Наверх

«Мы бы не смогли окупить инвестиции»: почему для Xbox почти перестали выпускать игры на дисках

Как Game Pass и низкие продажи хоронят физические релизы, ставя под угрозу будущее сохранения игр.

24.09.2025
16:25
«Мы бы не смогли окупить инвестиции»: почему для Xbox почти перестали выпускать игры на дисках
Эпоха «физических игр для Xbox», возможно, подходит к концу.

Хотя точных официальных данных нет, не секрет, что Xbox стала преимущественно цифровой платформой.

В прошлые десятилетия мы загружали видеоигры с кассет, картриджей, компакт-дисков и, в конечном итоге, дисков Blu-Ray. Однако с появлением Blu-Ray что-то изменилось.

Облачное хранилище и цифровая дистрибуция стали намного быстрее и дешевле. В результате платформы, такие как Steam, очень быстро поглотили рынок физических дисков для ПК. В сочетании с управлением цифровыми правами (DRM) сама идея «физической» игры для ПК кажется почти инопланетной концепцией, за исключением нескольких редких ограниченных выпусков.

Видео от DGL.RU

Сегодняшние ПК и ноутбуки редко поставляются с дисководом, и то же самое, скорее всего, скоро произойдет и с традиционными консолями.

Множество факторов кладут конец самой концепции игр на дисках. Все больше и больше игр выходят только в цифровом формате, особенно в эпоху ПК / Steam, и все больше консолей поставляются без дисководов. И у PlayStation, и у Microsoft есть бездисковые цифровые версии своих консолей, при этом финансовые отчеты PlayStation указывают на тенденцию к отказу от физических копий с возрастающей скоростью.

Для Xbox эта тенденция оказалась более стремительной.

Смерть физической игры для Xbox

«Мы бы не смогли окупить инвестиции»: почему для Xbox почти перестали выпускать игры на дисках
Очень небольшая коллекция физических дисков для Xbox, которой владеет моя семья.

Microsoft была первой из крупных производителей консолей, предложившей прямую цифровую загрузку игр, и первой, кто выпустил бездисковую консоль. Microsoft также стимулирует пользователей переходить на цифровые технологии своим стремлением к независимой от устройства игре, которая зависит от цифровых лицензий. Xbox Game Pass также находится на переднем крае игровой экосистемы Microsoft, и, естественно, все это основано на цифровом DRM. И вы не можете играть в свои физические диски в облаке через Xbox Play Anywhere или на Xbox Series S. Большинство путей в экосистему Xbox в наши дни просто ориентированы на цифровые технологии.

В листингах игр в Amazon Store компания часто предлагает как цифровой ключ для Xbox Series X|S, так и дисковую версию для Xbox Series X. Чтобы усложнить ситуацию, теперь есть и бездисковая Xbox Series X. Для крупных онлайн-ритейлеров, таких как Amazon, все это не представляло большой проблемы. Но рынок пользователей, желающих приобрести диски для Xbox, сократился до такой степени, что многие традиционные розничные продавцы вообще перестали их продавать.

Microsoft еще не предложила USB-привод для дисков ни для одной из своих консолей, и, честно говоря, нет никаких оснований думать, что она это сделает. Грядущий портативный Xbox Ally, естественно, будет в первую очередь цифровым, хотя, будучи ПК с Windows, вы могли бы подключить дисковод через его USB-порты. Но, по крайней-мере для игр, в этом почти нет смысла. Когда вы в последний раз покупали физическую игру для ПК? Я даже не могу вспомнить; прошли буквально десятилетия. Но не все этому рады.

Жоска поддерживаю. Их отсутствие на Xbox — отстой 🥺

От Stian Schultz (@Carnivol)

Проблема с играми Konami в том, что у нас нет цифровой доли на платформе, а физические релизы на Xbox — даже крупных, значительных игр — редко превышают 2000 проданных копий. Мы бы не смогли окупить наши инвестиции. К сожалению, Xbox — это очень цифровая платформа.

От Josh Fairhurst (@LimitedRunJosh)

Компании вроде Limited Run Games были абсолютно фантастическими в предоставлении физических версий различных игр, с акцентом на консольные игры. LRG, безусловно, является лидером в этой области, но, несмотря на свою известность, даже ей было трудно получить реальную отдачу от инвестиций в создание версий некоторых игр для Xbox.

Обращаясь к пользователю на X, Джош Фэйрхерст описал, почему он не создал версии для Xbox для некоторых предстоящих игр Konami от Limited Run Games. «[Наши] физические релизы на Xbox — даже крупных, значительных игр — редко превышают 2000 проданных копий», — откровенно сказал Фэйрхерст. «Мы бы не смогли окупить наши инвестиции. К сожалению, Xbox — это очень цифровая платформа». Фэйрхерст объяснил, что когда они заключали сделки исключительно на физические роялти, объемы продаж на Xbox просто не оправдывали выделение запасов.

«Да, порт [на Xbox] обойдется нам в среднем около 50 тысяч долларов, а физические релизы на Xbox обычно приносят нам около 30 тысяч долларов после вычета затрат и роялти партнеров. Мы рассчитываем на цифровые продажи, чтобы компенсировать разницу, но на некоторых проектах у нас нет доли или есть только крошечная доля в цифровых доходах».

Limited Run Games обычно занимается инди-играми и играми с меньшим охватом, но даже более крупные компании, такие как Square Enix, известная своей серией Final Fantasy, отказались от выпуска физических игр на Xbox. Final Fantasy 16, 7 Remake и Final Fantasy Tactics — все они вышли напрямую в цифровом формате на Xbox.

Репутация Microsoft как хранителя игр поставлена под сомнение

«Мы бы не смогли окупить инвестиции»: почему для Xbox почти перестали выпускать игры на дисках
Final Fantasy Tactics не получит физической версии на Xbox, несмотря на то, что она даже не выходит на Xbox Play Anywhere.

Я не покупал физическую игру для Xbox со времен Xbox 360, так что я во многом являюсь частью тренда, который создал эту ситуацию. Однако у меня остались теплые воспоминания о коллекционировании игр в детстве, когда я меньше заботился о месте для хранения. Для тех, у кого есть место и время, это отличное хобби, и я бы не хотел, чтобы оно исчезло.

Microsoft позиционирует себя как сторонник сохранения игр — но в цифровом виде. Благодаря очень отличной программе обратной совместимости Xbox, Xbox, по иронии судьбы, является единственным местом, где вы можете играть во все основные игры Final Fantasy на одном устройстве, учитывая, что некоторые из них никогда не выходили на современных платформах PlayStation или ПК. Недостатком, конечно, является то, что это зависит от постоянной поддержки Microsoft экосистемы платформы Xbox.

Игры на дисках, которые полностью поддерживают оффлайн-игру, являются единственным реальным гарантом сохранения в долгосрочной перспективе. Microsoft показала себя как компания, не склонная к обязательствам, меняющая свои приоритеты по первому требованию, чтобы гнаться за деньгами акционеров. Для многих это отсутствие уверенности в приоритетах Microsoft создает большую тревогу по поводу ее приверженности играм, что, естественно, приведет к предпочтению дисков или, возможно, полному уходу с платформы.

Конечно, Microsoft могла бы сделать больше, чтобы создать взаимовыгодную ситуацию для всех геймеров в своей экосистеме, а не только для тех, кто полностью перешел на цифровые технологии.

«Мы бы не смогли окупить инвестиции»: почему для Xbox почти перестали выпускать игры на дисках
Полностью цифровая Xbox Series X — знак времени.

Было бы здорово, если бы Microsoft могла более тесно сотрудничать с Limited Run Games, чтобы помочь субсидировать или компенсировать некоторые расходы. Я не вижу реальной причины, по которой Microsoft не могла бы также создать дешевый внешний USB-привод для дисков для своих цифровых консолей Xbox Series S или X, даже если бы он в краткосрочной перспективе предназначался только для проверки лицензий. Скорости чтения/записи USB могут помешать современным играм полностью запускаться с диска, но, возможно, у консолей Xbox следующего поколения будут более современные порты. Microsoft могла бы поддерживать низкие запасы и тщательно формировать их на основе спроса, по крайней-мере, чтобы помочь пользователям, которые накопили большие библиотеки физических игр.

Действительно, следующее поколение Xbox, как широко ожидается, будет более похожим на ПК, чем когда-либо, работая под управлением полной версии Windows 11 (или, может быть, Windows 12?). Это потенциально сделает ее самой совместимой консолью в истории, если у нее действительно будет полный набор устаревших API, которые есть у полноценной Windows. В партнерстве с AMD Xbox создает чипы, которые поддерживают как игры для ПК, так и традиционные консольные игры Xbox, а президент Microsoft Сара Бонд курирует внутреннюю рабочую группу по совместимости игр, посвященную этим усилиям.

Возможно, в этой вселенной любой стандартный USB-привод для дисков Blu-Ray сможет перенести вашу дисковую библиотеку Xbox в будущее, но это может быть принятием желаемого за действительное.

Microsoft — это компания, которая обычно выявляет тенденции и следует им, и редко бывает готова бороться с ними. Microsoft рассматривает цифровую дистрибуцию как конечную форму сохранения и совместимости, что, естественно, выгодно ей, поскольку вам нужно быть в ее экосистеме и облаке, чтобы получить к ней доступ.

Для тех, кто просто наслаждается коллекционированием физических игр как частью «удовольствия» от хобби, утилитарное отношение Microsoft к играм, возможно, будет идти вразрез. Но даже Nintendo и ее партнеров критиковали за выпуск игр для Switch, которые на самом деле не содержат картриджа.

Возможно, течение «удобства» просто слишком сильное, чтобы плыть против него. А вы что думаете?

Xbox Game Pass — какие игры добавили в этом году?

Источник: Windows Central
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»