
Nikon ZR против Sony FX3: битва получилась очень напряженной
Сравнение Nikon ZR, созданной при участии Red, и Sony FX3. Сможет ли сверхтонкая и доступная камера Nikon свергнуть с престола правящего короля от Sony?
Мы все этого ждали: Nikon ZR против Sony FX3 — битва настолько важная, что Nikon пришлось купить другую компанию по производству камер, чтобы одержать победу.
Да, Nikon ZR — это первая камера, созданная не только с использованием технологий Red, но и первая, на корпусе которой красуется имя Red. Nikon приложила все усилия, чтобы свергнуть с престола могущественную Sony FX3, которой к тому же дышит в спину Canon EOS C50.
Так как же эта передовая камера от Nikon (в значительной степени основанная на Nikon Z6 III) смотрится на фоне FX3 2021 года (которая, по сути, является Sony A7S III 2015 года в обличии кинокамеры)?
Шансы не в пользу Sony, чей 10-летний 4K-сенсор противостоит 12-месячному 6K-сенсору Nikon с частично стекированной архитектурой, 32-битным звуком, новейшими технологиями автофокусировки, а также кодеками и цветопередачей от Red.
Делайте ваши ставки, и давайте посмотрим, чем закончится поединок между Nikon ZR и Sony FX3…
Краткое сравнение Nikon ZR и Sony FX3
| Nikon ZR | Sony FX3 | |
|---|---|---|
| Выпущена | Сентябрь 2025 | Февраль 2021 |
| Сенсор | 24,5 Мп, полнокадровый, частично стекированный | 12,1 Мп, полнокадровый |
| Байонет | Nikon Z | Sony E |
| Автофокус | Гибридный с определением фазы | Быстрый гибридный АФ |
| Распознаваемые объекты | Видео: люди, собаки, кошки, птицы, машины, мотоциклы, велосипеды, поезда, самолеты. Фото: люди, собаки, кошки, птицы, машины, мотоциклы, велосипеды, поезда, самолеты | Видео: люди. Фото: люди, животные |
| Внутрикамерная стабилизация | 7,5 ступеней | 5,5 ступеней |
| Диапазон ISO | Двойное базовое ISO (800 / 6400). Видео: ISO от 100 до 51 200 (расширяется до 204 800). Фото: ISO от 100 до 51 200 (расширяется до 204 800) | Видео: ISO от 80 до 102 400 (расширяется до 409 600). Фото: ISO от 80 до 102 400 (расширяется до 40-409 600) |
| Макс. разрешение видео | 6K 60p, 4K 120p, FullHD 240p | 4K 120p, FullHD 240p |
| Видоискатель | Нет | Нет |
| Задний экран | 4-дюймовый, поворотный, 3,07 млн точек | 3-дюймовый, поворотный, 1,44 млн точек |
| Память | 1x CFexpress B, 1x microSD | 2x CFexpress Type A / SD UHS-II |
| Подключения | Wi-Fi, Bluetooth, mini HDMI, тайм-код (беспроводной), микрофон, наушники, USB-C, разъем RC | Wi-Fi, Bluetooth, 2x XLR (на рукоятке), HDMI, тайм-код, микрофон, наушники, USB-C |
| Аккумулятор | EN-EL15c | NP-FZ100 |
| Габариты | 134 x 80,5 x 49 мм | 129,7 x 77,8 x 84,5 мм |
| Вес | 630 г (только корпус с аккумулятором) | 715 г (корпус с аккумулятором), 1015 г с рукояткой |
Nikon ZR против Sony FX3: цена
- Canon EOS C50: $2,199 (181 тыс. руб.)
- Sony FX3: $4,098 (337 тыс. руб.)
Sony доминировала на рынке последние четыре года, и поэтому FX3 до сих пор продается по высокой цене. Однако с появлением конкурентов от Nikon и Canon, которые значительно дешевле, четырехлетние технологии уже не выглядят таким выгодным предложением.
Камера Nikon стоит почти в два раза дешевле, но предлагает гораздо больше возможностей и функций, не говоря уже о базовом приросте производительности благодаря новому сенсору и технологиям автофокусировки.
Если не попадется какая-нибудь невероятно выгодная акция, то FX3 будет крайне сложно продать на фоне ZR.
🏆 Победитель: Nikon ZR

Nikon ZR против Sony FX3: дизайн и эргономика
- Nikon ZR: 134 x 80,5 x 49 мм, 630 г, 4-дюймовый экран
- Sony FX3: 129,7 x 77,8 x 84,5 мм, 715 г / 1015 г с рукояткой, 3-дюймовый экран, IBIS
Nikon сделала свою камеру сопоставимой по высоте и ширине с FX3, но при этом она на 42% тоньше. Это удивительно тонкий дизайн, благодаря которому ZR гораздо удобнее лежит в руке, хотя это и привело к некоторым компромиссам, из-за которых ZR ощущается не такой профессиональной кинокамерой, как Z6 III, на которой она основана.
Например, камера оснащена портом micro HDMI вместо полноразмерного, как у Z6 III и FX3. Тонкий корпус также означает, что слоты для карт памяти расположены не сбоку (как принято в профессиональных камерах), а в батарейном отсеке снизу (что характерно для любительских камер).
Последнее решение вызывает недоумение по нескольким причинам. Во-первых, выбор маломощной карты microSD для кинокамеры очень странен — вероятно, это компромисс из-за нехватки места, что также влечет за собой снижение производительности, например, отсутствие возможности резервной записи. Во-вторых, чтобы извлечь карту microSD, придется вынимать и аккумулятор.
Если и этого недостаточно, вам, скорее всего, придется снимать камеру со штатива каждый раз, когда нужно поменять основную карту CFexpress. На многих штативах невозможно открыть батарейный отсек, так как головка блокирует крышку (именно поэтому в профессиональных камерах слоты для карт обычно расположены сбоку). Кроме того, меньший корпус означает, что есть только одна точка крепления.
FX3 лишена этих проблем с доступом и оснащена двумя гибридными слотами CFexpress A / SD, что обеспечивает более высокую производительность и возможность резервной записи. Более толстый корпус также позволил разместить пять точек крепления. Все это — серьезные преимущества в пользу Sony, но и у FX3 есть свои недостатки в дизайне.
Например, у FX3 есть джойстик, но он странным образом расположен сверху камеры! И хотя ее 3-дюймовый экран вполне хорош, с разрешением всего 1,44 миллиона точек он далеко не самый четкий на рынке. В то же время у ZR джойстик находится на задней панели (там, где ему и место), а ее главным достижением, пожалуй, является огромный 4-дюймовый экран с разрешением 3,07 миллиона точек — он на треть больше и в два раза четче, чем у Sony.
Однако, в отличие от Sony (и Canon), Nikon не выпустила для ZR модульную рукоятку, которая не только улучшает эргономику, но и содержит XLR-порты — заметное упущение для камеры этого класса.
В итоге у обеих сторон есть свои плюсы и минусы. И хотя я восхищаюсь компактностью ZR, компромиссы в удобстве использования — менее надежные носители данных, невозможность получить к ним доступ, не снимая камеру с обвеса, отсутствие рукоятки и XLR-портов — означают, что этот раунд остается за Sony.
🏆 Победитель: Sony FX3

Nikon ZR против Sony FX3: фотовозможности
- Nikon ZR: 24,5 Мп, 20 кадр/с RAW / 120 кадр/с JPEG
- Sony FX3: 12,1 Мп, 10 кадр/с
Здесь явная победа Nikon: ZR (которая, опять же, построена на той же архитектуре, что и блестящая гибридная камера Z6 III) превосходит FX3 (основанную на ориентированной на видео A7S III).
Фотовозможности — далеко не главный козырь этих камер, поскольку большинство пользователей будут использовать их разве что для создания превью для YouTube или фотографий для соцсетей.
12,1-мегапиксельный сенсор Sony исторически был популярен среди астрофотографов и любителей съемки при слабом освещении, где низкое разрешение и большой размер пикселя играют в его пользу. Однако за пределами этих специфических сценариев частично стекированный сенсор Nikon гораздо лучше подходит для серийной съемки и обеспечивает более высокое общее качество изображения.
ZR также оснащена новейшими алгоритмами распознавания объектов и надежной 7,5-ступенчатой стабилизацией, в то время как стабилизация в камерах Sony, хоть и заявлена на уровне 5,5 ступеней, на практике ощущается не так эффективно.
🏆 Победитель: Nikon ZR

Nikon ZR против Sony FX3: видеовозможности
- Nikon ZR: 20,6 Мп, 6K 60p, 4K 120p, FullHD 240p, внутренний RAW, 32-битный звук
- Sony FX3: 10,3 Мп, 4K 120p, FullHD 240p, поддержка XLR
У камеры Nikon слишком много огневой мощи, чтобы Sony могла с ней тягаться. Более высокое разрешение позволяет записывать внутреннее RAW-видео до 6K 60p, включая фирменный формат Redcode RAW (R3D NE), а также другие 12-битные RAW-форматы, такие как N-Log и ProRes. Вы также получаете такие важные инструменты, как управление углом затвора и мониторинг осциллограмм.
Тем временем бедняжка Sony даже не может записывать RAW внутрикамерно, а такие вещи, как угол затвора и осциллограммы, отсутствовали даже на момент ее выпуска четыре года назад. Она все еще способна выдавать очень чистую картинку благодаря низкому разрешению и широкому диапазону ISO 80-102 400, но с появлением двойного базового ISO у Nikon это преимущество уже не так очевидно.
Ключевым недостатком Nikon ZR является отсутствие XLR-рукоятки, без которой она не может принимать профессиональный XLR-сигнал, что является большим минусом в плане звука (хотя, если Nikon не сошла с ума, такая рукоятка обязательно появится в продаже). Однако огромным плюсом для звука является то, что Nikon ZR — единственная камера со встроенной поддержкой 32-битного звука с плавающей точкой.
Что такое 32-битный звук и почему это важно? Представьте себе RAW-файлы, но для звука — это позволяет улучшать или даже спасать звук на постобработке, даже если вы полностью испортили уровни при записи. Хотя некоторые камеры Panasonic, например популярная Lumix S5IIX, поддерживают 32-битный звук, все они требуют дополнительного адаптера.
Несмотря на то, что отсутствие XLR-входа — это недостаток для ZR, здравый смысл подсказывает, что он скоро появится. А все остальное, особенно такие флагманские функции, как Redcode и 32-битный звук, с лихвой это компенсирует.
🏆 Победитель: Nikon ZR

Nikon ZR против Sony FX3: выбор объективов
- Nikon ZR: байонет Z
- Sony FX3: байонет E
Вот самое большое преимущество FX3 перед ZR: огромное превосходство родных объективов с байонетом E по сравнению с относительно скромным выбором оптики Z.
Это неудивительно: байонету E уже 15 лет, и на рынке представлено около 330 объективов, из которых более 80 выпустила сама Sony. Для сравнения, байонету Z всего 7 лет, и Nikon выпустила лишь 40 собственных объективов.
Что еще важнее, Sony с самого начала полностью открыла свой байонет для сторонних производителей, в то время как Nikon до сих пор очень строго контролирует, кто может выпускать оптику для Z-mount — по крайней мере, оптику с электронными контактами и автофокусом, хотя на рынке есть немало мануальных объективов.
Nikon осознает эту проблему: компания анонсировала разработку кинообъективов Nikkor Cinema и лицензировала Leica для производства новых кинообъективов Leitz Hektor для Z-mount, но это означает, что единственные родные кинообъективы для ZR стоят от $7,400 (608 тыс. руб.) за штуку.
В итоге, в то время как каждый производитель объективов может (и делает) выпускать оптику для Sony, выбор сторонних объективов для Nikon Z гораздо меньше. И в отличие от Canon, Nikon не занималась производством кинообъективов в последние годы (потому что у нее не было кинокамер до покупки Red и запуска ZR), поэтому у нее пока нет собственных кинообъективов.
Конечно, вы можете адаптировать все самые популярные кинообъективы PL и EF для байонета Z, и даже адаптировать объективы Sony E-mount, что многие и будут делать. Но нельзя отрицать тот факт, что экосистема родной оптики для пользователей ZR значительно меньше.
🏆 Победитель: Sony FX3

Nikon ZR против Sony FX3: вердикт
Эта битва оказалась гораздо напряженнее, чем я ожидал. Хотя ZR полностью превосходит FX3 по техническим характеристикам, ее подводят эргономика и дизайнерские решения.
Отсутствие XLR-входов, сомнительный выбор носителей данных без возможности резервной записи и невозможность поменять карты памяти, не снимая камеру со штатива — все это довольно серьезные недостатки. И никуда не деться от того, что у Nikon нет кинообъективов для Z-mount, а единственными родными вариантами на данный момент являются сверхдорогие объективы Leica.
Однако ключевые особенности — а именно возможность записи внутреннего 6K 60p RAW-видео в формате Redcode, 32-битный звук с плавающей точкой и 7,5-ступенчатая стабилизация — компенсируют эти недостатки. Nikon ZR — это технологически более совершенное предложение, чем FX3, и любой, кто сегодня выбирает между этими двумя камерами, поступит разумно, если присоединится к пользователям кинокамер Z.
🏆 Победитель: Nikon ZR
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЗАБУДЬТЕ ПРО PRO-КАМЕРЫ! МОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С БЮДЖЕТНОЙ ТЕХНИКОЙ В ПУТЕШЕСТВИИ















