Лучшее программное обеспечение для разработки игр
Мы рассмотрим лучшие программы для создания игр для новичков и профессионалов, в том числе лучшие бесплатные программы для создания игр.
Лучшее программное обеспечение для разработки игр позволяет как крупным студиям, так и инди-разработчикам воплощать в жизнь свои мечты о видеоиграх. Варианты варьируются от простых визуальных программ, не требующих знаний в области программирования, до сложных и мощных инструментов, таких как Unreal Engine и Unity, которые мы считаем лучшими игровыми движками.
Подробнее об этих гигантах, которые все чаще используются как крупными студиями, так и инди-разработчиками, вы можете прочитать в моих руководствах по Unreal Engine и Unity. Но это не единственные программы для создания игр. Инди-разработчики создают отличные игры с помощью GameMaker и бесплатного программного обеспечения для создания игр Godot Engine, которые упрощают рабочий процесс и создание ресурсов, а также предлагают варианты маркетинга и способы отправки игр в цифровые магазины. Об этом мы расскажем ниже и в нашем специальном руководстве по лучшим игровым движкам без программирования.
В этом руководстве я сравнил игровые движки на основе наших обзоров, чтобы предложить наилучшие варианты для разных типов разработчиков.
Краткий список
1. Unreal Engine
Unreal Engine — лучший игровой движок для создания реалистичных игр. Его всё чаще используют крупные студии, а также он служит платформой для создания визуальных эффектов в реальном времени. В нём есть всё, что может понадобиться для разработки 3D-игр и визуализации, и для большинства пользователей он бесплатен.
2. Unity
Эта платформа для разработки в реальном времени чаще всего используется для создания игр, а также для VR- и AR-контента. Unity работает на Windows, Mac и Linux, поддерживает больше устройств, чем Unreal, и хорошо оптимизирована для мобильных игр.
3. Godot Engine
Godot Engine отличается от таких движков, как Unreal Engine и Unity, тем, что он с открытым исходным кодом и на 100 % бесплатен, что делает его идеальным для игр с небольшим бюджетом. Нод-ориентированный пользовательский интерфейс отлично подходит для простых 2D-игр.
4. GameMaker
GameMaker — один из самых долгоживущих движков на рынке. Он отлично подходит для новичков благодаря визуальному интерфейсу GM и рабочему процессу, которые не требуют особых знаний в области программирования.
5. Stencyl
Как следует из названия, Stencyl — это простой в использовании конструктор игрового процесса с функцией перетаскивания. С его помощью можно быстро создавать игры, используя сотни готовых блоков.
6. Construct
Construct — это полнофункциональный инструмент для разработки игр, который позволяет дизайнерам быстро и эффективно создавать уникальные игры благодаря удобному браузерному интерфейсу. Однако бесплатная пробная версия имеет ограничения.
Лучшее игровое программное обеспечение
Лучшее программное обеспечение для разработки игр в целом

01. Unreal Engine 5
Технические характеристики:
Плюсы:
- Невероятный реализм
- Возможность создавать огромные открытые миры
- Гибкость в работе с различными типами игр и визуальными эффектами
Минусы:
- Имеет крутую кривую обучения
Unreal Engine 5 — один из самых популярных игровых движков в мире на данный момент. Это программное обеспечение используется для создания всего — от видеоигр до фильмов и визуальных эффектов. Unreal Engine 5 становится лидером в создании визуального контента, причём не только в игровой индустрии.
Платформа для создания цифрового контента в режиме реального времени использовалась при разработке ряда известных игр, в том числе больших открытых миров в S.T.A.L.K.E.R. 2, а также небольшими студиями и командами разработчиков инди-игр (читайте наш обзор того, как The Chinese Room использовала UE5 для создания Still Wakes The Deep).
Что больше всего впечатляет в Unreal Engine 5, так это его возможности для достижения фотореалистичных результатов, в том числе система виртуализированной геометрии Nanite, которая позволяет использовать высококачественные сетки с автоматически генерируемым уровнем детализации, а также Lumen — динамическая система глобального освещения и отражений, использующая программную и аппаратную трассировку лучей. Epic Games регулярно выпускает новые функции. В своём обзоре Unreal Engine 5.3 я рассказал о некоторых последних обновлениях, в том числе о таких важных функциях, как динамический туман и MegaLights.
В UE также есть MetaHuman — плагин или отдельное приложение для создания невероятно реалистичных персонажей для игр, фильмов и 3D-визуализации (почитайте о том, как новая студия River End Games использует эту технологию для улучшения повествования в Eriksholm: The Stolen Dream).
Отчасти успех Unreal Engine обусловлен его безопасностью и ориентированностью на будущее. Начните создавать игру сейчас, и она будет поддерживаться долгие годы. Ещё одно большое преимущество заключается в том, что он очень удобен для художников благодаря визуальному программированию, а также рабочим процессам для сеток и материалов, которые будут знакомы всем, кто работал с Maya, Blender или другим 3D-софтом.
Unreal Engine 5 бесплатен для большинства пользователей. Вам нужно будет заплатить роялти в размере 5 %, только если ваша игра заработает более 1 миллиона долларов, и в этом случае сумма не будет такой уж большой. Так есть ли причины НЕ использовать UE5? Что ж, его мощь и передовые инструменты наиболее полезны для 3D-игр. Для 2D-игр я бы порекомендовал Godot Engine (см. ниже), иначе вы можете столкнуться с большей сложностью, чем вам нужно. А UE может стать препятствием, поскольку он не поддерживает некоторые бюджетные устройства, что может ограничить вашу аудиторию, если вы создаёте простую мобильную игру.
Для работы с UE требуется довольно мощный компьютер, а на его изучение может уйти много времени. Несмотря на наличие собственного визуального языка программирования Blueprints, вам понадобятся некоторые знания C++, что само по себе означает более сложный процесс обучения (а также более медленную компиляцию). Несмотря на широкое распространение движка, документация по нему ограничена, и вам может быть сложно найти обучающие материалы по всем аспектам, которые вы хотели бы изучить.
| Таблицы результатов Unreal Engine 5 | ||
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | Такие функции, как виртуализированная геометрия Nanite, глобальное освещение Lumen и надёжная физика, позволяют создавать максимально реалистичные визуальные эффекты | ★★★★★ |
| Удобство использования | Это может показаться сложным, а крутой график обучения требует времени и некоторых знаний в области программирования. | ★★★ |
| Универсальность | UE5 обладает высокой универсальностью и может использоваться в кинопроизводстве, архитектуре, обучающих симуляциях и других приложениях, работающих в режиме реального времени. | ★★★★★ |
| Цена | Бесплатно, если только ваша игра не станет популярной, и тогда цена не будет иметь значения. | ★★★★ |
Лучшее программное обеспечение для разработки игр на мобильных устройствах

02. Unity 6
Технические характеристики:
Плюсы:
- Плавный, быстрый рендеринг
- Хорошая многопользовательская функциональность
- Оптимизирован для мобильных игр
Минусы:
- Можно было бы улучшить построение мира
Unity — это популярное программное обеспечение для создания игр в реальном времени, с помощью которого можно создавать игры, фильмы, анимацию, архитектурную визуализацию и многое другое. Оно известно своей способностью создавать захватывающий и интерактивный контент, в том числе для мобильных платформ.
Unity всегда был прямым конкурентом Unreal Engine. В последние несколько лет он немного отставал, но выпуск Unity 6 в прошлом году установил новый стандарт для платформы, ориентированной на инди-разработчиков и создание мобильных игр.
В своём обзоре Unity 6 я отметил, что в новой версии значительно улучшены рендеринг, инструменты для многопользовательской игры и фотореалистичное освещение. В частности, благодаря новым инструментам для создания многопользовательских игр Unity 6 может занять свою нишу среди разработчиков инди-игр. Новый универсальный конвейер рендеринга также приближает это программное обеспечение для создания игр к фотореалистичности Unreal Engine 5.
Unity 6, доступная на Windows, Mac и Linux, позволяет запускать игры практически на всех платформах, включая iOS, Android, Windows, macOS, Linux и WebGL. Чтобы узнать, для создания каких игр использовалась Unity, ознакомьтесь с нашим руководством по лучшим инди-играм, а также по грядущей игре Star Citizen 2, созданной разработчиком-одиночкой Гаретом Дэмианом Мартином.
В целом мы считаем, что Unity 6 — отличный вариант для разработчиков любого уровня. Несмотря на то, что для освоения платформы требуется время, этот процесс не такой сложный, как может показаться, и многие говорят нам, что пользоваться ею проще, чем Unreal Engine 5.
| Система показателей Unity | ||
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | Широкая поддержка платформ, надежная многопользовательская функциональность и превосходное качество графики. | ★★★★ |
| Удобство использования | Unity относительно прост в освоении и использовании, но может стать невероятно сложным в зависимости от того, насколько глубоко вы хотите копнуть. | ★★★★ |
| Универсальность | Unity — отличный вариант для создания любых игр, а также фильмов, анимации, архитектурной визуализации и многого другого. | ★★★★ |
| Цена | Бесплатные персональные подписки делают Unity отличным вариантом для независимых разработчиков. А цена профессиональной подписки вполне приемлема. | ★★★★ |
Лучшее программное обеспечение для разработки 2D-игр

03. Godot Engine 4
Технические характеристики:
Плюсы:
- Доступно и с открытым исходным кодом
- Позволяет легко выпускать игры
- Простой пользовательский интерфейс на основе узлов
Минусы:
- Ограниченные возможности 3D
Godot Engine 4 (сейчас доступна версия 4.4) — это программа для создания игр, которая становится всё более популярной среди разработчиков инди-игр, особенно на фоне того, что Unreal Engine 5 и Unity 6 взимают роялти за успешные игры. Одной из отличительных особенностей Godot Engine 4 является то, что она имеет открытый исходный код и на 100 % бесплатна. Это делает её идеальной для разработчиков инди-игр.
Этот кроссплатформенный движок использовался для создания ряда игр, в том числе Until Then, Of Life and Land и Backpack Battle. Благодаря своим возможностям в области 2D-графики он является одним из лучших вариантов для создания 2D-игр наряду с GameMaker (см. ниже), но Godot Engine 4, в частности, оптимизирован для создания 2D-уровней, и вы можете создавать спрайты, фигуры и простые анимации прямо в программе. Несмотря на эту особенность, Godot также можно использовать для создания 3D-игр, хотя я бы сказал, что Unreal Engine 5 или Unity 6 будут лучшим выбором, если вы пойдёте по этому пути.
Godot Engine 4 позволяет создавать контент для нескольких платформ и включает в себя инструменты для публикации. Теперь вы можете не только выпускать игры для настольных компьютеров, но и запускать свои творения на лучших игровых консолях, хотя в последнем случае вам нужно будет убедиться, что ваши навыки программирования на высоте.
Это программное обеспечение для создания игр, предназначенное для новичков. Оно отличается интуитивно понятным интерфейсом, продуманными функциями и настраиваемым языком сценариев GDScript, который проще для понимания, чем C++ (хотя вы можете использовать и его).
Система показателей Godot Engine 4
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | Дизайн на основе сцен, 2D- и 3D-инструменты, а также комплексные кроссплатформенные решения. | ★★★★ |
| Удобство использования | GDScript — это высокоуровневый язык на основе Python, который идеально подходит для начинающих. | ★★★★ |
| Универсальность | Возможности 3D-графики более ограничены, чем в Unreal Engine или Unity. | ★★★ |
| Цена | Бесплатно и с открытым исходным кодом. | ★★★★★ |
Лучшая программа для разработки игр для начинающих

04. GameMaker
Технические характеристики:
Плюсы:
- Впечатляющие инструменты для 2D-моделирования
- Интуитивно понятный интерфейс с функцией перетаскивания
- Проверенные, стабильные и хорошо задокументированные
Минусы:
- Очень ограниченный набор 3D-инструментов
GameMaker — это специализированный движок для создания 2D-игр, который используется разработчиками инди-игр уже около четверти века. За это время с помощью этого программного обеспечения для создания игр были выпущены такие хиты инди-игр, как Undertale, Hyper Light Drifter и Chicory: A Colorful Tale. Хит 2024 года Balatro, номинированный на премию The Game Awards, также был создан с помощью GameMaker.
Это программное обеспечение для разработки игр проще в использовании, чем многие другие программы из этого списка, благодаря визуальному интерфейсу GM и рабочему процессу, не требующему знаний в области программирования. Это делает его идеальным для новичков, которые не хотят тратить время на изучение кода. Простой пользовательский интерфейс использует систему визуального программирования, которая позволяет пользователям «перетаскивать» контент в конструктор.
Тем не менее, если вы хотите вывести разработку игр на новый уровень, вы можете использовать специальный язык программирования GameMaker — GML Code. Его можно настраивать, поэтому вы можете создавать собственные блоки и разрабатывать их в GameMaker.
На мой взгляд, это лучший игровой движок из тех, что я тестировал, с точки зрения документации: при нажатии на любую функцию или внутреннюю переменную средней кнопкой открывается соответствующая страница справки. Сообщество GamerMaker активно и готово помочь, что упрощает изучение программы новичками.
GameMaker отлично подходит для пиксельных и 2D-игр, в том числе традиционных головоломок, платформеров и классических аркадных игр. Благодаря ориентации на 2D-игры вы можете быстро создавать прототипы и тестировать игровые механики и идеи. Вы также можете развернуть игру на различных платформах, включая PlayStation 5, Xbox Series X/S, Nintendo Switch и Steam. Но имейте в виду, что этот движок не имеет мощной поддержки или инструментов для 3D-игр. Он в основном привлекателен для разработчиков 2D-игр.
| Система показателей GameMaker | ||
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | Отличные 2D-инструменты. | ★★★ |
| Удобство использования | Подробная документация и интуитивно понятный интерфейс с функцией перетаскивания делают GameMaker отличным выбором для новичков. | ★★★★★ |
| Универсальность | Лучше всего подходит для 2D-игр. | ★★★ |
| Цена | Бесплатная версия доступна только для некоммерческих проектов. Экспорт в консоль стоит дороже. | ★★★★ |
Лучшее программное обеспечение для разработки игр без кода

05. Stencyl
Технические характеристики:
Плюсы:
- Интерфейс с функцией перетаскивания
- Интуитивно понятный и простой в использовании
- Доступное приложение начального уровня
Минусы:
- Ограниченные возможности
- Нет публикации с бесплатной пробной версией
Первое, что я заметил, когда начал пользоваться Stencyl, — это простота и интуитивно понятный интерфейс. Почти все сложности сведены к минимуму. В то время как в GameMaker и Godot Engine используются рабочие процессы с перетаскиванием, Stencyl был разработан с учётом блочной системы MIT Scratch.
Таким образом, Stencyl — хороший вариант, если у вас ограниченные знания в области программирования или их нет совсем, а также если у вас мало навыков в создании ресурсов или времени на это. Я считаю, что это самый простой и интуитивно понятный интерфейс с функцией перетаскивания, который я когда-либо использовал. Он максимально упрощает создание игр для новичков.
Вы можете буквально собрать игру из готовых ресурсов, включая анимацию, наборы плиток для создания уровней, фоновые изображения, звуковые эффекты и поведение искусственного интеллекта. Недостаток этой простоты в том, что, хотя вы можете редактировать сгенерированный код на Haxe, возможности программирования ограничены. Я думаю, что это хороший способ узнать, как можно реализовать теорию игр, не углубляясь в программирование или даже создание ресурсов, но этому движку не хватает возможностей для тонкой настройки, которые предлагают другие программы для создания игр, и в нём нет инструментов для работы с 3D.
Другая проблема заключается в том, что вам понадобится платная подписка для доступа к инструментам публикации: 99 долларов/7900 руб. в год за индивидуальную лицензию, которая позволяет публиковать игры для настольных компьютеров, и 199 долларов/15900 руб. за лицензию Studio, которая распространяется на Android и iOS и позволяет добавлять встроенные покупки, чтобы зарабатывать на своей игре.
| Система показателей Stencyl | ||
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | Простой процесс создания игр на основе готовых ресурсов, включая анимацию, наборы плиток, фоновые изображения и звуковые эффекты. | ★★★ |
| Удобство использования | Интуитивно понятный и простой в использовании интерфейс доступен даже тем, у кого нет опыта программирования. | ★★★★★ |
| Универсальность | Только 2D-игры. Возможности и варианты настройки ограничены. | ★★★ |
| Цена | Бесплатная версия и доступные по цене инструменты для публикации. | ★★★★ |
Лучшее программное обеспечение для разработки игр

06. Construct 3
Технические характеристики:
Плюсы:
- Запускается в веб-браузере
- Невероятно прост в использовании
- Визуальный сценарий
Минусы:
- Простым функциям не хватает мощности
- Никакого фотореализма
- Нет публикации с бесплатной пробной версией
Construct 3 — это быстрое, простое и удивительно мощное программное обеспечение для создания игр в браузере, поэтому для его использования вам не обязательно иметь один из лучших ноутбуков для разработки игр. Оно оснащено множеством функций, которые позволяют создавать, публиковать и монетизировать игры. В нём используется система перетаскивания, как в Godot Engine, GameMaker и Stencyl, хотя я считаю его менее удобным для пользователя, особенно по сравнению со Stencyl.
Construct может похвастаться впечатляющей статистикой, подтверждающей его успех. Ежегодно Construct используют почти два миллиона разработчиков игр, при этом каждый месяц создается более 200 000 новых проектов. Он особенно хорош для веб-разработки, поскольку позволяет создавать нативные игры на HTML5. Как и многие программы для создания игр для начинающих, Construct 3 ориентирован на 2D; поддержка 3D ограничивается добавлением 3D-слоёв только для эстетики.
Однако Construct 3 выделяется скоростью создания. Как только вы освоите основы, вы сможете легко и быстро создавать игры, что делает эту платформу удобной для разработки прототипов идей и игровых механик, которые вы, возможно, захотите реализовать в других программах для создания игр, таких как Unity. Или вы можете использовать Construct 3 просто для создания своего портфолио, что удобно, если вы хотите войти в игровую индустрию.
Construct также поддерживает код на JavaScript, поэтому опытные программисты могут использовать это программное обеспечение более эффективно, что делает его отличной платформой-мостом. Всего за несколько кликов игры, созданные в Construct 3, можно опубликовать на самых разных платформах, включая Android, iOS, Windows, Mac, Linux, Steam и другие, хотя для этого вам понадобится платный тарифный план.
Система показателей Construct 3
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | Браузерный подход позволяет избежать проблем с оборудованием. Оперативное обслуживание и исправление ошибок. | ★★★ |
| Удобство использования | Интуитивно понятный визуальный сценарий. | ★★★★ |
| Универсальность | Поддержка 3D ограничена, но поддержка JavaScript позволяет развиваться. | ★★★ |
| Цена | Ограниченная бесплатная пробная версия. | ★★★ |
Лучшее программное обеспечение для ретро-игр

07. PICO-8
Технические характеристики:
Плюсы:
- Ограничения помогают избежать паралича выбора
- Хорошее соотношение цены и качества
- Вдохновляющее сообщество для обучения
Минусы:
- Всего 16 цветов и ограниченный размер карты
- Никаких эффектов постобработки
PICO-8 от Lexaloffle Games — это нечто особенное. Она описывается как фэнтезийная консоль, то есть консоль без реального аппаратного обеспечения. Это значит, что у неё есть собственные спецификации и формат отображения, инструменты разработки, культура дизайна и сообщество, немного похожее на эмулятор ретро-игр (см. наше руководство по лучшим консолям для ретро-игр), который может работать на многих типах портативных устройств и ПК.
Игры для PICO-8 выглядят и ощущаются как настоящие ретро-игры, поскольку консоль имитирует ограничения 8-битных систем 1980-х годов. Программирование ведётся в среде на основе Lua, которая позволяет создавать музыку, звуковые эффекты, спрайты и карты. При желании можно использовать внешний редактор.
В то время как в традиционных консолях использовались физические картриджи, программы для PICO-8 распространяются на виртуальных картриджах, созданных в виде изображений .png с фиксированным объемом данных 32 КБ. Официального маркетплейса PICO-8 не существует, но вы можете делать с экспортированными картриджами все, что захотите, в том числе продавать их на других маркетплейсах. Вы также можете экспортировать свои творения в виде веб-игр HTML5 и загрузить их на официальную BBS Lexaloffle, где другие пользователи смогут играть в браузере и просматривать исходный код.
У PICO-8 есть очевидные ограничения. Всего 16 цветов, размер карты 128×128 пикселей и отсутствие эффектов постобработки — вы не создадите передовую игру с открытым миром и 3D-реализмом, но в этом и суть. Ограничения платформы могут стимулировать вашу креативность и при этом снизить риск выхода за рамки проекта или перегрузки всеми возможностями современного программного обеспечения для разработки игр. Это заставляет вас сосредоточиться на идеях, а ресурсы можно создавать очень быстро.
Это очень весело и отличный способ научиться программировать в быстрой и простой среде. Я обнаружил, что активное сообщество дружелюбно и готово помочь, а ещё там масса ресурсов, включая сотни игр и демонстрационных версий, которые можно изучить.
| Таблицы показателей PICO-8 | ||
| Атрибуты | Примечания | Оценка |
| Характеристики | PICO-8 — это система, инструмент для программирования и библиотека игр в одном флаконе, и она продолжает развиваться. | ★★★ |
| Удобство использования | Благодаря простому API и удобному языку программирования использовать PICO-8 одно удовольствие. | ★★★★ |
| Универсальность | Вы можете создавать игры только в фирменном ретро-8-битном стиле PICO-8. | ★★ |
| Цена | Отличное соотношение цены и качества. | ★★★★ |
Как выбрать лучшее программное обеспечение для разработки игр
Выбирая программное обеспечение для разработки игр, в первую очередь нужно учитывать, что именно вы собираетесь создавать, а также ваш уровень навыков, знаний и то, сколько времени вы готовы потратить.
Я думаю, что первый вопрос, который нужно задать себе: «Хочу ли я создавать 2D- или 3D-игры?» Это поможет сузить круг поиска. Если вам нравится 3D, то я бы выбрал Unreal Engine или Unity, а если вы хотите создавать 2D-игры, то в Godot и GameMaker есть более простые и специализированные инструменты.
Ниже приведены вопросы, которые помогут вам определиться с выбором программы для создания игр. Также помните, что у всех лучших программ для разработки игр есть бесплатные версии, так что попробуйте, прежде чем принимать решение.
1. Какую игру вы разрабатываете?
2. Каков ваш уровень квалификации?
3. Каков ваш бюджет?
4. Сообщество, обучение и поддержка
Как мы тестируем программное обеспечение для разработки игр
У нас более десяти лет опыта в обзоре программного обеспечения для творчества. Наши обозреватели тестируют программное обеспечение на практике, и я лично протестировал ряд приложений из этого списка для Creativebloq. Если нам не удалось протестировать программное обеспечение напрямую, мы обращаемся к обзорам на наших дочерних сайтах, таких как PC Gamer и TechRadar.
Мы также регулярно общаемся с разработчиками игр и расспрашиваем их о рабочих процессах и используемом программном обеспечении, чтобы узнать, с какими преимуществами и недостатками они сталкиваются.















