"> ?>
Наверх

«Не будьте ленивыми ублюдками»: легенда индустрии жестко прошелся по авторам Clair Obscur: Expedition 33 из-за скандала с нейросетями

Награду «Игра года» отобрали с позором, а ветераны геймдева советуют платить художникам, а не генерировать мусор.

Опубликовано 24.12.2025 в 13:52
Читать: 2 мин.
Clair Obscur: Expedition 33 и скандал с нейросетями | DGL.RU

Основные идеи

Clair Obscur: Expedition 33 лишили награды «Игра года» за использование арта от нейросетей.
Ветеран индустрии Крис Сивор назвал разработчиков «ленивыми» и призвал платить художникам.
Использование ИИ для черновиков считают допустимым, но в финальной игре — непрофессионализмом.
Индустрия разделилась: одни видят в ИИ угрозу, другие — инструмент для маленьких студий.

Мнение автора

Этот скандал — не про технологии, а про этику. ИИ может быть полезным инструментом для прототипов, но заменять им труд художников в финальном продукте — это репутационный риск. Разработчикам стоит помнить: сообщество не прощает обмана и лени. Лучше вложиться в живую команду.

Казалось бы, у разработчиков Clair Obscur: Expedition 33 все шло просто прекрасно. Их JRPG стала монументальным хитом и получила признание критиков. Однако успех омрачила глупая ошибка, которая стоила студии Sandfall Interactive репутации. Использование генеративного искусственного интеллекта привело к тому, что у игры отозвали престижную награду Indie Game Awards в категории «Игра года».

Ситуация накалилась до предела, когда разработчики признались испанскому изданию El País в содеянном. Они сообщили, что действительно использовали нейросети. С их помощью авторы создали несколько временных текстур. Студия поспешила оправдаться и заявила, что удалила эти активы через пять дней после релиза. Но индустрия слезам не верит. Для многих коллег по цеху даже малейшее касание ИИ — это красная тряпка.

«Платите за свою работу»

На скандал бурно отреагировал Крис Сивор, бывший разработчик легендарной студии Rare и актер озвучивания. Он не стал выбирать выражений и выдал в соцсети Bluesky эмоциональную тираду.

Видео от DGL.RU

«Боже мой… Не будьте ленивыми ублюдками и платите за то, что используете — вот и весь посыл», — написал Сивор.

Позже ветеран индустрии немного смягчил риторику и добавил интересный нюанс. Он признал, что подобные практики встречаются чаще, чем мы думаем. Сивор честно сказал, что в свои годы, возможно, и сам бы использовал ИИ для черновиков и превизуализации. Он объяснил это тем, что руководители студий часто бывают «чертовыми идиотами», когда дело доходит до демонстрации ранних версий игры.

Однако Сивор провел четкую границу. Одно дело — черновики для внутреннего пользования, и совсем другое — реальные активы внутри игры, пусть даже временные. По его мнению, вставлять сгенерированный контент в финальный продукт — это настоящая лень и непрофессионализм.

Индустрия раскололась надвое

Мнения в сообществе разделились. Инди-разработчик и стример PeachyAenne поддержала решение отобрать награду. Она отметила, что приятно видеть, как сообщество объединяется вокруг важных проблем и отстаивает принципы.

Однако не все так категоричны. Геймдев до сих пор не может решить, как относиться к нейросетям. Буквально на прошлой неделе Даниэль Вавра, сценарист ожидаемой Kingdom Come: Deliverance 2, высказал противоположное мнение.

Он заявил, что если ИИ поможет ему создать эпическую игру за год силами небольшой команды, как в старые добрые времена, то он обеими руками «за». Пока одни видят в нейросетях угрозу искусству, другие рассматривают их как спасательный круг для небольших студий, которые тонут в производственных расходах. Но для Clair Obscur: Expedition 33 этот урок оказался болезненным.

30 лучших игр для PlayStation 5 на сегодняшний день

Источник: GamesRadar+
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»