Мода на ретро — не главное: чем должны быть идеальные камеры для профи
Ретро- и минималистичные беззеркальные камеры сейчас в моде, но профессиональные фотографы на самом деле хотят камеру, которая будет выполнять свою работу.
В мире беззеркальных камер появились две совершенно разные концепции. Более традиционный подход, основанный на использовании циферблатов, уже давно существует, о чём свидетельствуют серии Fujifilm X-T и X-Pro. В последнее время мы видим гораздо более откровенно ретро-дизайн, который прослеживается как в оформлении, так и в расположении элементов управления.
Nikon в своей популярной модели Zf отдает дань уважения 35-миллиметровому объективу FM2, а недавно выпущенная система OM System OM-3 отсылает к оригинальному Olympus OM-1, который в 1972 году стал настоящим открытием. Учитывая успех Zf — а OM-3, скорее всего, последует его примеру, — несомненно, появится еще больше камер, которые сочетают классический внешний вид и удобство со всеми преимуществами цифровой съемки.
В противоположном лагере находится BF от Sigma, который отличается абсолютным минимализмом, особенно в плане управляемости, а также урезанной функциональностью, которая исключает многие функции, которые можно было бы считать необходимыми.
Sigma утверждает, что в современных цифровых камерах — даже в моделях в стиле ретро — слишком много функций, которые не только не нужны, но и отвлекают. Цитирую: «BF сочетает в себе производительность и простоту и возвращает внимание к тому, что важнее всего: вашим фотографиям».
Конечно, если вернуться к 35-миллиметровым зеркальным камерам 1970-х годов, таким как OM-1, то по сегодняшним меркам они были абсолютной простотой — полностью ручное управление от начала и до конца, и, следовательно, полностью зависящее от того, что оператор делал на каждом этапе.
Для сравнения, BF — довольно продвинутая камера с высоким уровнем автоматизации и, с точки зрения возможностей съёмки, довольно приличным набором функций… как и следовало ожидать от беззеркальной полнокадровой камеры в 2025 году. Так что, возможно, BF — это скорее изменение, чем что-либо ещё. Минимальное количество внешних элементов управления, значительно упрощённый пользовательский интерфейс и очень длинный список упущений: нет электронного видоискателя (хотя он и не единственный), нет слота для карты памяти (но есть большая встроенная память), нет IBIS, нет вспышки и даже горячего башмака, нет беспроводной связи, одно физическое подключение и фиксированный экран монитора.
Мы видели более минималистичный подход у Leica с её цифровыми моделями M, но во многом это стало результатом попыток модернизировать плёночный фотоаппарат конца 1950-х годов, сохранив при этом ключевые элементы, такие как оптический видоискатель. Sigma BF — это совершенно новый дизайн, поэтому все изменения были преднамеренными и, предположительно, тщательно продуманными. Внешне BF, выполненный из цельного куска металла, выглядит великолепно, но для его использования требуется другой подход… что, возможно, и является именно тем, чего пытается добиться Sigma.

Не зря профессиональные фотографы более консервативны в выборе дизайна своих камер, ведь они больше нацелены на результат, чем на получение удовольствия. Поэтому всё дело в эффективности и результативности, а также, конечно, в прочности и надёжности.
Автоматизация — в частности, управление экспозицией и фокусировкой — дольше не появлялась в камерах профессионального уровня, потому что все знали, что они делают, и понимали связанные с этим визуальные эффекты, такие как глубина резкости. Первые цифровые камеры были в основном профессиональными — фактически это были «захватывающие» камеры для среднеформатных зеркальных систем, — потому что их преимущества для таких задач, как работа с каталогами, были неоспоримы. Когда стали очевидны более широкие возможности, профессионалы стали использовать более дорогие любительские цифровые камеры с фиксированным объективом, пока производители не выпустили зеркальные камеры.
С тех пор управление через меню, сенсорные экраны, многофункциональные элементы управления, беспроводная передача данных и приложения для управления камерой стали универсальными, но новые важные функции, как правило, сначала появляются в топовых моделях — Canon EOS R5 Mark II и EOS R1 являются хорошими примерами последних новинок, — а затем распространяются на более низкие модели. Если что-то работает и работает хорошо, то это успех, и это важнее всего остального.
Независимо от бренда, беззеркальные камеры профессионального уровня, по сути, схожи по своим функциям, основным характеристикам и расположению элементов управления… потому что именно это позволяет выполнять работу. Ретро-стиль… или, по крайней мере, минимализм… несомненно, привлекателен, но в конечном счёте эти камеры должны позволять вам делать то, что вы хотите, не мешая вам.
На бумаге смелые дизайнерские решения могут выглядеть очень убедительно, но чтобы выйти за рамки простого переосмысления, они должны быть в чём-то явно лучше. Всё просто.









