Наверх

Fujifilm X Half напомнил, почему я окончательно перешёл на цифру

Тест режима «плёночной» камеры Fujifilm X Half показал все сложности пленки. Иногда удобство цифровой съёмки выигрывает у ностальгии.

14.10.2025
20:11
Fujifilm X-Half: пленка в цифровом формате

Основные идеи

Полукадровая съёмка ограничивает гибкость и увеличивает ожидание результата
Цифровая съёмка даёт мгновенный просмотр, смену ISO и баланса белого
Возвращение к пленке требует понимания технических аспектов

Мнение автора

Fujifilm X Half воспроизводит ограничения плёночной фотографии, включая режим «полукадровой съёмки» и фиксацию ISO и баланса белого. Это интересно с точки зрения эксперимента и обучения, но для современного фотографа цифровой контроль и мгновенная обратная связь остаются непревзойденными преимуществами.

Что не так с Fujifilm X Half? Если вы, как и я, начинали с плёночной съёмки, то, возможно, как и я, вся эта цифровая съёмка показалась вам немного чуждой и — уж точно для всего, что было после появления камеры — довольно сложной.

Конечно, мне пришлось довольно быстро освоиться с новой технологией, но я продолжал снимать на плёнку ещё довольно долго. Однако со временем мы стали воспринимать как должное все удобства цифровой фотографии… настолько, что возвращение к ней теперь кажется непростой задачей.

Это было особенно заметно при обзоре Fujifilm X Half и, в частности, её режима «Плёночная камера». Он накладывает целый ряд ограничений, которые обычно присущи плёночной съёмке.

И это действительно заставило меня задуматься о реалиях плёночной фотографии, противопоставляя её романтическим представлениям о том, что это более инклюзивный опыт, более вдумчивый, менее суетливый и всё такое, что кажется привлекательным, пока не доберёшься до сути. Теоретически всё это хорошо, и так было, когда фотография была исключительно плёнкой и ничем другим.

Я начал снимать на Kodachrome 64, одной из самых требовательных плёнок (за исключением, пожалуй, K25), и это означало, что нужно было всё делать правильно прямо в камере: композицию, кадрирование, фокусировку и экспозицию. Это стало хорошей тренировкой, и я до сих пор стремлюсь к этому, но приятно иметь множество подстраховок, которые предоставляет цифровая камера, и возможность исследовать больше вариантов для каждого объекта и ситуации.

Конечно, к концу эры 35-миллиметровые камеры, в частности, а также модели среднего формата, стали полностью автоматизированными, с кнопками и информационными экранами. Поэтому, когда мы говорим об «опыте работы с плёночной камерой», мы на самом деле имеем в виду либо полностью механические, либо преимущественно ручные камеры, требующие от вас выполнения большей части работы и, что ещё важнее, от вас понимания того, что вы делаете.

Именно это пытается воспроизвести X Half с ее искусственным рычагом подачи пленки, съемкой одиночных кадров и различными регулировками, которые больше нельзя настроить, поскольку вы находитесь в середине «пленки» (есть даже виртуальная перемотка).

Послушайте, это могло бы быть весело, но я выбыл из игры задолго до ее окончания, потому что просто не видел смысла ждать, пока я сделаю 36 кадров, прежде чем смогу увидеть, что я снял (и вы можете установить его на 54 или 72 — поскольку это камера с полукадровой съемкой — что кажется еще более мучительным).

Конечно, так было раньше, и мы все научились с этим жить, но я больше не думаю, что нужно проходить через все те мучения, которые всегда существовали между завершением фильмов и их проявкой, особенно если это был большой проект.

Fujifilm X-Half: пленка в цифровом формате

Если вы никогда раньше не снимали на плёнку, это, безусловно, станет серьёзной проверкой на практике: вы не узнаете, всё ли у вас получилось, пока, скорее всего, не сможете повторить ситуацию или обстоятельства. В конце концов, событие называют «уникальным» не потому, что оно обязательно повторится в ближайшее время.

В противном случае вам придётся снимать 36 кадров с одним и тем же типом плёнки и одним и тем же значением ISO, если только вы не используете несколько камер (что, конечно же, делали многие профессионалы). Возможность менять значение ISO, помня о влиянии на качество изображения, — одно из самых больших преимуществ цифровой съёмки. И когда такой возможности нет, становится особенно не хватать.

Цветовой баланс — ещё один фиксированный параметр плёнки, хотя, если вы не снимали регулярно на плёнку с балансировкой под ярким светом, вы, вероятно, и не подозревали об этом. Но если вам нужна была абсолютно правильная цветопередача, как, безусловно, делали многие профессионалы, цветокорректирующие фильтры на объективе были единственным выходом. В настоящее время многие цифровые камеры позволяют тонко настраивать баланс белого в градусах Кельвина.

Цифровая съёмка, пожалуй, дала нам более глубокое понимание технических аспектов и более широкие возможности их использования для воплощения наших замыслов. А креативность по-прежнему остаётся исключительно за вами.

В кино есть своя алхимия, а также элементы непредсказуемости, что, безусловно, придаёт ему ремесленную привлекательность; сам процесс, пожалуй, становится даже важнее, чем сама картинка. Я это понимаю. Но лично мне точно не нужно возвращаться к истокам – даже ради развлечения.

Ностальгия с технологиями: почему камера One35 V2 особенная

Источник: Digitalcameraworld
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»