Наверх

Цифровое искусство: модное увлечение или будущее творчества? Разбираемся

Что такое цифровое искусство? Разбираем виды, историю и будущее: от пиксель-арта до нейросетей и NFT.

07.07.2025
11:12
цифровое искусство

«Что такое цифровое искусство?» — вопрос, на который может показаться, что ответ прост. Это искусство, созданное с помощью электронных инструментов и систем, а не традиционных средств, таких как перо на бумаге, краска на холсте или резец по камню. Это очень широкое понятие, которое охватывает всё: от 2D-пиксельной графики до компьютерной графики, фотореалистичной 3D-графики, алгоритмической графики, цифровых копий традиционного искусства и многого другого.

Но дать точное определение цифровому искусству становится всё сложнее, поскольку границы между традиционным и цифровым искусством размываются. Некоторые художники, прославившиеся в первом направлении, перешли к работе в цифровом формате: от Дэвида Хокни до Такаси Мураками, Дэмиена Хёрста и Рэйчел Уайтрид.

В этой статье я расскажу, что такое цифровое искусство, и приведу несколько примеров различных видов цифрового искусства, а также расскажу, как создаётся цифровое искусство (см. наш обзор лучшего программного обеспечения для цифрового искусства и лучших графических планшетов для идей по настройке).

Что такое цифровое искусство?

цифровое искусство

В широком смысле цифровое искусство — это любое искусство, созданное с помощью цифровых технологий. Это может быть как цифровая живопись, так и анимация и 3D-модели для игр, художественные выставки в метавселенной и иммерсивный VR-опыт, а также фотографии и видео, созданные с помощью цифровых камер. Поскольку при создании использовалась та или иная форма цифровых технологий, мы можем считать это цифровым искусством (у нас могут быть разные мнения о том, является ли это искусством в полном смысле слова, но это уже другой вопрос).

Некоторые цифровые произведения искусства можно распечатать и выставить как традиционные работы на физической выставке или представить в цифровом формате на веб-сайтах, в социальных сетях или на виртуальных выставках в метавселенной. Традиционные произведения искусства также можно преобразовать в цифровые форматы для демонстрации в виртуальной среде.

Некоторые произведения цифрового искусства также являются интерактивными. В качестве примера часто приводят перформанс Аллана Капроу «Привет» (1969). В этом «теле-хэппенинге» до появления интернета участвовали телевизионные студии в разных городах, что позволяло людям взаимодействовать друг с другом, в то время как Капроу контролировал звуковые и визуальные аспекты, предвосхищая мир мгновенной коммуникации.

Какова история цифрового искусства?

Может показаться, что цифровое искусство — это новое явление, а такие программы, как Photoshop и Procreate, сделали его более доступным, но на самом деле у него долгая история. Художники начали использовать планшеты для рисования на компьютерах в 1960-х годах. Sketchpad Айвена Сазерленда, выпущенный в 1963 году, можно считать предшественником современных программ для автоматизированного проектирования.

С середины 1960-х годов термин «компьютерное искусство» стал общеупотребительным, поскольку художники, знакомые с информатикой, такие как Фридер Наке и Гарольд Коэн, начали использовать алгоритмы для создания изображений на основе сочетания логики и случайности.

В 1981 году был выпущен Quantel Paintbox — универсальная машина для цифрового искусства, которая использовалась крупными телестудиями. Из-за высокой стоимости она была недоступна для непрофессионалов, но вскоре благодаря быстрому распространению персональных компьютеров многие художники получили доступ к цифровым инструментам. Появились и новые виды искусства, созданные специально для цифрового мира, в том числе пиксель-арт и игровой арт.

В 1990-х годах интернет открыл новые возможности для обмена цифровыми произведениями искусства и знакомства с ними. Позднее социальные сети ещё больше расширили эти возможности, предоставив каждому желающему площадку для демонстрации своих работ. Цифровое искусство также начало объединяться с другими видами искусства, а развитие технологий позволило создавать более сложные 3D-модели и произведения искусства для виртуальной и дополненной реальности.

Виды цифрового искусства

цифровое искусство

Цифровое рисование и живопись были одними из первых форм цифрового искусства. Техники могут быть похожи на те, что используются в традиционном искусстве, но применяются с помощью стилуса и планшета или одного из лучших ноутбуков для рисования вместо карандаша и альбома для рисования или красок на холсте.

Цифровой рисунок может быть более гибким, чем работа с физическими материалами, поскольку вы можете добавлять слои, детали и цвета одним нажатием кнопки. Многослойность и 3D-функциональность дают больше творческой свободы и универсальности. Примеры можно найти в нашей статье о цифровых художниках, которые вдохновляют.

Анимация — ещё один широко распространённый вид цифрового искусства. Начиная с короткометражного фильма «Рука, созданная компьютером», снятого Фредом Парком и основателем Pixar Эдмундом Кэтмаллом в 1972 году, аниматоры использовали цифровое программное обеспечение для воспроизведения традиционных техник анимации и развили их с помощью 3D-анимации. С начала 2000-х годов большая часть анимации создаётся в цифровом формате. Ознакомьтесь с нашими материалами о стилях анимации и лучшем программном обеспечении для анимации.

цифровое искусство

Концепт-арт — это визуальное воплощение истории, позволяющее представить персонажей, локации, сцены и концепции для фильмов и игр. Концепт-художники превращают техническое задание или сценарий в эскизы, которые раскрывают идеи и атмосферу, помогая режиссёрам, продюсерам и разработчикам игр визуализировать историю на ранних этапах процесса и согласовывать своё творческое видение с 3D-художниками, аниматорами и сценографами. Часто упор делается на быструю итерацию для изучения идей, а не на создание идеальных готовых продуктов.

Алгоритмическое искусство создаётся самими компьютерами. Вместо того чтобы использовать цифровые инструменты так же, как традиционные художники используют физические, художник программирует правила, которым должна следовать компьютерная программа. В этом смысле художник может влиять на общее направление и ограничения результата, но сам ничего не подписывает.

Последние разработки в области искусства ИИ позволили развить эти идеи. Такие художники, как Дэвид Салле, обучали модели ИИ на своих работах и заставляли их генерировать новые композиции в соответствии со своим стилем.

3D-искусство используется в визуальных эффектах, видеоиграх, анимации, дизайне продуктов и всё чаще в иммерсивных VR- и AR-приложениях. Благодаря таким программам, как Blender, стало намного проще заниматься 3D-моделированием, при котором объекты создаются с помощью полигонов, кривых или инструментов для лепки, а затем применяются текстуры поверхности и освещение (см. наше руководство по лучшим программам для 3D-моделирования и подборку лучших 3D-художников).

Художник Эд Аткинс (на фото выше) создаёт видеоинсталляции с использованием высокореалистичных CGI-аватаров, исследуя границы между цифровым представлением и физическим опытом.

Пиксель-арт больше всего ассоциируется с ретро-игровыми консолями, на которых использовалась 8-битная и 16-битная графика, а также с телетекстовым искусством. Многие считают его золотой эрой игрового искусства, подарившей нам таких персонажей, как Пакман и Марио, но художники используют эту технику и по сей день. Работа с сеткой на уровне пикселей требует высокой точности, и многие художники используют ограниченную цветовую палитру, чтобы соответствовать возможностям ранней компьютерной графики. Смотрите нашу подборку примеров пиксель-арта.

Цифровая фотография теперь доступна повсеместно благодаря смартфонам с камерами, большинство из которых имеют собственные приложения для редактирования, позволяющие каждому делать снимки и редактировать их. Самым очевидным преимуществом цифровой фотографии перед традиционной является отсутствие необходимости в плёнке, но цифровая фотография также расширила возможности улучшения и обработки фотографий. Видео развивалось в том же направлении.

Как создаётся цифровое искусство?

Как мы уже убедились, цифровое искусство — это очень широкое понятие, поэтому неудивительно, что существует множество различных способов его создания. Для цифровой живописи на планшете многие художники используют Photoshop или Procreate (см. нашу подборку уроков по Procreate). Некоторые программы, такие как Rebelle, специализируются на имитации традиционных средств, в то время как такие программы, как Adobe Illustrator, позволяют художникам создавать векторные изображения, размер которых можно легко изменять.

Для фото- и видеосъёмки вам понадобится камера или смартфон с камерой, а также лучшая программа для редактирования фотографий или программа для редактирования видео и достаточно мощный компьютер для их запуска.

Каковы преимущества цифрового искусства?

Цифровое искусство не лучше и не хуже традиционного, но у работы в цифровом формате есть свои преимущества. Самое главное, что вы не ограничены физическими материалами, которые в долгосрочной перспективе часто требуют гораздо больших вложений.

Цифровое искусство может быть более быстрым и эффективным. Его легко стереть, отредактировать и скорректировать, что сокращает количество отходов и позволяет художнику экспериментировать, не беспокоясь о том, что он потратит ресурсы впустую. Большинство программ позволяют использовать сочетания клавиш для быстрого выбора инструментов и функций, что быстрее, чем физически брать кисть или смешивать новый цвет. Кроме того, хранение данных обходится дешевле и проще, поскольку вам нужно только облачное хранилище или внешний жёсткий диск, а не место в студии.

В то же время цифровые платформы упрощают процесс обмена вашими работами с большим количеством людей, а такие меры по обеспечению доступности, как дизайн, учитывающий особенности людей с дальтонизмом, и замещающий текст для изображений, позволяют большему числу людей наслаждаться искусством.

Что мне выбрать: традиционное или физическое искусство?

При выборе вида искусства, которым вы хотите заниматься, нужно учитывать множество факторов, и вам не обязательно ограничиваться одним конкретным направлением. Возможно, вы захотите создавать как цифровые, так и физические произведения искусства или даже комбинировать их. Например, вы можете рисовать традиционными материалами, а затем оцифровывать свои работы и продолжать их в цифровом программном обеспечении, или можете действовать наоборот.

Благодаря доступности компьютеров, планшетов и программного обеспечения для цифрового искусства можно легко поэкспериментировать с цифровым искусством и понять, подходит ли оно вам. Для начала не обязательно иметь опыт в традиционном искусстве, и вы можете обнаружить, что цифровое искусство обходится дешевле.

В конечном счёте искусство — это творческое самовыражение, а не то, с чем вы работаете. Стоит поэкспериментировать и понять, какой способ работы вам ближе. Если вы рассматриваете искусство как карьеру или бизнес, ваше решение, скорее всего, будет зависеть от того, найдёте ли вы нишу, которая позволит вам зарабатывать на своём творчестве.

Какое оборудование мне нужно для цифрового искусства?

Для создания любого цифрового произведения искусства вам понадобится компьютер в той или иной форме, будь то настольный ПК, ноутбук, планшет или гарнитура, например Vision Pro. Если вы используете ПК. Для цифрового рисования или живописи вам, скорее всего, понадобится сенсорный экран (или отдельный графический планшет, который можно подключить к компьютеру) и стилус для более точного ввода данных.

Для работы со многими программами для редактирования изображений и обработки фотографий требуется достаточно мощный компьютер, в идеале с оперативной памятью не менее 16 ГБ, чтобы можно было работать с большим количеством слоёв или эффектов. Для редактирования видео и 3D-моделирования лучше использовать компьютеры или ноутбуки с выделенными видеокартами.

Точная цветопередача также важна для большинства видов цифрового искусства. Для этого необходимо использовать монитор с хорошей цветопередачей и регулярно калибровать его с помощью одного из лучших калибраторов для мониторов

Что ждёт цифровое искусство в будущем?

Веб 3.0 открывает новые возможности для цифрового искусства, выходящие за рамки традиционных цифровых дисплеев. Виртуальная реальность, дополненная реальность и метавселенные позволяют зрителям погрузиться в произведение искусства, а иммерсивные физические выставки сочетают виртуальную реальность с цифровыми экранами. Также набирает популярность программируемое искусство, которое развивается с течением времени на основе реальных данных или взаимодействия со зрителем.

Важной тенденцией в цифровом искусстве в последние годы стал внезапный бум невзаимозаменяемых токенов (NFT), которые используют технологию блокчейна для подтверждения права собственности и подлинности цифрового произведения искусства. Благодаря тому, что художники могут токенизировать свои работы, изменился способ покупки и коллекционирования произведений искусства.

После бума 2021 года, когда было много спекуляций, в том числе со стороны перекупщиков, надеявшихся продать работы с выгодой для себя, наступил неизбежный спад. Тем не менее искусство NFT по-прежнему актуально и может помочь большему числу художников найти рынок сбыта для своих работ.

Искусственный интеллект также оказывает огромное влияние на цифровое искусство и меняет подход многих цифровых художников к работе. Есть опасения, что ИИ заменит некоторых специалистов в сфере цифрового искусства, и мы уже наблюдаем рост автоматизации в некоторых сферах, например в стоковой иллюстрации. Кроме того, остаются нерешёнными вопросы, связанные с авторским правом.

Но хотя ИИ может имитировать стили, он не способен быть по-настоящему оригинальным или понимать такие вещи, как контекст и эмоциональная глубина, а также осмысленно воспроизводить жизненный опыт художников, экспертную оценку и личное повествование. В то же время, когда художник использует ИИ в качестве инструмента, ИИ может открыть новые горизонты для экспериментов в области цифрового искусства.

Этот вирусный запрос в ChatGPT может научить вас чему угодно

Джо Фоули

Джо Фоули

Пишет новости, статьи и обзоры товаров, а также следит за лучшим оборудованием и программным обеспечением для творческих людей — от программ для редактирования видео до мониторов и аксессуаров. Он также танцует аргентинское танго.

Источник: Creativebloq
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»