
Обзор Nikon ZR — кинокамера с технологией Red и 6K
Беззеркалки Nikon Z-серии всегда отлично снимали видео, но Nikon ZR добавляет щепотку магии Red и удобный для видеосъемки форм-фактор, выводя ее на профессиональный уровень.
Камеры Nikon Z-серии всегда были очень способны в плане видео, но их корпуса проектировались в первую очередь для фотосъемки. Nikon ZR, по сути, берет за основу Z6 III, убирает видоискатель и механический затвор и упаковывает все в удобный для видеосъемки корпус. Но это еще не все. Огромный 4-дюймовый монитор — одно удовольствие, встроенная запись 32-битного аудио с плавающей точкой — это прорыв (стало возможным благодаря безвентиляторной конструкции), но именно реализация цветокоррекции Red Color Science делает эту камеру настоящей мечтой видеографа. И все это по цене, в которую трудно поверить (в хорошем смысле).
Встроенная запись 32-битного аудио с плавающей точкой
Большой и яркий 4-дюймовый монитор
Red Color Science обеспечивает великолепные результаты
Защищенный от непогоды и безвентиляторный дизайн
Нет режима видео «open gate»
«Всего лишь» 6K
Видео в 4K с высокой частотой кадров обрезается
Прямоугольный дизайн не очень удобен для съемки с рук
Основные идеи
Nikon ZR — первая камера в линейке «Z Cinema», рожденная в результате приобретения компанией Nikon производителя высококлассной кинотехники Red. Она во многом основана на фотоориентированной камере Nikon Z6 III, но добавляет знаменитую технологию Red Color Science для достижения профессионального кинематографического качества изображения впервые в потребительской видеокамере.
Я подробно останавливался на технических деталях камеры в своей новостной статье «Представляем Nikon ZR», но в этом обзоре я сосредоточусь на своем личном опыте использования камеры. Изначально Nikon предоставил мне возможность опробовать камеру в студии звукозаписи, где я смог оценить ее возможности видео- (и фото-) съемки с помощью барабанщика и большого количества краски. А теперь я получил образец для обзора, чтобы по-настоящему испытать его в деле. Вот что из этого вышло.

Характеристики Nikon ZR
Характеристики
- Сенсор: 24,5 Мп, полнокадровый, частично стекированный (partially stacked)
- Процессор: Xpeed 7
- Байонет: Nikon Z
- Автофокус: Гибридный фазовый/контрастный АФ с подсветкой, диапазон определения от -10 до +19 EV, 253 точки АФ (видео), 299 точек АФ (фото)
- Стабилизация изображения: 5-осевая, до 7,5 ступеней
- Защита от непогоды: Да
- Чувствительность: Двойное базовое ISO (800 / 6400) • ISO 100–51 200 (расширяется до 204 800)
- Макс. разрешение видео: 6K 60p, 4K 120p, Full-HD 240p
- Макс. серийная съемка фото: 20 кадр/с Raw, 120 кадр/с JPEG
- Видоискатель: Нет
- Задний экран: 4-дюймовый сенсорный, с переменным углом наклона, 3,07 млн точек, яркость 1000 нит
- Память: 1 x CFexpress Type B, 1 x microSD
- Подключение: Wi-Fi, Bluetooth, mini HDMI, USB-C, разъем для наушников, разъем для микрофона, цифровой «горячий башмак»
- Аккумулятор: EN-EL15c
- Размеры: 134 x 80,5 x 49 мм
- Вес: 540 г (только корпус), 630 г (с аккумулятором и картой памяти)
Цена Nikon ZR
Стартовая цена Nikon ZR составляет $2199 (184 тыс. руб.). Это значительно дешевле, чем собственные камеры Red линеек Raptor и Komodo, которые обычно стоят пятизначные суммы. Камера также очень выгодно смотрится на фоне своих прямых конкурентов. Ближайший эквивалент от Sony, Sony FX3, продается за $4098 (343 тыс. руб.), в то время как Canon EOS C50, анонсированная всего за несколько часов до Nikon ZR, должна выйти по цене $3899 (327 тыс. руб.).
Она даже обходит по цене фотокамеру Nikon Z6 III, на которой основана, на многих рынках, что стало возможным в немалой степени благодаря отсутствию электронного видоискателя — одного из самых дорогих компонентов обычной беззеркалки. Nikon определенно установил агрессивную цену на ZR, чтобы соблазнить существующих видеографов перейти на систему Nikon/Red, а также фотографов, использующих Nikon, которые хотят серьезнее заняться кинематографией.

Дизайн и эргономика Nikon ZR
Тем, кто переходит с беззеркальных фотокамер Nikon, придется привыкать. Форм-фактор ZR почти полностью прямоугольный, без выступающего видоискателя. Под правой рукой есть текстурированная область для лучшего хвата. Это довольно типично для видеоориентированных камер, которые часто предназначены для установки в риг или клетку. Камера удивительно легкая, но для съемки с рук я бы определенно использовал как минимум ремешок на запястье.
Электронного видоискателя нет, но это компенсируется огромным задним экраном, который занимает почти всю заднюю панель камеры. Его диагональ составляет 4 дюйма, по сравнению с 3,2 дюйма у большинства других полнокадровых камер Nikon Z-серии, и он сенсорный, с переменным углом наклона. Экран откидывается в сторону и поворачивается вверх и вниз для удобного просмотра. Его также можно повернуть экраном к корпусу для защиты и экономии энергии при использовании с внешним монитором.

Хотя расположение элементов управления на камерах с байонетом Z было довольно последовательным с момента их запуска (за исключением редких перестановок кнопок) и стало естественным развитием раскладки DSLR-камер Nikon, здесь все кардинально иначе. Сверху находится одна большая кнопка записи, которая заменяет стандартную кнопку спуска затвора. Она окружена переключателем-качалкой для зуммирования с совместимыми объективами с электроприводом, а также для других функций. Кнопка записи также дублируется на передней панели камеры, и, как и многие другие элементы управления, ее функцию можно настроить.
Традиционные передний и задний диски управления обеспечивают некоторую привычность, но вместо выделенных кнопок для таких вещей, как компенсация экспозиции, ISO и т. д., есть ряд из трех программируемых кнопок, просто помеченных «1», «2» и «3». Элементы управления на задней панели камеры еще более минималистичны: простой джойстик для навигации, а также кнопки меню и воспроизведения.

К этому может потребоваться привыкнуть, но все эти изменения в дизайне идеально подходят для основной цели камеры — записи видео. Видоискатели на уровне глаз редко используются в видеографии (за исключением времен дрожащих кадров с камкордеров). Я обнаружил, что очень удобно использовать сенсорный экран для изменения настроек, так как не нужно отрывать глаз от снимаемой сцены. А поскольку экран такой большой и яркий, перемещение по меню, смена видеостилей и прочее быстро входит в привычку.
Производительность Nikon ZR
Камера использует тот же процессор Xpeed 7, тот же 24,5-мегапиксельный сенсор с частичным стекированием и обладает такой же производительностью автофокуса, слежения за объектом, диапазоном ISO и стабилизацией изображения, как и Z6 III, на которой она основана. Настолько, что, если не считать странностей в управлении, ее можно рассматривать как ту же самую камеру. Нет никаких технических причин, по которым эта камера не могла бы делать такие же хорошие фотографии, как Z6 III (возможно, за исключением съемки динамичных сцен, так как здесь нет механического затвора, только электронный). Просто добраться до нужных настроек немного сложнее, так как часто приходится копаться в меню для выполнения даже базовых фотографических задач. Например, переключение с приоритета диафрагмы на ручной режим требует усилий, так как здесь нет диска выбора режимов съемки.

Хотя аппаратная часть, отвечающая за видеовозможности, также неотличима от Z6 III, с тем же максимальным разрешением 6K 60p, именно включение Red Color Science выделяет ZR. Камера записывает 12-битное Raw-видео в совершенно новом формате R3D NE (Nikon Edition), который не имеет полной глубины цвета 16-битных файлов R3D от Red, но в остальном имитирует их внешний вид и предлагает такую же гибкость. По сути, вы можете свободно смешивать и сочетать отснятый материал с ZR с материалом, снятым на топовые камеры Red Komodo и Raptor.
Вам понадобится мощный компьютер для обработки файлов R3D (и других поддерживаемых Raw-кодеков), и на экране появится предупреждение об этом, если вы попытаетесь их выбрать. Как и фотографии в формате Raw, файлы прямо из камеры выглядят довольно плоскими и требуют обработки в программном обеспечении RedCine-X Pro (доступно для бесплатной загрузки с сайта Red для Mac и Windows). Другие профессиональные видеоредакторы, включая Davinci Resolve, со временем добавят поддержку этих файлов. Еще одно предупреждение: Raw-видео буквально пожирает память — карты CFexpress на 512 ГБ хватает всего на 30 минут съемки.

Если вы не хотите сразу же погружаться в тонкости Raw-видео, вас обрадует тот факт, что Red разработала набор профилей Red Picture Controls, которые применяют великолепные кинематографические стили прямо в камере. Профиль RedCine_Bias Picture Control предустановлен и придает видео классический кинематографический вид. До девяти других можно загрузить из облачного сервиса Nikon Imaging Cloud. Они разработаны Red, а также профессиональными кинематографистами из программы Nikon Ambassadors and Creators. Это очень полезно для тех, кто только начинает свой путь в мире видео, и очень легко переключаться между ними, чтобы увидеть их эффект на большом мониторе перед началом записи.

Нет никаких технических причин, по которым Nikon не мог бы добавить эту технологию Red Color Science в Nikon Z6 III (или, в принципе, в другие камеры Z-серии), поскольку это зависит от прошивки, а не от аппаратного обеспечения. Однако, будет ли компания это делать — другой вопрос: помимо времени и усилий, необходимых для этого, «большая N», вероятно, захочет сохранить четкое различие между линейкой Z Cinema и своими фотоориентированными камерами Z-серии. Короче говоря, если вы хотите снимать кинематографическое видео, которое обеспечивает технология Red Color Science, в доступной камере, то ZR — единственный способ сделать это в обозримом будущем.
При записи в 6K и 4K со скоростью до 60p видео использует всю ширину сенсора, но при съемке 4K 100p или 120p изображение обрезается до формата DX, применяя кроп-фактор 1,5x к фокусному расстоянию любого прикрепленного объектива. Это полезно, когда вы хотите приблизиться к действию, но не очень хорошо для широких планов. Full HD можно записывать как в горизонтальном, так и в вертикальном форматах без изменения ориентации камеры, снова используя обрезанную часть сенсора.

Какое бы разрешение вы ни выбрали для записи, выходной сигнал будет иметь стандартное для киноиндустрии соотношение сторон 16:9. Однако собственный сенсор имеет разрешение 3:2, поэтому пиксели сверху и снизу теряются. Некоторые будут разочарованы тем, что камера не выводит видео в режиме «open gate», который, по сути, представляет собой полный вывод данных с сенсора, которые затем кадрируются на этапе пост-продакшена. Возможно, это будет добавлено в будущем обновлении прошивки, ведь мощный процессор Nikon Xpeed 7 должен справиться с этой задачей.
Камера имеет слот для карт CFexpress в качестве основного носителя данных, и эти быстрые карты более чем способны справиться со всем, что может выдать ZR. Я был немного удивлен, что ее второй слот предназначен для карт microSD, которые далеко не так быстры. Тем не менее, его достаточно для видео с меньшим битрейтом, и по крайней мере у камеры есть второй слот; Nikon явно извлек урок из негативной реакции на оригинальные беззеркалки Z7 и Z6, у которых был только один слот.

Очень необычно для видеокамеры работать без вентилятора для охлаждения, но ZR действительно безвентиляторная. Nikon говорит, что это возможно благодаря энергоэффективной архитектуре Z-серии, которая изначально выделяет меньше тепла, чем системы конкурентов, и рассеивает его через корпус из магниевого сплава. Камера может записывать до 125 минут видео без перерыва, хотя если вы снимаете со стандартным аккумулятором EN-EL15c, он разрядится примерно через 90 минут.
Одним из преимуществ такой безвентиляторной конструкции является отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому камера должным образом защищена от непогоды, как и другие фотокамеры Z-серии. Так что вы можете снимать в неблагоприятных условиях, не слишком беспокоясь о том, что влага попадет внутрь.

Другое большое преимущество заключается в том, что нет шума от вентилятора, с которым нужно бороться, что во многом объясняет один из других аспектов, который отличает ZR от конкурентов: это первая в мире камера, предлагающая встроенную запись 32-битного аудио с плавающей точкой. Это позволяет записывать огромный диапазон уровней звука, точно воссоздавая все, от самого тихого шепота до самых громких шумов, четко и ясно на одной звуковой дорожке без клиппинга или искажений. Три микрофона, встроенные в корпус камеры, также позволяют создавать эффекты пространственного аудио, например, звук, движущийся слева направо в синхронизации с действием на экране.
Мне также удалось опробовать новый цифровой микрофон-пушку Nikon ME-D10, разработанный специально для ZR. Он вставляется в «горячий башмак» на верхней части камеры, но имеет встроенный цифровой интерфейс на нижней стороне, который передает 32-битное аудио с плавающей точкой с микрофона без дополнительных кабелей. Это аккуратное решение, которое я использовал для записи своего демонстрационного видео с барабанами.

Лабораторные тесты Nikon ZR
Исторически мы не проводили лабораторные тесты полноценных кинокамер, так как наша процедура тестирования измеряет качество фотоснимков. Соответственно, у нас нет лабораторных данных для некоторых из основных конкурентов ZR. Вместо этого мы сравниваем ее с собственной камерой Nikon Z6 III, которая стоит столько же, сколько ZR, и отлично подходит для видеоблогинга. Panasonic Lumix S1 II дороже, но это исключительно универсальная камера с видеовозможностями профессионального уровня. Sony ZV-E1 — ближайший конкурент ZR, который мы тестировали в лаборатории, как по ориентации на видео, так и по цене.
Мы тестируем разрешение с помощью таблиц и программного обеспечения Imatest, а динамический диапазон и соотношение сигнал/шум — с помощью DxO Analyzer.
Разрешение (ширина линии/высота изображения):

Поскольку обе камеры Nikon и S1 II имеют сенсоры с разрешением около 24 мегапикселей, неудивительно, что все они показывают схожий уровень детализации. 12,1-мегапиксельная ZV-E1 — не та камера, которую стоит выбирать для съемки сверхдетализированных фотографий, но она для этого и не предназначена.
Динамический диапазон (EV):

ZR демонстрирует практически идентичные уровни динамического диапазона с Z6 III, что и следовало ожидать, поскольку у них одинаковый сенсор. S1 II показывает сопоставимые результаты, но Sony — это та камера, которую стоит выбрать, если вы регулярно снимаете при высоких ISO. Всего 12,1 мегапикселя распределены по большому полнокадровому сенсору, поэтому каждый отдельный фотосайт (пиксель) относительно велик, что позволяет ему быть более светочувствительным, и это окупается при съемке с широким динамическим диапазоном.
Соотношение сигнал/шум (децибелы):

Этот тест сравнивает количество случайного шума, генерируемого камерой при различных настройках ISO, с фактической информацией изображения («сигналом»). Более высокие значения лучше, и мы ожидаем, что соотношение сигнала к шуму будет падать с увеличением ISO.
Все четыре камеры производят схожий уровень шума изображения при более высоких значениях чувствительности, где он наиболее заметен. Однако камеры Sony и, в меньшей степени, Panasonic производят немного более чистые изображения, чем две камеры Nikon, при самых высоких значениях чувствительности.
Вердикт по Nikon ZR
Камеры Nikon Z-серии всегда были хороши для записи видео, благодаря гибридным точкам автофокусировки с фазовой детекцией, встроенным в сенсор, в сочетании с продвинутым отслеживанием объектов, что позволяет им плавно следить за движущимися объектами. Это, безусловно, огромное улучшение по сравнению с видеовозможностями DSLR-камер.
Однако их DSLR-подобные форм-факторы не идеальны для видеопроизводства. Дизайн Nikon ZR гораздо более удобен для видео, он может работать как самостоятельно (благодаря своему огромному монитору и отличным аудиовозможностям), так и в составе рига. Но именно технология Red Color Science отличает эту новую камеру от других в линейке Z-серии. Я был очень впечатлен профилями Picture Controls, разработанными Red, которые придавали отснятому материалу мгновенный кинематографический вид.
Первые плоды сотрудничества Nikon и Red, похоже, принесли отличные результаты, создав блестяще компактную камеру, которая может обеспечить видео профессионального уровня по цене, доступной нам, простым смертным.
| Категория | Рейтинг | Описание |
|---|---|---|
| Возможности | 5/5 | 6K-видео и 32-битное аудио с плавающей точкой в удобном корпусе — выдающиеся особенности, а технология Red Color Science просто великолепна. |
| Дизайн | 4/5 | Прямоугольный дизайн идеален для использования в риге, но менее удобен для съемки с рук. Минималистичное управление компенсируется большим монитором. |
| Производительность | 4/5 | Более двух часов непрерывной записи в безвентиляторном корпусе — это достижение, но жаль, что нет режима «open gate». |
| Цена | 5/5 | ZR предлагает невероятное соотношение цены и качества для специализированной беззеркальной кинокамеры, значительно подрывая цены конкурентов. |
Альтернативы

Анонсированная менее чем за день до Nikon ZR, камера Canon EOS C50 имеет полнокадровый сенсор с более высоким разрешением 33 Мп, который может выводить видео 7K и поддерживает режим «open gate», но у нее нет встроенной стабилизации, и она стоит значительно дороже, чем ZR.

Выпущенная в 2021 году, Sony FX3 долгое время была естественным выбором для видеографов, которым нужен компактный беззеркальный форм-фактор. Но сегодня она выглядит устаревшей, с ее скромным 12,1-мегапиксельным полнокадровым сенсором, который может снимать видео только в 4K. На фоне Nikon ZR она кажется чрезвычайно завышенной по цене.
Читайте также: Обзор Aqara Camera G100 — доступная камера с IP65














