
Обзор объектива Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8: компактный и легкий
Уменьшенный в размерах объектив Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 весит чуть больше половины своего аналога S Pro 24-70mm, что делает его идеальным спутником в путешествиях.
Объектив Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 мне нравится больше, чем некоторые другие стандартные зум-объективы с диафрагмой f/2.8. Многие из них лишают меня широкого угла, предлагая диапазон зума в районе 28-70 мм. Я рад, что этот объектив сохранил фокусное расстояние 24 мм, пусть и за счет отсутствия полноценного теледиапазона. Он отлично подходит для повседневной съемки, и мне нравится, что Panasonic сделал его компактным и легким, но при этом прочным, с хорошей влагозащитой, с интуитивно понятным управлением и впечатляющими характеристиками в целом.
Компактный, легкий, прочный
Постоянная диафрагма f/2.8
Впечатляющая производительность
Высококлассная эргономика
Отсутствует теледиапазон
Нет специального кольца диафрагмы
Довольно дорогой
Основные идеи
Есть много способов решить одну и ту же задачу. Это избитая фраза, но люди используют ее уже около 400 лет, и она применима к стандартным зум-объективам для камер с байонетом L. Они отнюдь не «стандартные», и у вас огромный выбор при покупке.
Бюджетные модели, как правило, имеют переменную диафрагму, которая часто оказывается разочаровывающе узкой на длинном конце зума. Профессиональные версии обычно имеют постоянную диафрагму f/2.8, а в некоторых случаях и светосильнее. Кроме того, наблюдается заметное различие в диапазоне зумирования, со значительными отличиями во всем: от ширины охвата на коротком конце до максимального телеобъектива.
За эти годы компания Panasonic выпустила четыре разных стандартных зум-объектива для своей полнокадровой системы S, включая Lumix S Pro 24-70mm f/2.8, Lumix S 24-105mm f/4 Macro OIS, Lumix S 20-60mm f/3.5-5.6 (один из моих любимчиков) и теперь этот Lumix S 24-60mm f/2.8. Вкратце, он уступает 10 мм в теледиапазоне по сравнению с 24-70mm, но сохраняет тот же широкий угол и постоянную диафрагму f/2.8, стремясь стать одним из лучших стандартных зум-объективов и лучших объективов для камер с байонетом L. Давайте разберемся.

Технические характеристики
| Байонет | L-mount |
| Конструкция объектива | 14 элементов в 12 группах |
| Угол обзора | 84-40 градусов |
| Лепестки диафрагмы | 9 |
| Минимальная диафрагма | f/22 |
| Минимальное расстояние фокусировки | 0,19 м (Ш) 0,33 м (Т) |
| Максимальное увеличение | 0,3x |
| Размер фильтра | 77 мм |
| Размеры | 84×100 мм |
| Вес | 544 г |
Цена
Panasonic — не единственный игрок на рынке. Sigma также входит в альянс L-Mount, производя собственные камеры и объективы, которые конкурируют как с Panasonic, так и с Leica. Это дает еще больший выбор при поиске стандартного зум-объектива с байонетом L, так что давайте посмотрим на цены основных претендентов. Учитывая переменную диафрагму, неудивительно, что Panasonic Lumix S 20-60mm f/3.5-5.6 является самым дешевым вариантом — $648 (≈51 тыс. руб.). Sigma 28-70mm f/2.8 DG DN Contemporary стоит ненамного дороже — $989 (≈78 тыс. руб.). Объектив Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 поднимается на следующую ступеньку и стоит $1048 (≈82 тыс. руб.).
К более дорогим вариантам относятся Panasonic Lumix S 24-105mm f/4 Macro OIS за $1398 (≈110 тыс. руб.) и Panasonic Lumix S Pro 24-70mm f/2.8 за $2148 (≈168 тыс. руб.). Затем есть великолепный Sigma 24-70mm f/2.8 DG DN II Art за $1319 (≈103 тыс. руб.), сверхсветосильный Sigma 28-45mm f/1.8 DG DN Art за $1489 (≈117 тыс. руб.) и удлиненный Sigma 28-105mm f/2.8 DG DN Art за $1649 (≈129 тыс. руб.). В целом, Panasonic 24-60mm выглядит достаточно доступным, хотя для сравнения есть также аналогичный Samyang/Rokinon AF 24-60mm f/2.8 FE для камер Sony по более доступной цене $899 (≈71 тыс. руб.).
Цена и доступность в России
Объектив Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 уже начал появляться на российском рынке. Его можно найти в продаже у дилеров, специализирующихся на профессиональной фототехнике, а также на онлайн-площадках и в некоторых интернет-магазинах, которые привозят фототехнику из-за рубежа. В одном из магазинов он предлагался по цене 86 000 рублей. Рекомендованная производителем цена для международного рынка составляет $899, стоимость в России может меняться в зависимости от курса валют, логистики и наценок конкретного продавца.
Особенности использования в России
Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 является объективом для системы L-Mount и не имеет никаких программных или функциональных ограничений для использования в России. Он полностью совместим со всеми полнокадровыми камерами альянса L-Mount (Panasonic, Leica, Sigma). Важный момент — гарантийное обслуживание. Так как объектив является новинкой и может ввозиться в страну по неофициальным каналам, условия гарантии полностью зависят от продавца, и их необходимо уточнять перед покупкой.
Дизайн и удобство использования
Изначально камеры Panasonic S-системы имели репутацию громоздких и тяжелых для беззеркальных моделей, но со временем различные версии стали изящнее. То же самое относится и к объективам с постоянной диафрагмой f/2.8, которые, как правило, становятся компактнее и значительно легче. Для стандартного зум-объектива, который я собираюсь использовать для повседневной съемки, прогулок и путешествий, принцип «чем меньше, тем лучше» здесь применим.
Мне не хочется таскать с собой тяжелое фотооборудование без необходимости. И действительно, этот объектив 24-60mm f/2.8 удивительно компактен и легок: его размеры 84×100 мм, а вес всего 544 г, по сравнению с Panasonic 24-70mm f/2.8, который имеет размеры 91×140 мм и весит 935 г. Таким образом, новый объектив имеет чуть более двух третей длины и весит почти вдвое меньше.

Чтобы спроектировать и создать такой компактный стандартный зум-объектив f/2.8, пришлось чем-то пожертвовать. Объектив физически выдвигается при зумировании от 24 мм до 60 мм, но, с другой стороны, большинство полноразмерных стандартных зумов делают то же самое. Общее выдвижение составляет около 2,5 см, что видно при сравнении изображений выше и ниже.

Качество объективов зависит не только от стекла, но и от оптической конструкции. Несмотря на свои компактные размеры, объектив Panasonic содержит 14 элементов в 12 группах. Из них три асферических элемента, два элемента ED (со сверхнизкой дисперсией) и один элемент UED (со сверхсверхнизкой дисперсией). Асферические элементы способствуют уменьшению размеров и веса, а также потенциально улучшают качество изображения, в то время как ED-элементы призваны улучшить четкость и цветопередачу, а также уменьшить хроматические аберрации.

Подпись: В оптической схеме есть несколько специализированных элементов, а передняя линза имеет фтористое покрытие для отталкивания влаги и жира.
Что касается механики, кольцо ручной фокусировки расположено спереди и является многофункциональным. В режиме автофокуса его можно назначить для управления другими параметрами, такими как диафрагма, компенсация экспозиции, выдержка или «кроп-зум», если это поддерживается камерой. Плавная регулировка диафрагмы — мой главный приоритет, по крайней мере, при видеосъемке.

Подпись: Расположенное спереди кольцо ручной фокусировки может выполнять множество других настраиваемых функций в режиме автофокуса. В зависимости от модели камеры, вы также можете выбирать между линейным и нелинейным режимами ручной фокусировки и направлением вращения кольца.
Сразу за кольцом фокусировки находится кольцо зума с метками фокусных расстояний. Как я уже упоминал, некоторые камеры Panasonic имеют функцию кроп-зума, которая позволяет увеличить максимальное эффективное фокусное расстояние с последующим кадрированием. В большинстве случаев телеобъективное расстояние можно увеличить до 187 мм, а на Lumix S1R II — до 252 мм. Все зависит от того, сколькими мегапикселями вы готовы пожертвовать.

Дальше, в задней части объектива, находится настраиваемая функциональная кнопка. Ее также можно настроить на различные режимы, один из которых — «Гибридный зум», позволяющий увеличить максимальное телеувеличение с помощью кольца зума, сохраняя при этом минимальное доступное фокусное расстояние. Это удобная функция, и меня также порадовало наличие переключателя AF/MF на корпусе, что позволяет быстро переключаться между режимами фокусировки.

Автофокус сам по себе очень быстрый и практически бесшумный, что типично для современных беззеркальных объективов. Однако Panasonic пошла еще дальше, внедрив недавно разработанный двухфазный линейный двигатель, который обеспечивает действительно быструю и высокоточную работу. Как в автоматическом, так и в ручном режиме можно фокусироваться на очень близком расстоянии: минимальная дистанция фокусировки составляет всего 0,19 м на широком угле и 0,33 м в телеположении. В результате максимальное увеличение не дотягивает до макро, но все равно составляет внушительные 0,3x.

Как и у всех объективов Panasonic, качество сборки очень хорошее. Этот объектив имеет пыле-, влаго- и морозостойкую конструкцию, а также фтористое покрытие на передней линзе. Кольца управления, переключатель и функциональная кнопка, как и весь объектив в целом, ощущаются очень качественно. В комплекте идет лепестковая бленда, которая помогает уменьшить блики и ореолы, а также обеспечивает физическую защиту передней линзы.

Характеристики
Ключевым фактором производительности этого объектива является постоянная диафрагма f/2.8. В конце концов, Panasonic Lumix S 20-60mm f/3.5-5.6 обеспечивает еще больший широкий угол и такое же телеувеличение, но на длинном конце он на две ступени темнее. Преимущества объектива f/2.8 включают меньшую глубину резкости для выделения объектов путем размытия фона, а также более короткие выдержки для съемки движения при слабом освещении без необходимости сильно повышать ISO.

Подпись: Этот снимок модели гоночного мотоцикла демонстрирует, как диафрагма f/2.8 в сочетании с коротким минимальным расстоянием фокусировки обеспечивает очень малую глубину резкости для крупных планов. EXIF: Panasonic Lumix S1II + Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 на 60 мм (1/100 сек, f/2.8, ISO 200)
Объектив отвечает нескольким пунктам из моего списка пожеланий: он поддерживает высокий уровень резкости в центре кадра во всем диапазоне зума, даже при съемке с полностью открытой диафрагмой f/2.8, хотя резкость по краям и углам более неоднозначна. Не менее важным, с моей точки зрения, является приятное плавное боке в размытых областях.

Подпись: В качестве объекта для этого примера я использовал свою френологическую голову. Линии на голове в фокусе получились очень резкими, наблюдается плавный переход от сфокусированных областей к размытым, а фон правильно размыт с приятным мягким и плавным боке. EXIF: Panasonic Lumix S1II + Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 на 60 мм (1/320 сек, f/2.8, ISO 200).
Что касается нежелательных аберраций, то искажения и боковые хроматические аберрации эффективно устраняются с помощью автоматической коррекции в камере. Опять же, это очень типично для современных объективов, разработанных для беззеркальных камер, особенно для тех, что созданы с акцентом на компактность и легкость. Я также обнаружил, что устойчивость к бликам и ореолам хорошая.

Подпись: Переместив френологическую голову в помещение, я теперь проверяю наличие боковых и осевых цветовых искажений, которые оказались незначительными. Последние могут быть проблемой для некоторых светосильных объективов при максимально открытой диафрагме, проявляясь в виде каймы вокруг высококонтрастных переходов, но здесь нет никаких признаков этого вокруг черных линий на белом фоне. EXIF: Panasonic Lumix S1II + Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 на 60 мм (1/80 сек, f/2.8, ISO 200).
Как и было заявлено, автофокус работает очень быстро и показал стабильно высокую точность в моих тестах. Он также практически бесшумен, то же самое относится и к ручной фокусировке, которая использует тот же «двухфазный линейный двигатель». В целом, производительность очень впечатляет.

Подпись: Снимок сделан при минимальном фокусном расстоянии 24 мм. EXIF: Panasonic Lumix S1II + Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 при 24 мм (1/500 сек, f/5.6, ISO 200).
Диапазон зума не слишком велик, но снимок выше демонстрирует широкоугольную перспективу на 24 мм. Снимок ниже был сделан на 60 мм, максимальном фокусном расстоянии, поэтому оба кадра дают хорошее представление об общем диапазоне зумирования.

Подпись: Снимок сделан с максимальным фокусным расстоянием 60 мм. EXIF: Panasonic Lumix S1II + Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 при 60 мм (1/1000 сек, f/5.6, ISO 200).
Примеры снимков
В представленной ниже галерее приведены примеры снимков, сделанных на территории и вокруг исторической верфи «Underfall Yard» в английском городе Бристоль. Погода была одновременно солнечной и дождливой – ждите появления радуг!
Подпись: EXIF: Panasonic Lumix S1II + Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 на 60 мм (1/500 сек, f/5.6, ISO 200)
Результаты лабораторных исследований
Мы проводим ряд лабораторных испытаний в контролируемых условиях, используя тестовый пакет Imatest Master. Фотографии тестовых таблиц делаются при различных значениях диафрагмы и зума, а затем анализируются на резкость, искажения и хроматические аберрации.
Мы используем диаграммы пространственной частотной характеристики (SFR) и программное обеспечение для анализа от Imatest, чтобы построить графики разрешения объектива в центре кадра, по углам и в середине кадра, в зависимости от диапазона настроек диафрагмы и, для зум-объективов, при четырех различных фокусных расстояниях. В ходе тестов также измеряются искажения и хроматическая аберрация.
Резкость
Резкость в центре кадра удивительно хороша при диафрагмах от f/4 до f/11. При полностью открытой f/2.8 она немного менее впечатляющая в диапазоне от 35 мм до 60 мм, но это не критично. Однако резкость по углам очень неоднозначна. Она достаточно хороша на 35 мм, но посредственна на 24 мм и 50 мм, особенно при больших значениях диафрагмы. При 60 мм резкость по углам откровенно плохая, если только не прикрыть диафрагму до f/11.
Хроматические аберрации

При больших значениях диафрагмы аберрации хорошо контролируются и становятся едва заметными при f/11.
Искажения

Как и следовало ожидать от современных объективов для беззеркальных камер, в них широко используется программная коррекция оптических искажений. Без нее проявляется истинная степень искажения. В случае с Panasonic 24-60mm наблюдается значительное бочкообразное искажение на 24 мм, быстро переходящее в умеренное подушкообразное искажение к 50 мм.
Вердикт
Сколько существует способов решить эту задачу? Нет, давайте не будем вдаваться в подробности. Скажем так, стандартных зум-объективов для камер с байонетом L много, и они разнообразны, поэтому стоит выбирать с умом. Объектив Panasonic Lumix S 24-60mm f/2.8 занимает очень высокое место в моем списке. Конечно, его телеобъективное фокусное расстояние практически отсутствует, но функции Crop Zoom и Hybrid Zoom в совместимых камерах Panasonic частично компенсируют этот недостаток.
В любом случае, лично я больше заинтересован в сохранении хорошего широкого угла в стандартных зумах f/2.8, который часто теряется. Объектив отвечает этим требованиям, а также он приятно компактен, легок и доступен по цене. Он также отличается прочной конструкцией, хорошей влагозащитой, удобством в обращении и впечатляющими характеристиками в целом. В общем, я думаю, что Panasonic превзошла все ожидания с этим объективом.
| Функции | ★★★★★ К привлекательным особенностям относятся постоянная диафрагма f/2.8, усовершенствованная система автофокусировки, настраиваемое кольцо управления и функциональная кнопка. |
| Дизайн | ★★★★★ Качество сборки, как и следовало ожидать от объектива Panasonic, типично для этой марки, и, несмотря на приятные компактные размеры и малый вес, он имеет защиту от атмосферных воздействий. |
| Производительность | ★★★★☆ Как и все «компактные» объективы для беззеркальных камер, он использует автоматическую коррекцию изображения прямо в камере, но с очень хорошим результатом. |
| Цена | ★★★★☆ Цена немного выше, чем у некоторых конкурентов, но, учитывая все обстоятельства, это очень выгодное приобретение. |

Альтернативы
Объектив Panasonic Lumix S 20-60mm f/3.5-5.6 обеспечивает огромный широкоугольный охват, но при этом он еще меньше и легче, чем объектив f/2.8, имея размеры 77×87 мм и вес 350 г. Он также дешевле и является довольно выгодной покупкой, если вас устраивает относительно медленная и переменная диафрагма.
Объектив Sigma 28-70mm f/2.8 DG DN Contemporary — один из растущего числа объективов от различных производителей, разработанный как относительно компактная и легкая альтернатива стандартному зум-объективу f/2.8 с диафрагмой f/2.8. Как и многие его конкуренты, он немного уступает по широкоугольному охвату, но имеет немного больший телеобъективный диапазон, чем объектив 24-60mm.
Обзор Sony A7 V — камера задаёт слишком высокую планку для всех остальных













