Наверх

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти

Аналитики констатируют смерть виртуальной реальности как массовой технологии, и даже технологические гиганты не могут изменить ситуацию

15.10.2025
04:15
Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти

Основные идеи

Виртуальная реальность как технология окончательно умирает
Даже Apple с ее ресурсами не может возродить VR
Samsung также бессилен против общего спада интереса
Технология не нашла массового применения несмотря на инвестиции

Мнение автора

Статья ставит точку в дискуссии о будущем VR. Как эксперт, наблюдающий за индустрией years, я согласен - технология не оправдала ожиданий, и даже такие гиганты как Apple не смогли сделать ее массовой.

Прошло почти десять лет с моего первого знакомства с VR. Я работал в PCWorld, и нам довелось протестировать ранний прототип HTC Vive. Шел 2016 год, и мир готовился к тому, что его захватит эта штука под названием виртуальная реальность.

Перенесемся в наши дни и вспомним слух о том, что Apple планирует переделать гарнитуру Vision Pro и превратить ее в более легкую и дешевую систему дополненной реальности. Что пошло не так? Vision Pro должен был (наконец) запустить технологию в стратосферу и преподать всем урок, как это делается.

И хотя Vision Pro технически является гарнитурой смешанной реальности (с функцией сквозного просмотра), все недостатки VR применимы и к этой ультра-премиальной гарнитуре.

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти

В 2016 году я, конечно, был поражен потенциалом VR, но уже тогда закрадывались сомнения. Решив не становиться очередным пророком апокалипсиса и не отбрасывать VR сразу, я тихо ждал, пока технология созреет, но теперь я уверен.

Видео от DGL.RU

Некоторые вещи, которые я считал «болезнями роста», оказались фундаментальными ограничениями, которые невозможно преодолеть. Покойся с миром, VR. Ты был смертельно болен с самого начала, и даже опыт Apple и щепотка смешанной реальности не смогли тебя спасти. Но давайте оставим драму и посмотрим, каковы на самом деле эти фундаментальные ограничения.

(Дис)комфорт

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти
Не самая удобная вещь. Выглядит круто, правда…

Моя главная претензия к VR всегда была и остается — (отсутствие) комфорта. Первое поколение HTC Vive весило 470 граммов и было довольно утомительным уже через 15 минут. Напяливать два дисплея прямо перед глазами и надевать шлем — не лучший пользовательский опыт.

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти
Даже Vision Pro за 3500 долларов становится неудобным через некоторое время

Apple Vision Pro еще тяжелее, весит от 600 до 650 граммов, так что, похоже, технология в этом конкретном отношении пошла вспять. И это не считая 350-граммового аккумулятора, который подключается к гарнитуре и который вы должны носить в кармане.

Также есть морская болезнь (VR-болезнь); вы начинаете потеть, а глаза напрягаются и довольно быстро устают, и хотя к большинству из этого можно привыкнуть, отрыв от реального мира, по моему мнению, является главным негативным фактором.

И Apple признала это, сделав Vision Pro сквозным, добавив немного «реального мира» в микс. Кажется, этого было недостаточно.

VR просто создает слой между вами и окружающим миром. А люди «созданы» для взаимодействия со своим окружением, включая других людей, конечно, но и все остальное тоже. Настоящий дискомфорт возникает от отрыва от реальности.

Стоимость (не главная) проблема

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти
Ничто так не кричит о статусе, как пара модных аквалангов за 3500 долларов

Очевидная, и фактор, который, как я думал, со временем потеряет свою значимость, — это цена. Но оказывается, по мере развития технологий цена не только не снижается, но и растет. Vision Pro стоит 3500 долларов, что очень много, тут не поспоришь.

Но даже HTC Vive за 799 долларов не продается так уж хорошо, и это говорит о многом. Высокая цена, конечно, не способствует распространению VR, но вышеупомянутые проблемы гораздо важнее, и результаты очевидны.

Согласно аналитической фирме Omdia, продажи потребительских VR-гарнитур упали на 10% в 2024 году, снизившись до примерно 6,9 миллиона единиц с 7,7 миллиона в 2023 году. Активное использование гарнитур также сократилось — некоторые люди покупали устройства, пробовали их, а затем переставали ими пользоваться.

Разработчики не разрабатывают…

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти
Десятилетие прошло, а все, что у нас есть, — это плавающие приложения и окна…

Скептицизм есть даже среди разработчиков. Недавнее исследование показало, что только 13% разработчиков, не работающих в VR, видят смещение своего фокуса на VR в ближайшие 5 лет. Последние 10 лет VR в основном предназначался для игр, и даже эта отрасль стагнирует.

56% разработчиков игр считают, что рынок VR находится в упадке или стагнации. Так что, если люди, ответственные за создание магии, не верят в магию, дела выглядят плачевно.

Если вы объективно посмотрите на сцену программного обеспечения для VR, там нет ничего революционного. Ничего, чего нельзя было бы сделать на обычном плоском экране, никакого нового 3D-интерфейса для браузинга, который навсегда изменит способ, которым мы серфим в интернете, никаких инструментов производительности в стиле «Особого мнения».

Samsung опоздала на вечеринку, которая уже закончилась

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти
Эта гарнитура выглядит знакомо…

Давайте для разнообразия не будем вдаваться в то, «кто у кого скопировал». Гарнитура Samsung Galaxy XR утекла в сеть, показав идею корейской компании о массовой гарнитуре, которой Apple Vision Pro так и не стала.

Но, судя по утечке, Galaxy XR не принесет ничего радикально нового по сравнению с Vision Pro, даже несмотря на то, что он построен на Android XR — платформе, которая, по мнению Google, революционизирует, коммерциализирует и освободит VR и AR.

Устройство по-прежнему тяжелое (545 граммов), по-прежнему имеет внешний аккумулятор, и я готов поспорить, что не будет никаких революционных приложений для поддержки запуска. Так что, даже если цена будет ниже, есть все шансы, что эта гарнитура постигнет та же участь, что и Vision Pro, увядая в забвении. Поэтично.

Будущее — за дополненной реальностью

Конец эпохи: почему VR умер и Apple бессильна его спасти

Разница между VR и AR временами может быть размытой, особенно с этими гарнитурами смешанной реальности, но последняя избавляется от большинства недостатков и предлагает некоторые действительно крутые функции, которые МОГУТ быть незаменимыми.

Пара AR-очков, беспроводным образом подключенных к вашему телефону, легка и позволяет вам видеть мир вокруг себя, взаимодействовать с ним и улучшать его способами, на которые не способен никакой другой гаджет.

Представьте себе навигацию, парящую в воздухе, перевод в реальном времени без необходимости смотреть на телефон, контекстную информацию о вашем окружении, дорожные знаки, магазины — возможности безграничны.

Я не хочу переоценивать это и садиться на поезд хайпа, но даже ранние прототипы, которые я тестировал на нескольких мероприятиях MWC, были намного полезнее, чем любая VR (или смешанная реальность) гарнитура на сегодняшний день. Мы сейчас делаем ставку в отношении AR, и будем надеяться, что Марк не испортит все.

Что вы думаете обо всем этом? Разделяете ли вы мое (несколько радикальное) мнение о том, что VR мертв, и считаете ли вы, что у AR больше шансов?

Следующий шаг Apple: какие улучшения ждут Vision Pro 2

Марьян Славов

Марьян Славов

В детстве разбирал на части всё, что попадалось под руку — от роботов до игровых консолей, часто безвозвратно. Писал стихи и рассказы, потом выучился на журналиста и начал писать о технологиях. Когда компьютеры превратились в смартфоны, ушёл в мобильную журналистику. До сих пор хранит Sony Ericsson Xperia Ray в рабочем состоянии. Фанатеет от передовых технологий — графеновых батарей, голографических дисплеев, нанотехнологий. Три года рубился на мечах на национальном уровне, сейчас предпочитает Gran Turismo на PlayStation и перечитывает Мураками.

Источник: PhoneArena
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»