
Обзор Nikon ZR — младший Red за разумные деньги
Беззеркальные камеры Nikon Z-серии всегда отлично справлялись с видео, но Nikon ZR добавляет щепотку магии Red и удобный для видеосъемки форм-фактор, выводя ее на профессиональный уровень.
У меня было пока мало времени с Nikon ZR, но то, что я увидел, впечатляет. Получить технологию Red Color Science по такой цене $2,199 (181 тыс. руб.) — это невероятно. Но революцию делает 32-битный звук прямо в камере. Огромный 4-дюймовый дисплей — одно удовольствие, а безвентиляторный корпус с защитой от непогоды — просто находка. Nikon и Red создали блестящую камеру для тех, кому нужно кино-качество без «космического» бюджета.
Большой и яркий 4-дюймовый монитор
Запись 32-битного звука с плавающей запятой прямо в камере
Цветокоррекция Red Color Science дает великолепные результаты
Защищенный от непогоды безвентиляторный корпус
Нет режима видеосъемки Open Gate
«Всего лишь» 6K
Режимы видеосъемки с разрешением ниже 6K используют кроп
Основные идеи
Nikon ZR — первая камера в линейке Z Cinema, рожденная в результате приобретения компанией Nikon производителя высококлассного кинооборудования Red. Она во многом основана на ориентированной на фотосъемку камере Nikon Z6 III, но добавляет знаменитую цветокоррекцию Red Color Science, чтобы впервые добиться кинематографического качества изображения в потребительской видеокамере.
Более подробно о технических характеристиках камеры я рассказываю в новостной статье «Представляем Nikon ZR», но в этом практическом обзоре я сосредоточусь на личном опыте использования камеры. Nikon предоставил мне возможность протестировать ее в студии звукозаписи, где я смог оценить видео- (и фото-) возможности камеры с помощью барабанщика и большого количества краски. Вот как это было…

Характеристики Nikon ZR
- Сенсор: 24,5 Мп, полнокадровый, частично многослойный
- Процессор: Xpeed 7
- Байонет: Nikon Z
- Автофокус: Гибридный фазовый/контрастный АФ с подсветкой, диапазон определения от -10 до +19 EV, 253 точки АФ (видео), 299 точек АФ (фото)
- Стабилизация изображения: 5-осевая, до 7,5 ступеней
- Защита от непогоды: Да
- Чувствительность: Двойное базовое ISO (800 / 6400) • ISO 100–51 200 (расширяется до 204 800)
- Максимальное разрешение видео: 6K 60p, 4K 120p, Full HD 240p
- Максимальная скорость серийной съемки: 20 кадр/с (RAW), 120 кадр/с (JPEG)
- Видоискатель: Нет
- Задний экран: 4-дюймовый, поворотный, сенсорный, 3,07 млн точек, яркость 1000 нит
- Память: 1 x CFexpress Type B, 1 x microSD
- Подключение: Wi-Fi, Bluetooth, mini-HDMI, USB-C, выход на наушники, вход для микрофона, цифровой «горячий башмак»
- Аккумулятор: EN-EL15c
- Размеры: 134 x 80,5 x 49 мм
- Вес: 540 г (только корпус), 630 г (с аккумулятором и картой памяти)
Цена Nikon ZR
Стартовая цена Nikon ZR составляет $2,199 (181 тыс. руб.). Это значительно дешевле, чем собственные камеры Red линеек Raptor и Komodo, ценники на которые обычно пятизначные. Камера также очень выгодно смотрится на фоне своих прямых конкурентов. Ближайший аналог от Sony, Sony FX3, продается за $4,098 (337 тыс. руб.), а Canon EOS C50, анонсированная всего за несколько часов до Nikon ZR, должна выйти по цене $3,899 (320 тыс. руб.).
Она даже обходит по цене фотокамеру Nikon Z6 III, на которой основана, — та в настоящее время продается за $2,699 (222 тыс. руб.), причем цены, как правило, снизились с момента запуска.

Дизайн и эргономика
Тем, кто переходит с беззеркальных фотокамер Nikon, придется столкнуться с чем-то совершенно новым. Форм-фактор ZR почти полностью прямоугольный, без каких-либо выступов или выпирающего видоискателя. Справа есть текстурированная область для лучшего хвата. Это довольно типично для видеоориентированных камер, которые часто предназначены для установки в риг или клетку. Держать ее в руках на удивление легко, но я бы определенно использовал ремешок на запястье при съемке с рук.
Электронного видоискателя здесь нет, но это компенсируется огромным задним экраном, который занимает почти всю заднюю панель камеры. Его диагональ составляет 4 дюйма по сравнению с 3,2 дюймами у большинства других полнокадровых камер Nikon Z-серии, и он относится к поворотному сенсорному типу. Экран откидывается в сторону и наклоняется вверх и вниз для удобного просмотра. Его также можно повернуть экраном к корпусу для защиты и экономии энергии при использовании с внешним монитором.

Хотя конфигурация управления камер Z-серии была довольно последовательной с момента их появления (за исключением случайной перестановки кнопок) и стала естественным развитием раскладки зеркальных камер Nikon, здесь все кардинально иначе. Сверху расположена большая кнопка записи (также продублированная на передней панели), окруженная рычажком для зуммирования с совместимыми объективами с электроприводом зума.
Традиционные передний и задний диски управления создают ощущение привычности, но вместо отдельных кнопок для таких вещей, как компенсация экспозиции, ISO и т. д., есть ряд из трех программируемых кнопок, просто помеченных «1», «2» и «3». Элементы управления на задней панели еще более минималистичны: простой джойстик для навигации, а также кнопки меню и воспроизведения.
К этому, возможно, придется привыкать, но все эти изменения в дизайне идеально соответствуют основному назначению камеры — видеосъемке. Видоискатели на уровне глаз редко используются в видеографии (забудьте о временах дрожащих кадров с камкордеров). Я обнаружил, что использовать сенсорный экран для изменения настроек на самом деле очень удобно, так как не нужно отрывать взгляд от снимаемой сцены. А благодаря его большому размеру и яркости, перемещение по меню и изменение видеопараметров быстро становится второй натурой.
Производительность
Камера использует тот же процессор Xpeed 7, 24,5-мегапиксельный частично многослойный сенсор и обладает такими же характеристиками автофокуса, отслеживания объектов, диапазона ISO и стабилизации изображения, что и Z6 III, на которой она основана. Нам нужно будет провести лабораторные тесты, чтобы подтвердить все это, но, если не считать особенностей управления, ее можно рассматривать как ту же Z6 III. Нет причин, по которым эта камера не могла бы делать такие же качественные снимки, как Z6 III, по крайней мере, в фотосъемке.

И хотя аппаратная часть, отвечающая за видеовозможности камеры, также неотличима от Z6 III, с тем же максимальным разрешением видео 6K 60p, именно включение Red Color Science выделяет ZR. Камера записывает 12-битное Raw-видео в совершенно новом формате R3D NE (Nikon Edition), который не имеет полной цветовой глубины 16-битных файлов R3D от Red, но в остальном имитирует их внешний вид и предлагает ту же гибкость. По сути, вы можете свободно смешивать и сочетать отснятый материал с ZR с материалом, снятым на топовых камерах Red Komodo и Raptor.
Также есть набор предустановок изображения Red Picture Controls, которые применяют кинематографические стили прямо в камере и полезны для тех, кто только начинает осваивать мир видео. Переключаться между ними очень легко с помощью большого монитора, чтобы увидеть их эффект еще до начала записи.

Нет никаких технических причин, по которым Nikon не мог бы перенести эту технологию Red Color Science на Nikon Z6 III (или, на самом деле, на другие камеры Z-серии), поскольку это зависит от прошивки, а не от аппаратного обеспечения. Однако будет ли компания это делать — другой вопрос: помимо времени и усилий, необходимых для этого, «большая N», возможно, захочет сохранить четкое различие между своей линейкой Z Cinema и ориентированными на фотосъемку камерами Z-серии. Короче говоря, если вы хотите снимать кинематографическое видео, которое обеспечивает Red Color Science, в доступной камере, то ZR — единственный способ сделать это в обозримом будущем.
При записи в 6K видео использует всю ширину сенсора, но при съемке в 4K изображение обрезается до формата DX, применяя 1,5-кратный кроп к фокусному расстоянию любого прикрепленного объектива. Это полезно, когда нужно приблизиться к действию, но не очень хорошо для широких планов. Full HD можно записывать как в горизонтальном, так и в вертикальном форматах без изменения ориентации камеры, опять же с использованием обрезанной части сенсора изображения.

Независимо от выбранного разрешения, видео записывается в стандартном для киноиндустрии соотношении сторон 16:9. Однако сенсор имеет собственное разрешение 3:2, поэтому пиксели сверху и снизу дисплея теряются. Некоторые будут разочарованы отсутствием вывода видео в режиме «open gate», который, по сути, представляет собой полные данные с сенсора, которые можно кадрировать на этапе постобработки. Возможно, это будет исправлено в будущем обновлении прошивки.
Камера оснащена слотом для карт CFexpress в качестве основного носителя данных, и эти быстрые карты более чем способны справиться со всем, что может выдать ZR. Я был немного удивлен, что ее второй слот предназначен для карт microSD, которые далеко не так быстры. Тем не менее, их достаточно для менее требовательных видеоформатов, и по крайней мере у камеры есть второй слот для карт; Nikon явно извлек урок из критики оригинальных беззеркальных камер Z7 и Z6, у которых был только один слот.

Для видеокамеры очень необычно работать без вентилятора для охлаждения, но ZR действительно безвентиляторная. Nikon говорит мне, что это возможно благодаря энергоэффективной архитектуре Z-серии, которая изначально не выделяет столько тепла, сколько системы конкурентов, и рассеивает его через корпус из магниевого сплава. Камера может записывать до 125 минут видео без перерыва, хотя если вы снимаете со стандартным аккумулятором EN-EL15c, он сядет примерно через 90 минут.
Одним из преимуществ такой безвентиляторной конструкции является отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому камера полностью защищена от непогоды, как и другие фотокамеры Z-серии. Так что вы можете снимать в неблагоприятных условиях, не слишком беспокоясь о попадании влаги внутрь.

Другое большое преимущество — отсутствие шума вентилятора, что во многом объясняет еще одну особенность, которая отличает ZR от конкурентов: это первая в мире камера, предлагающая запись 32-битного звука с плавающей запятой прямо в камере. Это позволяет записывать огромный диапазон уровней звука, точно воссоздавая все, от самого тихого шепота до самых громких шумов, четко и ясно на одной звуковой дорожке без искажений или клиппинга. Три микрофона, встроенные в корпус камеры, также позволяют создавать эффекты пространственного звука, такие как перемещение звука слева направо синхронно с действием на экране.
Мне также удалось опробовать новый цифровой микрофон-пушку Nikon ME-D10, разработанный специально для ZR. Он устанавливается в «горячий башмак» на верхней части камеры и имеет встроенный цифровой интерфейс на нижней стороне, который передает 32-битный звук с плавающей запятой с микрофона без дополнительных кабелей. Это аккуратное решение, которое я использовал для записи звука в моем видео с барабанами.

Вердикт
Камеры Nikon Z-серии всегда были хороши в записи видео благодаря гибридным точкам автофокусировки с фазовой детекцией, встроенным в сенсор, в сочетании с продвинутым отслеживанием объектов, что позволяло им плавно следить за движущимися объектами. Это было огромным шагом вперед по сравнению с видеовозможностями зеркальных камер.
Однако их форм-фактор, напоминающий DSLR, не идеален для видеопроизводства. Дизайн Nikon ZR гораздо более удобен для видео, он может работать как автономно (благодаря своему большому монитору и отличным аудиовозможностям), так и в составе рига. Но именно технология Red Color Science выделяет эту новую камеру среди других моделей Z-серии. Я был очень впечатлен встроенными пресетами изображения от Red, которые мгновенно придали моим кадрам кинематографический вид, но мне определенно понадобится больше времени, чтобы оценить формат R3D NE.
Судя по тому, что я видел до сих пор, сотрудничество Nikon и Red принесло отличные плоды, создав блестящую компактную камеру, способную выдавать видео профессионального уровня по цене, которую могут позволить себе простые смертные.














