Когда природа рисует лучше человека: почему величайшие цветы — главные художники мира
Не для букета — для вечности. Художница Кейт Френд не срисовывает цветы, а ведёт с ними диалог. Чтобы создать свои натюрморты, она прошла путь от садов королевской семьи до секретных оранжерей, где рождаются шедевры флоры.
Основные идеи
Мнение автора
Я создала для проекта мобильную студию — ящик из матового золота. Золото отражало свет и охлаждало цветы, это был ключ для съёмки в Фатиме под палящим солнцем. Главная сложность в работе с цветами — не композиция, а физика. Нужно победить время и температуру, которые разрушают объект съёмки. Такие проекты требуют не только художественного взгляда, но и инженерного решения. Если вы хотите снимать нежные полевые цветы, продумайте систему их охлаждения и изоляции от внешней среды ещё до выезда на локацию.
Вот вам суровая правда жизни: цветы, как ни крути, — штука очень недолговечная. Они вянут, и с этим ничего не поделать. И полевой мак — он вообще апофеоз этой хрупкости! Вся его красота — в этих сморщенных шелковистых лепесточках и тончайших волосках на стебельке. Но они исчезают буквально на глазах.
И вот художница Кейт Френд задумала крутой проект: сфотографировать полевые цветы в тех местах, где, по преданию, являлась Дева Мария. Но как это сделать, если на улице жара, а модели такие ненадёжные? Пришлось ей становиться инженером и придумывать целую передвижную студию!
В общем, она сконструировала специальный ящик. Его можно было закинуть в горы или вынести в поле и устроить там настоящую фотосессию, пока цветы ещё свежие. Представляете?
«Когда я поехала в Фатиму, в Португалию, я знала, что там будет палящее солнце, — объясняет Кейт прямо из своего дома в Лиссабоне. — Мне нужен был способ взять ситуацию под контроль. Я сделала коробку из матового золота — внутри и снаружи. Чтобы она напоминала реликварий, знаете? А золото ещё и свет отражает, так что цветы остаются в прохладе. И я беру с собой дощечки разных цветов, вставляю их в коробку как фон». Ну гениально же?

Вдохновением для создания серии «Дева Мария» послужило предстоящее прибытие Папы Римского Франциска в Португалию. Фотографии были представлены на выставке «Для тех, кто хочет их увидеть, всегда есть цветы» в галерее Линдси Ингрэм в Лондоне в апреле этого года. Как и почти во всех работах Кейт с цветами, в центре внимания находится один стебель или букет, стоящий в небольшой вазе на цветном фоне. Звучит довольно просто, но идея, подготовка и практические аспекты создания каждой работы приводят к появлению мощного образа, который остаётся в памяти ещё долго после просмотра.
«Я знала, что буду собирать полевые цветы на священной земле, поэтому сам процесс сбора становился своего рода молитвой… формой поклонения, — рассказывает она. — Ты изолируешь их, проводишь с ними время, и цветы становятся иконой — проводником. Должна быть атмосфера церемонии. Оглядываясь назад, я понимаю, что этот процесс был похож на безумие».
Самым необычным было то, что произошло на обратном пути по извилистой горной дороге после её последней съёмки в Ла-Салетт-Фалавау, где в 1846 году явилась Дева Мария. Дорожное покрытие недавно обновили, и она почувствовала, что колёса машины теряют сцепление с асфальтом. В следующее мгновение арендованная «Альфа-Ромео» съехала с дороги, и она помнит, как машина перевернулась и покатилась вниз, но её вовремя спасла небольшая группа деревьев.

Лобовое стекло было разбито, но она и её оборудование не пострадали. Этот опыт сильно изменил её взгляд на жизнь и приблизил её к земле и цветам, которые на ней растут. «Куда ты теперь пойдёшь? Ты снова жива. Как ты проводишь здесь время?»
Это было совсем не похоже на первые шаги Кейт в качестве фотографа, когда ей было чуть за двадцать и она бралась за коммерческие проекты в сфере туризма или рекламы. В то же время она запустила и с 2010 по 2015 год выпускала ограниченным тиражом журнал-бутик Mother, который получал заказы от Comme des Garçons, Issey Miyake и Maison Margiela.
Она пришла в фотографию, предполагая, что будет использовать аналоговую камеру, но после пяти лет работы с цифровым оборудованием, как было принято в то время, она поняла, что хочет уйти. «Я уволилась, продала всё своё оборудование и оказалась в странном положении: я не знала, что буду делать, у меня не было денег, я бралась за самую разную подработку. Я прошла путь от съёмок довольно дорогостоящих проектов и перелётов по всему миру до полного ничегонеделания».

Найдя в ящике свой старый «Пентакс», она начала экспериментировать. «Я находила цветы в самых неожиданных местах и срывала их… Я сфотографировала очень красивый белый лук и была очарована его формой и структурой, но я не знала, что с этим делать».
Изучив вопрос подробнее, она поняла, что ей нужно отправиться туда, где цветы в наилучшем состоянии, — «цветочная ярмарка в Ковент-Гардене точно не подходила» — и так начался её первый проект, в котором она работала с главными садовниками. «Я сделала серию из 16 портретов в Грейт-Дикстере в Восточном Суссексе, в Челсийском ботаническом саду в Лондоне и в других местах. Они задали тон, стиль, философию и практику, которые позволили мне в первую очередь уделять внимание выбору цветов». Она «прекрасно провела время, следуя за знаменитыми садоводами и получая охапки черенков… там не было светской болтовни, мы просто говорили о растениях и восхищались ими».

Музей садоводства в Ламбете, SE1, предложил провести выставку её ботанических портретов, которая состоялась в 2018 году. Это привлекло внимание Кейт к Линдси Ингрэм, и в 2021 году галерея представила выставку «Портреты по выбору…». Идея заключалась в том, чтобы найти людей, которые связаны с цветами, но не обязательно являются садоводами, и попросить их выбрать цветок и сосуд. Маргарет Хауэлл (сухая гортензия) стала первой моделью фотографа и придала ей уверенности в себе.
В шоу также приняли участие цветы, выбранные, в частности, ландшафтным дизайнером Дэном Пирсоном (Dianthus cruentus и Dierama pulcherrimum); Оливией Харрисон (гималайский голубой мак), которая руководила восстановлением исторического сада во Фрайар-Парке, Хенли, Оксфордшир; модным фотографом Юргеном Теллером (клубника); и Мэгги Хэмблинг, чей кактус был сфотографирован в её студии. «По выбору…» В 2023 году в Линдси-Ингрэм открылась выставка Part II, на которой были представлены самые разные экспонаты — люди и растения.
«Иногда люди чётко понимают, чего хотят, как, например, психиатр и автор книги “Разум в саду” Сью Стюарт-Смит (“Тюльпан” «Хельмар»), для которой всё сводилось к тюльпанам. А иногда я вижу кого-то вроде голландского ландшафтного дизайнера Пита Удольфа, и он говорит: “Мне всё нравится, идите в сад. Удачи вам, увидимся позже”». (Она выбрала для него валлийский мак, Meconopsis cambrica.) «Каждый визит был очень показателен с точки зрения характера человека, и все они были очень приятны для меня. Мне нравится ставить себя в такие обстоятельства, ведь именно так каждая работа становится портретом».
Художник Ай Вэйвэй дал ей час на то, чтобы она срезала цветок каланхоэ Диагремонта (Kalanchoe diagremontiana). «Я была под пристальным наблюдением его сотрудников, так что я действительно была под давлением, но это может пойти на пользу результату, потому что я была полностью сосредоточена». Ландшафтный дизайнер Лучано Джуббилей просто дал ей GPS-навигатор и пожелал удачи. «Я оказалась посреди Майорки в сильный шторм, пытаясь найти асфодель, но это было просто великолепно… Мне это понравилось». В середине зимы она познакомилась с Фернандо Карунчо, ландшафтным дизайнером и философом из Мадрида. Он выбрал красивое бледно-жёлтое, ароматное, цветущее зимой растение Chimonanthus fragrans и пригласил её на обед в ближайший ресторан. За бокалом вина и вкусной едой он сказал ей: «Если вы сможете добраться до тёмного сердца сада, значит, вы действительно чего-то добились». Кейт вспоминает: «Его слова вдохновили меня на последний проект и, возможно, на этот проект, который я собираюсь начать».
Пока рано говорить о том, к чему это приведёт. Сейчас она находится в том, что она называет «фазой переваривания», — изучает и пытается осмыслить происходящее в мире. Весной — в начале сезона цветения — она будет готова снова отправиться в путь со своей мобильной студией и камерой Pentax.











