
Новый снимок Nvidia Rubin CPX: основы будущего RTX 6090 без ИИ-блоков!
Снимок кристалла Nvidia Rubin CPX раскрывает уникальные аппаратные блоки, разработанные специально для графики, без необходимости в ИИ-компонентах!
Ранее на этой неделе компания Nvidia представила графический процессор Rubin CPX на конференции по технологиям искусственного интеллекта в рамках своего портфеля решений для центров обработки данных нового поколения, предназначенных для ускорения рабочих нагрузок, связанных с логическим выводом. Rubin CPX, в частности, ориентирован на вычисления, а не на пропускную способность, и является частью «дезагрегированной» архитектуры искусственного интеллекта, которая будет запущена с Vera Rubin в следующем году. Однако сегодня, при более внимательном рассмотрении его компонентов, можно предположить, что этот ИИ-ускоритель может быть чем-то большим, чем заявляет Nvidia. Некоторые даже предполагают, что он может стать основой для RTX 6090.
High Yield, независимый аналитик в области полупроводников, недавно расширил сферу своей деятельности, включив в неё Rubin CPX, и опубликовал снимок кристалла, сделанный с близкого расстояния, в рамках пресс-релиза Nvidia. Это всего лишь художественный рендер, который может быть неточным, поэтому отнеситесь к этой новости со здоровой долей скептицизма. Но это не помешало High Yield обнаружить кое-что странное: наличие аппаратных блоков, предназначенных для работы с графикой. Он обнаружил полный набор конвейеров вывода растровых изображений (Raster Output Pipelines, ROP), растровых блоков и даже механизмов отображения на Rubin CPX — все эти компоненты не имеют отношения к задачам искусственного интеллекта.
Согласно маркировке High Yield, в видеокарте 16 кластеров обработки графики (Graphics Processing Clusters, GPC), в каждом из которых по 6 кластеров обработки текстур (Texture Processing Clusters, TPC), что в сумме даёт 192 потоковых мультипроцессора (Streaming Multiprocessors, SM) — столько же, сколько в RTX 5090 на базе Blackwell. Но на этом кристалле также есть 256 конвейеров вывода растровых изображений (Raster Output Pipelines, ROP), а также четыре конвейера вывода изображения — опять же, они занимают драгоценную площадь кристалла, предназначенного в основном для искусственного интеллекта. Это делает Rubin CPX совершенно другим процессором, ведь у GB202, на котором работает 5090, всего 170 блоков операций с памятью и 12 блоков вычислений с плавающей запятой.
Что касается потенциальной RTX 6090, то Nvidia почти наверняка последует своей обычной практике и перепрофилирует частично функциональные кристаллы. Даже с отключёнными двумя графическими процессорами Rubin CPX будет иметь около 28 672 ядер CUDA и 224 блоков растеризации, что значительно больше, чем 21 760 ядер CUDA и 176 блоков растеризации у RTX 5090 соответственно.
С другой стороны, если Nvidia сохранит 8 TPC на графический процессор, унаследованный от Blackwell, то дизайн может масштабироваться до 32 768 ядер CUDA. С учётом типичного снижения производительности, связанного с выходом годной продукции, примерно на 10 %, это всё равно указывает на игровую модель с более чем 28 000 ядер CUDA, что предполагает повышение производительности на 28–30 % по сравнению с предыдущим поколением. И это без учёта тактовой частоты или архитектурных усовершенствований.
Кроме того, на рендере видна 512-битная шина памяти с использованием GDDR7 и, возможно, 128 МБ кэш-памяти второго уровня. Таким образом, эффективная пропускная способность памяти составит почти 2 ТБ/с, что значительно превышает показатель RTX 5090 в 1,8 ТБ/с (также на 512-битном интерфейсе). Кроме того, поддержка PCIe 6.0 и наличие видеодвижков указывают на то, что Rubin CPX — это не только ускоритель искусственного интеллекта, но и ступенька на пути к тому, что будет завтра.
Если Rubin CPX действительно является предшественником RTX 6090, то это будет один из самых крупных и многофункциональных чипов, которые когда-либо выпускала Nvidia. Благодаря 256 блокам растеризации, что намного больше, чем 176 блоков в GB202, графический процессор Rubin CPX гипотетически может обеспечить значительный прирост в традиционной растеризации при более высоких разрешениях, а также улучшить пропускную способность пикселей.
Rubin CPX будет выпущен в конце 2026 года, после запуска Vera Rubin. Они объединятся, чтобы создать самое передовое и эффективное решение Nvidia для логического вывода на основе ИИ. С другой стороны, RTX 6090 должна быть анонсирована на CES 2027, если Nvidia будет следовать традициям предыдущих лет. Таким образом, сроки совпадают, но это ещё не подтверждено. Но пока нам стоит сохранять скептицизм.














