«Не будьте ленивыми ублюдками»: легенда индустрии жестко прошелся по авторам Clair Obscur: Expedition 33 из-за скандала с нейросетями
Награду «Игра года» отобрали с позором, а ветераны геймдева советуют платить художникам, а не генерировать мусор.
Основные идеи
Мнение автора
Этот скандал — не про технологии, а про этику. ИИ может быть полезным инструментом для прототипов, но заменять им труд художников в финальном продукте — это репутационный риск. Разработчикам стоит помнить: сообщество не прощает обмана и лени. Лучше вложиться в живую команду.
Казалось бы, у разработчиков Clair Obscur: Expedition 33 все шло просто прекрасно. Их JRPG стала монументальным хитом и получила признание критиков. Однако успех омрачила глупая ошибка, которая стоила студии Sandfall Interactive репутации. Использование генеративного искусственного интеллекта привело к тому, что у игры отозвали престижную награду Indie Game Awards в категории «Игра года».
Ситуация накалилась до предела, когда разработчики признались испанскому изданию El País в содеянном. Они сообщили, что действительно использовали нейросети. С их помощью авторы создали несколько временных текстур. Студия поспешила оправдаться и заявила, что удалила эти активы через пять дней после релиза. Но индустрия слезам не верит. Для многих коллег по цеху даже малейшее касание ИИ — это красная тряпка.
«Платите за свою работу»
На скандал бурно отреагировал Крис Сивор, бывший разработчик легендарной студии Rare и актер озвучивания. Он не стал выбирать выражений и выдал в соцсети Bluesky эмоциональную тираду.
«Боже мой… Не будьте ленивыми ублюдками и платите за то, что используете — вот и весь посыл», — написал Сивор.
Позже ветеран индустрии немного смягчил риторику и добавил интересный нюанс. Он признал, что подобные практики встречаются чаще, чем мы думаем. Сивор честно сказал, что в свои годы, возможно, и сам бы использовал ИИ для черновиков и превизуализации. Он объяснил это тем, что руководители студий часто бывают «чертовыми идиотами», когда дело доходит до демонстрации ранних версий игры.
Однако Сивор провел четкую границу. Одно дело — черновики для внутреннего пользования, и совсем другое — реальные активы внутри игры, пусть даже временные. По его мнению, вставлять сгенерированный контент в финальный продукт — это настоящая лень и непрофессионализм.
Индустрия раскололась надвое
Мнения в сообществе разделились. Инди-разработчик и стример PeachyAenne поддержала решение отобрать награду. Она отметила, что приятно видеть, как сообщество объединяется вокруг важных проблем и отстаивает принципы.
Однако не все так категоричны. Геймдев до сих пор не может решить, как относиться к нейросетям. Буквально на прошлой неделе Даниэль Вавра, сценарист ожидаемой Kingdom Come: Deliverance 2, высказал противоположное мнение.
Он заявил, что если ИИ поможет ему создать эпическую игру за год силами небольшой команды, как в старые добрые времена, то он обеими руками «за». Пока одни видят в нейросетях угрозу искусству, другие рассматривают их как спасательный круг для небольших студий, которые тонут в производственных расходах. Но для Clair Obscur: Expedition 33 этот урок оказался болезненным.
















