Наверх

Обзор Sony FE 100mm f/2.8 Macro GM OSS — объектив, который видит то, чего не видите вы

Первый в мире макрообъектив для полного кадра с увеличением 2.8x — Sony 100mm GM ломает все каноны жанра. Его амбиции — превратить каплю росы в целую вселенную, а портрет — в сверхдетализированную психологическую драму.

4.12.2025
13:20
Sony FE 100mm
Наш вердикт

Благодаря объективу Sony FE 100mm f/2.8 Macro GM OSS камеры Alpha наконец-то получили макрообъектив, которого они заслуживали. Старый объектив 90 мм был хорош, но этот новый просто великолепен. Фокусное расстояние 100 мм обеспечивает идеальное рабочее расстояние, а 1,4-кратное увеличение позволяет получать изображения в натуральную величину. Главный вывод: он превосходит старый Sony 90mm по всем статьям. Для съемки с рук и максимальной гибкости — это лучший выбор для системы E. Если снимаете макро, апгрейд оправдан.

Плюсы
  • 1/4-кратное наивное увеличение

  • До 2,8-кратного увеличения с телеконвертером

  • Превосходная резкость

  • Отличная стабилизация

  • Правильная, «остановленная» ручная фокусировка

Минусы
  • Широкая бахрома

Основные идеи

Объектив дает базовое увеличение 1.4:1, а с телеконвертерами Sony — до 2.8:1 для полного кадра.
Стабилизация и быстрый автофокус делают съемку с рук практичной, даже при большом увеличении.
Резкость превосходна по всему кадру на открытой диафрагме f/2.8 и остается высокой с конвертерами.

Ну что, вы ждали его десять лет? Ну вот, он тут! Знакомьтесь, новый Sony FE 100mm f/2.8 Macro GM OSS, который наконец-то пришёл на смену нашему старому доброму, но уже слегка уставшему «девяностому» макро от Sony. И знаете что? Это жесть, насколько он его превосходит! Это ведь первый в истории макро-объектив в крутейшей линейке G Master. Просто вау!

А теперь к самой вкусной фишке. В стандартном режиме этот красавчик даёт увеличение аж 1.4:1. Это вот как? Ну, если обычный «макрик» показывает букашку один к одному, то здесь она уже будет в полтора раза больше! Представляете? И да, Canon тоже умеет в такое со своим 100mm, но это не делает наш Sony менее шикарным. Ну, вы поняли — детализация будет нереальная.

Однако G Master делает ещё один шаг вперёд, предлагая совместимость с телеконвертерами 1,4x и 2,0x, что обеспечивает воспроизведение с коэффициентом 2,8:1 (увеличение в 2,8 раза). Опять же, это не уникально, так как объектив OM System M.Zuiko 90 мм f/3.5 Macro в стандартной комплектации обеспечивает макросъемку в соотношении 2:1 (2x), а при использовании телеконвертера — до 4:1 (4x) (если вдаваться в технические подробности, то с учетом кроп-фактора камер Micro Four Thirds можно получить макросъемку в соотношении 8:1 (8x)).

Видео от DGL.RU

Тем не менее, то, что Sony FE 100mm f/2.8 Macro GM OSS предлагает полнокадровый объектив с диафрагмой f/2.8 и совместимостью с телеконвертером, а также автофокусировкой и стабилизацией изображения, — это абсолютный триумф. И это ещё без учёта качества изображения G Master, которое позволяет получать настолько чёткие снимки, что можно разрезать крышку объектива пополам.

Это не просто лучший макрообъектив с байонетом E, это один из лучших макрообъективов.

Цена и доступность

Объектив Sony FE 100mm f/2.8 Macro GM OSS уже поступил в продажу в США и скоро появится в других странах. Его цена составляет 1498 долларов США (около 119 840 рублей).

Для сравнения: 10-летний объектив Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS по-прежнему продаётся за 1048 долларов (около 83 840 рублей).

Технические характеристики

Sony FE 100mm
Варианты монтажаSony E
ФорматПолный кадр
Эквивалентное фокусное расстояниеAPS-C: 150 мм
Стабилизация изображенияДА
Герметизация от атмосферных воздействийДА
СосредоточьтесьМеханика / автомат (со сцеплением)
Управляющее кольцоНЕТ
Кольцо с отверстиемДа (не кликабельно)
Конструкция объектива17 элементов, 13 групп, 2 ED, 2 XA, 11-лепестковая диафрагма
Минимальная диафрагмаf/22
Минимальное фокусное расстояние1x: 0,26 м • 2,8x: 0,29 м
Размер фильтра67 мм
Размеры81,4 x 147,9 мм
Вес646g

Дизайн и удобство использования

Объектив Sony FE 100mm Macro выглядит и ощущается как настоящий объектив G Master. Он довольно длинный, но с его рабочим расстоянием это не проблема. И несмотря на размер, это довольно лёгкий объектив, учитывая все его стеклянные и высокотехнологичные компоненты.

Очевидно, что часть дополнительной длины отведена для совместимости с телеконвертерами, что является одной из главных особенностей объектива. Это действительно то, о чём стоит кричать: конвертеры поддерживаются очень небольшим количеством объективов, поэтому я всегда радуюсь возможности достать один из них и использовать с новой игрушкой.

Это, конечно, ещё больше удлиняет объектив, и, хотя он хорошо сбалансирован для использования с рук, его передняя часть может создавать трудности, если у вас нет сверхпрочного штатива. Однако стоит обсудить возможность использования этого объектива с рук.

Любой, кто снимает макросъёмку, знает, как это опасно делать с рук, но продуманная система стабилизации в этом объективе действительно делает съёмку практичной. Это порадует любителей съёмки на природе, у которых не всегда есть возможность установить штатив.

Sony 100mm GM Macro

Объектив Sony FE 100mm f/2.8 Macro поддерживает функцию согласованного управления объективом и корпусом, а компенсация теперь поддерживает изменение глубины резкости по оси Z, что очень важно для такого вида съёмки, в дополнение к изменению угла и смещения по осям X и Y.

Автофокус быстрый, точный и честный, поэтому он способен улавливать микродвижения, возникающие при съёмке с рук, и, таким образом, действительно можно снимать без штатива — хотя вы будете смельчаком, если решите делать это при 2,8-кратном увеличении!

Для макрообъективов крайне важно наличие полноценного кольца ручной фокусировки — то есть такого, у которого на каждом конце есть жесткие упоры с возможностью детальной настройки и разметкой расстояния. Если потянуть за рычаг «Full MF» на передней части объектива, 100-миллиметровый макрообъектив перейдет в режим ручной фокусировки.

Вы также можете управлять кольцом диафрагмы, фиксируя его в нужном положении или полностью отключая, если вам это не нужно. Наконец, этот объектив защищен от непогоды, что является отличной новостью для тех, кто снимает макроснимки на улице.

Sony 100mm GM Macro

Характеристики Sony FE 100mm

Как и следовало ожидать от объектива G Master, он просто великолепен. Я протестировал этот объектив с Sony A7R V, чтобы по-настоящему оценить, насколько хорошо он передаёт мелкие детали. И хотя некоторые оптические системы начинают давать сбои, когда их помещают под такой нелепый мегапиксельный микроскоп, этот объектив демонстрирует потрясающую разрешающую способность на 100 мм макрообъектива.

Даже при съёмке с открытой диафрагмой резкость по всему кадру действительно превосходная — если, конечно, вам удастся сфокусироваться на всём плане, что может быть непросто при увеличении в 1,4 раза, не говоря уже о 2,8 раза!

Для некоторых тестов я использовал 100-миллиметровый макрообъектив в сочетании с 2-кратным телеконвертером Sony. Если вы не знаете, как работают конвертеры, то они увеличивают фокусное расстояние объективов вместе с их увеличением, но оказывают обратное влияние на диафрагму.

Таким образом, с моим 2-кратным конвертером этот объектив Sony FE 100mm f/2.8 с 1,4-кратным увеличением становится объективом 200 мм f/5.6 с 2,8-кратным увеличением. С 1,4-кратным телеконвертером он становится объективом 140 мм f/4 с 2-кратным увеличением. Очевидно, что это означает, что вы не сможете собрать столько же света, что потребует уменьшения выдержки и/или повышения ISO.

Sony 100mm GM Macro

Конечно, из-за особенностей работы телеконвертеры печально известны тем, что ухудшают качество изображения. Однако, как видно на изображении выше, вы всё равно получаете невероятный уровень детализации. Это не то же самое, что съёмка с использованием только объектива, но, честно говоря, разница невелика, и я осмелюсь сказать, что никто не сможет её заметить, настолько незначителен эффект.

Однако кое-что является довольно заметным — это цветовые ореолы. Конечно, они появляются только в довольно специфических ситуациях — например, при съёмке белого объекта на открытом воздухе в условиях высокой контрастности, — но тем не менее они есть.

Хотя при макросъёмке чаще всего используют диафрагмирование для увеличения глубины резкости, в некоторых случаях можно снимать с открытой диафрагмой (как для творческого эффекта, так и для того, чтобы собрать больше света, учитывая ограничение f/2,8. — или и то, и другое!). Мне нравится сверхмалая глубина резкости при съёмке крупным планом, поэтому я довольно часто использую этот приём.

Вот пример того, как выглядит окантовка при широкоугольной съёмке. Она действительно незначительна, и её можно исправить с помощью пары ползунков в Photoshop. Честно говоря, это действительно оптические ограничения данного или любого другого объектива, но об этом стоит знать.

Sony 100mm GM Macro

В остальном я могу сказать только хорошее о работе объектива Sony FE 100mm f/2.8 Macro GM OSS. Он делает всё, что можно ожидать от макрообъектива, а в плане стабилизации и автофокусировки превосходит практически любой другой объектив.

Как и всегда в случае с макрообъективами, наблюдается некоторое «дыхание» фокуса, но оно очень хорошо контролируется. Боке не всегда выглядит привлекательно, так как при съемке с открытой диафрагмой блики на зеркальных поверхностях отображаются как «кошачий глаз» по краям кадра. Это не проблема для макросъемки, но, конечно, объектив с фокусным расстоянием 100 мм также отлично подходит для портретной съемки.

Объектив Sony FE 100mm отлично справился с этой задачей, хотя для чистой портретной съёмки лучше использовать более широкую диафрагму, чтобы по-настоящему изолировать объект. Однако при съёмке портретов макрообъективом следует помнить, что макрообъективы передают много мелких деталей, а это не всегда идёт на пользу объекту съёмки!

Тем не менее я считаю, что это отличный универсальный инструмент, если вы свадебный фотограф, который любит делать макросъёмку (например, колец, карточек с именами, деталей платья и т. д.), а также если у вас есть хороший портретный объектив.

Образцы

 

Результаты лабораторных испытаний

Мы проводим ряд лабораторных тестов в контролируемых условиях, используя набор для тестирования Imatest Master. Снимки тестовых таблиц делаются с разными значениями диафрагмы и зума (если они доступны), а затем анализируются на предмет резкости, искажений и хроматических аберраций.

Мы используем графики Imatest SFR (пространственная частотная характеристика) и программное обеспечение для анализа, чтобы определить разрешение объектива в центре кадра, по углам и на средних расстояниях, во всем диапазоне настроек диафрагмы, а для зум-объективов — при четырех разных фокусных расстояниях. В ходе тестов также измеряются искажения и цветные ореолы (хроматическая аберрация).

Резкость:

Sony 100mm GM Macro

Центральная резкость превосходна даже при полностью открытой диафрагме f/2,8 и сохраняется до f/11. Качество изображения также впечатляет своей резкостью даже в углах кадра, что особенно важно для макрообъектива.

Окантовка:

Sony 100mm GM Macro

Цветовая окантовка незначительна даже в крайних углах кадра во всем протестированном диапазоне диафрагмы.

Искажение: 0,28

Искажение в виде подушечки для иголок едва заметно, но в реальной съемке оно обычно остается незамеченным, даже если вы снимаете геометрические объекты.

Вердикт

Sony FE 100 мм f/2.8 Macro GM OSS — это давно ожидаемый объектив, который давно был нужен макросъёмщикам с байонетом E. Удивительно, если подумать, сколько объективов доступно для этой системы, но макрообъективов премиум-класса катастрофически не хватает. К счастью, Sony наконец-то исправила ситуацию.

Sony 100mm GM Macro

По всем параметрам Sony FE 100mm это фантастический объектив. Он обеспечивает сверхвысокую резкость по всему кадру, даже на открытой диафрагме и даже при использовании телеконвертера. И хотя его масштабное воспроизведение 1,4:1 позволяет делать отличные снимки сразу после покупки, если у вас есть конвертер с коэффициентом 1,4x или 2,0x, вы получаете невероятную макросъемку с соотношением 2,0:1 и 2,8:1.

Меня также очень впечатлила возможность ручной настройки этого объектива. Благодаря улучшенной стабилизации изображения и лазерной автофокусировке Sony этот объектив можно с успехом использовать для съёмки насекомых или растений даже без штатива.

Если у вас уже есть 90-миллиметровый макрообъектив Sony и вы задаётесь вопросом, стоит ли его обновлять, то я могу только извиниться перед вашим арендодателем — да, его однозначно стоит обновить, потому что он на голову выше всех остальных. Это лучший макрообъектив для байонета E и один из лучших объективов Sony за всю историю.

Лучшие объективы для Sony A7R III и A7R IV

Джеймс Артайус

Джеймс Артайус

Фотограф Olympus / OM System, Canon и Hasselblad, обладает обширными знаниями о камерах всех марок, а также питает любовь к винтажным объективам и моментальным камерам. Однако он рад, что ему удалось избежать эпохи 35-миллиметровой плёнки. «Плёнка вызывает ностальгию, но я бы никогда не вернулся к аналоговому процессу!»

Источник: Digitalcameraworld
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»