировать и быть удобной в использовании. Любой, кому досталась в наследство плохо спланированная кухня, скажет вам, что это может быстро стать источником огромного раздражения. Поэтому при планировании нового дизайна вполне естественно обратиться к проверенным правилам. Одним из таких принципов является так называемый «кухонный треугольник», который также называют «рабочим треугольником» или даже «золотым треугольником».
Идея заключается в том, что плита, раковина и холодильник должны располагаться в трёх точках воображаемого треугольника (то есть если вы проведёте между ними линии, они образуют эту фигуру). Обычно говорят, что длина каждой стороны должна быть не менее 1,2 метра и не более 2,7 метра, а сумма длин всех трёх сторон должна составлять от четырёх до восьми метров. Как объясняет Фред Хорлок, директор по дизайну в Neptune, «кухонный треугольник призван создать эффективное рабочее пространство, соединив зоны хранения, приготовления пищи и мытья посуды в эргономичный кухонный треугольник, который предотвращает ненужное пересечение функций».
Пока всё разумно. Но откуда взялась эта идея? Теория была впервые официально сформулирована в 1940-х годах исследователями из Школы архитектуры Иллинойсского университета в попытке сократить расходы за счёт стандартизации строительства. Двумя десятилетиями ранее, в 1920-х годах, американский промышленный психолог и инженер Лилиан Моллер Гилбрет в сотрудничестве с Бруклинской газовой компанией разработала «Практическую кухню» — Г-образную планировку, которая позволяла «циркулировать по кругу» и минимизировать перемещения. Это часто называют зарождающимся рабочим треугольником. Возможно, были и другие факторы. Дизайнер кухонь Джонни Грей слышал (непроверенные) слухи о том, что эта концепция зародилась на кухнях жён фермеров из Нью-Джерси, которые делали сыр и другие молочные продукты и нуждались в том, чтобы всё необходимое было под рукой. Как бы то ни было, вопрос в том, актуально ли правило, появившееся почти сто лет назад, в наши дни.

«Кухонный треугольник был продуманным решением для компактных, утилитарных кухонь 1940-х и 1950-х годов, где основное внимание уделялось эффективности использования пространства между плитой, раковиной и холодильником, — говорит Джей Пауэлл, дизайнер и руководитель проектов компании Inglis Hall, занимающейся производством кухонь в Сассексе. — Хотя принцип размещения ключевых приборов в пределах досягаемости по-прежнему актуален, эта жёсткая схема не отражает современный образ жизни». Фред с Нептуна соглашается, объясняя, что «это, как правило, больше подходит для небольших помещений и может существенно нарушить эстетический баланс пространства». Джонни, который в некотором роде является первопроходцем или новатором в этой отрасли, идёт ещё дальше и называет кухонный треугольник «самым безумным и бесполезным видом дизайнерского мышления».
Само собой разумеется, что с 1940-х годов наша жизнь сильно изменилась, как и наши дома. В небольших, особенно городских, домах часто есть крошечная кухня-ниша или кухня, встроенная в одну из стен гостиной открытой планировки, и кухонный треугольник не подходит. А в более просторных домах, где нет недостатка в пространстве, концепция совмещения кухни, столовой и гостиной считается очень привлекательной. «Современная кухонная жизнь — это нечто большее, чем просто процесс приготовления пищи, и большинство клиентов ищут дизайн, который объединит кухню с гостиной, — говорит Саймон Хосейн, старший дизайнер в Smallbone. — Кухни стали больше — сейчас наиболее популярны кухни открытой планировки, которые объединяют приготовление пищи, прием пищи и общение».
Этот социальный аспект играет ключевую роль, поскольку кухня больше не является уединённым местом, где хозяйка дома работает в одиночку. Теперь пары или целые семьи любят готовить вместе или заниматься своими делами в одном и том же пространстве, и, как объясняет Саймон из Smallbone, «люди спокойнее относятся к приготовлению пищи в присутствии гостей и семьи. Более того, повара хотят готовить в компании, чтобы взаимодействовать с другими людьми».

Поэтому большинство специалистов по дизайну кухонь сейчас отказываются от треугольника в пользу зонирования или блочного расположения, что позволяет создать более целостный дизайн. «Такой подход учитывает все: естественное освещение, распорядок дня, ритуалы и, конечно же, бытовую технику, — говорит Джей из Inglis Hall. — Блоки часто включают в себя более высокие элементы, такие как кладовая или холодильник с морозильной камерой, а зоны сосредоточены на том, что происходит на уровне рабочей поверхности: подготовка, приготовление, уборка и утилизация отходов. Это более гибкий и продуманный подход к дизайну». Фред из Neptune тоже мыслит категориями зон, но подчёркивает важность взаимосвязи между планировкой и эстетикой. «Например, на кухне, предназначенной для приёма гостей, вы можете разместить раковину так, чтобы она не бросалась в глаза, или поставить варочную панель на центральный остров с местами для сидения, чтобы во время готовки можно было общаться с семьёй и друзьями», — говорит он.
Развитие технологий привело к тому, что мы часто имеем дело не с простым «треугольником» из плиты, раковины и холодильника, а с целым набором компонентов. «В наши дни на кухне есть множество зон, в которых используются компоненты «треугольника», — отмечает Саймон из Smallbone. — Это несколько зон для подготовки продуктов, встроенные кладовые, духовки, расположенные отдельно от варочных панелей, секции для выпечки, зона для блендеров и миксеров, шкафы для завтрака, кофейные зоны и так далее».

Джонни Грей представляет кухню не в виде треугольника, а в виде десятиугольника. Вдохновлённый своей масштабной работой над идеей «кухни 4G», предназначенной для разных поколений и людей с ограниченными возможностями, а также важностью эргономичного, ориентированного на человека дизайна, он выделяет 10 ключевых зон или областей, составляющих успешный дизайн: выделенная рабочая поверхность, варочная панель, раковина, холодильник, посудомоечная машина, кладовая, общий стол, духовка (лучше всего на уровне глаз), приподнятая зона (или «общая полка», как он её называет) и низкая зона (для приготовления пищи с детьми или людьми в инвалидных колясках, а также для высоких или громоздких приборов).
Джонни также известен своей любовью к кухням без гарнитура. Он объясняет, что такой подход особенно хорошо сочетается с гибким зонированием, поскольку позволяет «обставить кухню так, как если бы это была любая другая комната в доме» Он ссылается на немецкое понятие gemütlich — атмосферу тепла и дружелюбия, объясняя, что именно это может привнести в дом кухня без гарнитура, способствуя общению и доступности для всех. «Речь идет о создании кухни, которая будет удобна именно вам, а не о следовании универсальным правилам», — говорит Джей из Inglis Hall, который согласен с тем, что отдельно стоящие кухни могут быть отличным решением. Фред из Neptune отмечает, что «если что-то вам не подходит, вы можете переставить это так, чтобы это лучше соответствовало вашим потребностям». Отдельно стоящие предметы мебели Neptune можно комбинировать и перемещать именно таким образом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что кухонный треугольник больше не должен быть нашим золотым правилом. Вместо этого нам нужно расширить его до многогранной, текучей и гибкой формы, которую мы можем менять по своему усмотрению. Ведь по мере того, как меняется наша жизнь, меняются и наши кухни, и то, как мы ими пользуемся.
Остров или стол на кухне? Маленькая деталь — огромная разница!








