
Обзор Hasselblad X2D II 100C: камера со 100 Мп сенсором
Шведское качество
Устраняя многие (но не все) недостатки своего предшественника, Hasselblad X2D II 100C становится феноменальным среднеформатным гигантом. 100-мегапиксельные изображения (нужно ли говорить больше?) и непревзойденная цветопередача благодаря легендарной технологии цвета Hasselblad, 14- или 16-битному цвету и внутрикамерным HDR JPEG. Теперь у камеры достойный автофокус, джойстик для фокусировки и 10 ступеней стабилизации. И все это по цене ниже, чем у оригинальной X2D. Его главный конкурент, Fuji GFX100 II, по-прежнему остается лучшей универсальной среднеформатной камерой, но для взыскательных профессионалов (особенно в портретной или фэшн-съемке) X2D II 100C — самый привлекательный Hasselblad на сегодняшний день.
Невероятные 100-мегапиксельные снимки
Фантастическая цветопередача и динамический диапазон
Автофокус с распознаванием объектов
10-ступенчатая стабилизация IBIS
Дешевле предшественника
Все еще высокая цена
Автофокус все еще немного отстает
Разрешение видоискателя ниже, чем у конкурентов
Hasselblad X2D II 100C — это новейшая флагманская беззеркальная камера от легендарного шведского производителя и преемник оригинальной Hasselblad X2D 100C. Как и предшественник, новая модель оснащена гигантским 100-мегапиксельным среднеформатным сенсором и нацелена на взыскательных современных профессионалов, которым требуется максимальная резкость изображения и точность цветопередачи.
При всех сходствах, X2D II исправляет некоторые вопиющие проблемы своего предшественника. Первая модель — при всей своей великолепности, роскоши и очаровании — не имела функций, которые я ожидаю увидеть в профессиональном корпусе. Автофокус был очень простым, практически без распознавания объектов, и не было даже джойстика для фокусировки, что часто заставляло полагаться на экран вместо прекрасного видоискателя с высоким разрешением.
С этим было трудно мириться, учитывая ценник более $8,000 (~658 тыс. руб.) и тот факт, что ее главный конкурент, (пусть и более новый) Fujifilm GFX100 II, не имел таких проблем и даже предлагал запись видео.
X2D II — это ответ Hasselblad на GFX. Автофокус значительно улучшен. Появился джойстик. Камера даже стоит дешевле своего предшественника. Так сможет ли она превзойти Fuji и стать лучшей беззеркалкой в среднеформатном сегменте? Узнайте в моем полном обзоре Hasselblad X2D II 100C.
Hasselblad X2D II 100C: характеристики
| Характеристика | Значение |
|---|---|
| Сенсор | 100 Мп, средний формат |
| Стабилизация | 5-осевая, 10 ступеней |
| Система АФ | 425-точечный гибридный АФ: PDAF, CDAF и LiDAR |
| Видоискатель | 5,76 млн точек, OLED |
| Дисплеи | 2,36 млн точек, 3,6-дюймовый наклонный OLED; 1,58 тыс. точек, 1,08-дюймовый TFT |
| Диапазон ISO | 50–25 600 |
| Видео | Нет |
| Порты | CFExpress Type-B; USB-C; пульт ДУ; горячий башмак |
| Беспроводная связь | Да |
| Макс. скорость съемки | 3 кадра/с |
| Макс. выдержка | 1/4000 с (механическая); 1/6000 с (электронная) |
| Ресурс батареи (CIPA) | 466 кадров |
| Размеры | 14,7 x 10,4 x 7,4 см |
| Вес | ~0,84 кг |
Hasselblad X2D II 100C: цена и доступность
Hasselblad X2D II 100C стоит $7,399 (~608 тыс. руб.), что, верите или нет, довольно выгодно (по меркам среднего формата). По крайней мере, это шаг в правильном направлении. Видите ли, среднеформатные камеры невероятно дороги. Даже «бюджетный» пример, Fujifilm GFX100S II, стоит внушительные $4,999 (~411 тыс. руб.).

Оригинальная X2D 100C стоила $8,199 (~674 тыс. руб.), так что браво Hasselblad за снижение цены почти на 10% на вторую модель (несмотря на значительные обновления). Но остановите прессу: Fujifilm GFX100 II стоит $7,499 (~616 тыс. руб.), так что Hasselblad даже дешевле Fujifilm!? Я сплю? Я пьян? Я что… умер?
В любом случае, вернемся к этой новой странной реальности: объективы Hasselblad по-прежнему дорогие. Чтобы разрешить 100 мегапикселей, стекло должно быть невероятно качественным. Иначе не было бы смысла использовать такой сенсор высокого разрешения. Это лучшее стекло в потребительской индустрии, и за него придется заплатить. Я тестировал X2D II с последним объективом Hasselblad, XCD 35-100mm F2.8-4, который обойдется вам еще в $4,599 (~378 тыс. руб.).
Hasselblad X2D II 100C: дизайн

X2D II выглядит практически идентично оригинальной X2D, и это хорошо. Я обожаю стиль этой камеры. Это настоящий скандинавский хай-энд: минималистичный и футуристичный, но с нео-ретро атмосферой. Четкие линии, элегантные шрифты, матовое серо-стальное покрытие. От этого по спине пробегает легкая дрожь.
Качество сборки безупречно. Камеры Fujifilm сделаны японцами, и это хорошо. Камеры Hasselblad выкованы скандинавскими богами, и это еще лучше. Шучу, на самом деле их вручную собирают обычные шведские люди, но мастерство исполнения здесь поистине божественное.
Несмотря на то, что это такой же огромный кусок металла, X2D II на 7,5% легче оригинальной X2D (~0,89 кг), хотя это все равно что сравнивать 92,5-тонную плиту гранита со 100-тонной. При весе ~0,84 кг новая модель все еще чертовски тяжелая, особенно если добавить огромный объектив 35-100 мм. Впрочем, она на ~0,16 кг легче, чем GFX100 II (~1 кг).
Дисплеи

У X2D II три дисплея. Я расскажу о них в порядке возрастания моего недовольства. Задний экран — это наклонный 3,6-дюймовый OLED-дисплей с разрешением 2,36 млн точек, который очень яркий (не менее 1,400 нит) и контрастный — оба параметра необходимы для режима HDR, о котором я расскажу ниже.
Помимо отличного внешнего вида, экран еще и просторный, что позволяет использовать удобную и понятную систему меню (подробнее об этом позже). Разрешение в 2,36 млн точек является стандартным для камер среднего и высокого класса и таким же, как у GFX100 II. Однако для детальной проверки фокуса на 100 Мп вам понадобится видоискатель с более высоким разрешением.

На верхней панели расположен 1,08-дюймовый TFT-дисплей с разрешением 158 тыс. точек, к которому я отношусь неоднозначно. Его задача — показывать настройки. Он с ней справляется.
Видоискатель, честно говоря, разочаровывает. Это micro-OLED дисплей с разрешением 5,76 млн точек. Это неплохо. Но это не улучшение по сравнению с оригинальным X2D и гораздо более низкое разрешение, чем у GFX100 II с его 9,44 млн точек. Гораздо более дешевая 61-мегапиксельная Sony A7R V ($3,900, ~321 тыс. руб.) имеет видоискатель на 9,44 млн точек, как и 50-мегапиксельная Sony A1 II ($6,499, ~534 тыс. руб.). 45-мегапиксельная Canon EOS R5 Mark II ($4,299, ~353 тыс. руб.) и даже 24,5-мегапиксельная Nikon Z6 III ($2,499, ~205 тыс. руб.) обе имеют видоискатели на 5,76 млн точек.
Именно при 100 Мп сверхвысокое разрешение видоискателя на 9,44 млн точек нужно больше всего, особенно когда вы платите $7,399. У этой камеры он должен был быть.
Подключения

Как и оригинальная X2D, эта вторая версия оснащена встроенным SSD-накопителем на 1 ТБ и портом CFExpress Type-B для расширения памяти до 512 ГБ. Даже с огромными 100-мегапиксельными RAW-файлами камеры, 1 ТБ — это очень много памяти. Я сделал около 400 фотографий во время тестирования, и у меня осталось более 800 ГБ, так что мне ни разу не пришлось устанавливать свою карту SanDisk Extreme 128GB CFExpress Type-B.
Также есть порт USB-C для съемки в привязанном режиме и порт для проводных спусковых устройств. Естественно, сверху есть горячий башмак для вспышки (которая поддерживается на всех скоростях механического затвора). И на этом все! Сдержанный скандинавский минимализм.
Программное обеспечение
X2D II также работает с приложением Hasselblad Phocus 2. Я бы не стал редактировать RAW-файлы в приложении, но оно как минимум полезно для быстрого предварительного просмотра и загрузки снимков — гораздо быстрее, чем передавать сотни JPEG-файлов по +70 МБ или RAW-файлов по +200 МБ на компьютер.
Важно отметить, что X2D II несовместима с Capture One, и вам придется использовать десктопное приложение Hasselblad Phocus для съемки в привязанном режиме, что станет веской причиной для многих профессионалов выбрать линейку GFX от Fuji.
Hasselblad X2D II 100C: управление и эргономика

X2D II очень хорошо лежит в руке для такой большой камеры (14,7 x 10,4 x 7,4 см). У нее переработанный рельефный хват с большей скошенностью в нижней передней и задней частях. Держать ее чрезвычайно удобно, но, опять же, и предыдущий хват был таким же.
У меня не было проблем с управлением камерой с рук на улице, под разными углами и в портретной ориентации. Кнопок очень мало, и до некоторых из них правой руке трудно дотянуться из-за огромного размера камеры, хотя все можно настроить с помощью экрана и меню (подробнее об этом ниже). Рядом с объективом есть кнопка Fn, как раз в пределах досягаемости моего правого мизинца, но было бы неплохо увидеть еще одну или две кнопки в углублении хвата, как у GFX100 II и GFX100S II.

На штативе в студии — естественной среде обитания любого Hasselblad — это просто удовольствие. Схема управления идеально продумана, с большими кнопками и ярким экраном, которые легко нажимать в темноте.
Самым важным с точки зрения управления является добавление джойстика фокусировки. Hasselblad называет его «долгожданным джойстиком» — молчаливое признание того, что его действительно стоило установить на прошлой модели. На оригинальной X2D выбор точек фокусировки при использовании видоискателя был настоящей головной болью. Теперь проблема решена.
Меню

Ах, система меню Hasselblad: одной рукой дает, другой забирает. Она такая красивая, такая минималистичная, так хорошо организована. Увы, как и красивая родинка, она лишь поверхностна. Я говорил то же самое о прошлой модели: камере просто не хватает контроля.
Меню Fujifilm дает вам контроль практически над каждым аспектом камер GFX. И дело не в том, что это какая-то особенность: Sony, Canon, Nikon, Lumix — их системы меню столь же всеобъемлющи. Это стандарт для современных беззеркальных камер.
Hasselblad X2D II 100C: автофокус
Автофокус X2D II значительно улучшен по сравнению с оригинальной моделью, у которой был только один режим распознавания — человеческих лиц. X2D теперь имеет распознавание лиц и глаз, что важно. На Hasselblad 907X + CFV 100C ($8,199, ~674 тыс. руб.) и X2D 100C (обе используют одну и ту же систему АФ) глаза часто были не в фокусе при съемке портретов — это важно, поскольку X2D в остальном был фантастическим для фотографов, снимающих для рекламных щитов высокой моды.

В любом случае, новое распознавание глаз работает очень хорошо, что делает камеру еще более привлекательной для портретных фотографов. На изображении выше распознавание глаз нашло и отследило глаз объекта, который находится в резком фокусе. У камеры также не было проблем с распознаванием в условиях недостаточного освещения, как на портрете ниже, который был сделан в тускло освещенном ресторане с последующим повышением экспозиции.

Теперь также есть режимы распознавания кошек/собак и транспортных средств, что делает X2D II гораздо более удобной камерой для съемки за пределами идеальной студийной обстановки. Тем не менее, GFX100 II предлагает более широкий набор режимов распознавания объектов (включая птиц, животных, самолеты, поезда и т. д.), поэтому остается более гибким инструментом.
Автофокус X2D II достаточно компетентен. Он кажется быстрее, чем у оригинальной X2D, особенно при использовании нового объектива XCD 35-100mm. Хотя АФ на среднеформатных камерах никогда не бывает молниеносным: они просто не для этого созданы. Он с трудом успевал за медленно движущимися птицами, например, и голубь на снимке ниже получился немного не в фокусе.

Благодаря гибридной системе PDAF/CDAF и LiDAR, автофокус эффективен даже в условиях недостаточной освещенности, особенно с людьми. Он испытывал трудности с низкоконтрастными объектами, такими как глаза моих собак — у них черные глаза и мех — но я еще не встречал камеры, которая бы с этим не боролась.
Однако (и я не устану это повторять), это не быстрая камера для стремительно меняющихся сценариев. Она предназначена для более медленной, вдумчивой фотографии и студийной работы, так что гоняться за самым быстрым автофокусом — бессмысленно. К тому же, это неоспоримо: лучший способ фокусироваться на Hasselblad — вручную. Для непосвященных, ручная фокусировка на Hassy — это настоящее удовольствие, а экранный/видоискательный помощник MF делает этот процесс суперлегким, всегда точным и надежным.
Hasselblad X2D II 100C: стабилизация

X2D II оснащена обновленной системой встроенной стабилизации изображения (IBIS), которая теперь обеспечивает до 10 ступеней стабилизации. Она очень, очень компетентна и превосходит (все еще очень хорошие) системы IBIS в камерах Fujifilm GFX.
На изображениях ниже мне удалось снимать с рук с выдержкой до 1/4 секунды, при этом надписи на весах остались идеально четкими. При выдержке 1/2 секунды мне не удалось получить резкие снимки — изображение выглядит нормально издалека, но при увеличении видно, что надписи размыты.


На оригинальной X2D и GFX100 II проблемы начинались уже при 1/2 секунды в том же тесте. Стабилизировать такие огромные сенсоры очень сложно, так что 1/4 секунды — это фантастический результат для среднеформатной камеры.
Hasselblad X2D II 100C: качество изображения

100 мегапикселей обеспечивают потрясающий уровень детализации. В галерее ниже показаны кадрированные изображения, а за ними — полноразмерные оригиналы. Как видите, можно кадрировать до почти криминальных пределов и все равно получать богато детализированные снимки. На кадрированном изображении зелено-красной листвы видны прожилки листьев и капли воды. Нажмите вправо, чтобы увидеть оригинальное изображение и понять, насколько сильным было кадрирование.
На кадрированном изображении пчелы можно разглядеть ее пушистое брюшко и прожилки на крыльях. Перекадрированное изображение все еще имеет разрешение 12 мегапикселей, несмотря на массивное кадрирование. Это безумие. Иметь столько деталей под рукой полезно не только для кадрирования — 100 Мп идеально подходят для печати сверхбольших форматов, например, для коммерческой рекламы на билбордах.

Цветопередача так же важна для философии Hassy. За ее прославленной технологией цвета стоят десятилетия разработок, и как только вы начинаете ею пользоваться, вы это понимаете. X2D II предлагает 16-битную глубину цвета, как и оригинальная X2D, что дает вам 281 триллион отдельных оттенков. В результате цвета получаются чертовски реалистичными. Цвета на фотографии листьев выше невероятно естественны и соответствуют реальному освещению во время съемки.

Такой запас по цвету также дает вам массу гибкости при постобработке цвета и света. На портрете выше я смог полностью изменить фон с синего на фиолетовый без какого-либо бандинга (появления полос).
Однако вы получаете только один цветовой профиль. Он хороший, но если вы хотите иметь возможность снимать в разных профилях прямо в камере, вам придется выбрать одну из камер GFX. Аналогично, если вы хотите снимать в черно-белом, все это придется делать уже на этапе постобработки.
Динамический диапазон
С большим сенсором приходит и большой динамический диапазон, и RAW-файлы X2D II дают вам массу гибкости при постобработке, с большим запасом в светах и меньшим риском пересветить верхнюю часть гистограммы.
Первое изображение выше снято в намеренно сложных условиях контрового света при самой низкой нативной чувствительности, ISO 50. Второе изображение — тот же файл с поднятыми тенями и экспозицией, а также с уменьшенными света́ми.
Тени очень чистые, и на низких значениях было восстановлено много деталей — можно разглядеть текст на корпусе объектива и отдельные ребра на кольцах управления. Света́ также удалось спасти. Я положил искусственные кубики льда на сетку софтбокса за объективом — они не были пересвечены, и удалось восстановить много деталей.
Одна из новых функций X2D II — это HDR (High Dynamic Range), который позволяет достичь максимального динамического диапазона в 15,3 ступени. В сочетании с 16-битной глубиной цвета это дает вам еще больший тональный диапазон, с суперглубокими тенями и четкими света́ми.
Лично я все еще предпочитаю работать с RAW-файлами, и в них и так достаточно запаса, чтобы мне не требовался дополнительный динамический диапазон в JPEG. Тем не менее, RAW-файлы по 200 МБ — это серьезная головная боль при перемещении и обработке. С HDR JPEG вы можете получить и то, и другое: большой динамический диапазон с гораздо более легкими файлами.

Как вы можете видеть на JPEG-изображении из камеры выше, у вас все еще есть много возможностей для редактирования, несмотря на сжатие. На втором изображении я поднял тени, чтобы выявить множество деталей. Я не вижу причин, по которым нельзя было бы работать исключительно с JPEG на этой камере.
Производительность на высоких ISO
Одно из удовольствий съемки на среднеформатные камеры — это то, как далеко можно зайти со значениями ISO и все равно получать великолепные снимки. Портрет ниже был снят на ISO 25,600.

X2D II достигает максимума на ISO 25,600, что меньше, чем ISO 51,200 у GFX100 II. Это немного разочаровывает: эти камеры могут комфортно снимать на 51,200, так почему бы не дать нам такую возможность, Hasselblad?
Выше представлены экспорты JPEG из RAW-файлов, к которым не применялась обработка шума. Шум, очевидно, заметен на более высоких значениях и приводит к падению резкости, но даже на ISO 25,600 он и близко не критичен. Я бы не стал увеличивать снимки, сделанные на ISO 25,600, для крупноформатной печати, но для просмотра в интернете или на небольшом экране они абсолютно приемлемы.
Выше — JPEG-файлы из камеры с примененной внутрикамерной обработкой шума. Смягчающий эффект шумоподавления приводит к заметному падению резкости по сравнению с более низкими значениями ISO. Опять же, я бы не раздумывая использовал JPEG-файлы, снятые на ISO 25,600, в интернете.
Серийная съемка

Скорость серийной съемки Hasselblad X2D II 100C довольно медленная, даже для среднего формата. Камера достигает максимума в 3 кадра в секунду, по сравнению с 8,7 кадра в секунду у GFX100 II. Если вам нужна хоть какая-то скорость, вам стоит выбрать Fuji.
Тем не менее, 3 кадра в секунду должно быть достаточно для фэшн-съемок, давая моделям достаточно времени на смену позы между кадрами!
Hasselblad X2D II 100C: время работы от батареи

Hasselblad заявляет ресурс Hasselblad X2D II 100C в 466 снимков на одном заряде батареи, что довольно точно, если не немного консервативно. Мне удалось сделать 246 кадров (RAW + JPEG), потратив около 55% батареи. И это включало смешанное использование видоискателя и заднего дисплея, просмотр снимков, копание в меню и изменение настроек и т. д.
Экстраполируя, можно ожидать около 500 снимков, и это неплохо для такого монстра. Включите HDR, и, естественно, можно ожидать, что количество кадров уменьшится.
Hasselblad X2D II 100C: вердикт
Hasselblad X2D II 100C — это серьезный шаг вперед по сравнению с оригинальной X2D. Многие из его ключевых функций получили долгожданные обновления, особенно автофокус, а также усиленная стабилизация. Это лучшая камера, которую бренд когда-либо делал, и если вы новичок в системе Hasselblad, то это модель, которую стоит выбрать.

Стоит ли мне обновляться с оригинальной Hasselblad X2D II 100C? Нет. Это не быстрые камеры. Они созданы для высочайшего качества изображения и лучше всего чувствуют себя в студийной обстановке. Я не думаю, что X2D II будет работать настолько лучше в таких сценариях, чтобы оправдать обновление.
Стоит ли покупать X2D II 100C вместо Fujifilm GFX100 II? Сложный вопрос. Обе камеры делают феноменальные фотографии, но стекло и изображения Hassy кажутся чуточку резче. И если для вас важнее всего цветопередача, то выбор однозначно за шведами. Однако в целом X2D II не может превзойти Fuji по общей универсальности. Hasselblad медленнее; его автофокус все еще отстает; видоискатель имеет более низкое разрешение; и он не снимает видео.
Если бы передо мной поставили обе камеры и попросили выбрать одну, я знаю, что это был бы Hasselblad X2D II 100C — выбор не головой, а сердцем. И это говорит парень, который пользуется Fuji.














