Причины, по которым анимационные фильмы 90-х до сих пор актуальны и кажутся волшебными
От «Короля Льва» до «Призрака в доспехах»: почему эти классические анимационные фильмы до сих пор актуальны.
Лучшие анимационные фильмы 1990-х годов актуальны и по сей день, и дело не только в ностальгии по таким фильмам, как «Король Лев», «Призрак в доспехах» и «Красавица и Чудовище». В лучших мультфильмах 1990-х годов использовался разнообразный и зачастую экспериментальный подход к анимации, сочетались старые техники с новыми компьютерными технологиями, чтобы удивить зрителей. Именно поэтому 1990-е годы стали эпохой возрождения, по крайней мере для американской полнометражной анимации.
Жанр диснеевских анимационных сказок, который сыграл важную роль в становлении анимационной студии в 1930-х годах, вновь обрёл популярность благодаря фильмам «Красавица и Чудовище», «Аладдин» и мифическому «Королю Льву».
На протяжении всего десятилетия аниме продолжало привлекать всё более многочисленную, благодарную и увлечённую аудиторию. Важно отметить, что компьютерная графика стала доступным с творческой и экономической точек зрения способом создания анимационных персонажей.
Обратной стороной этого дивного нового мира стал относительно быстрый упадок покадровой анимации в американской массовой художественной анимации. Однако, что удивительно, покадровая анимация продолжала использоваться в нескольких громких проектах американских студий. Подробнее об этой анимации читайте в нашем списке лучших покадровых фильмов.
Лучшие анимационные фильмы 90-х
11. Только вчера

GKIDS, Toho Co., Ltd., Walt Disney Studios (1991)
«Только вчера» стал ключевым фильмом, укрепившим репутацию аниме как визуально богатого и эмоционально насыщенного жанра за пределами Японии. В отличие от фэнтезийных эпопей, которые часто доминируют в международном имидже аниме, этот фильм предлагает тихую, но мощную, интроспективную историю, основанную на повседневной жизни. Доктор Крис Холлидей из Королевского колледжа Лондона отмечает: «История, рассказанная студией Ghibli в начале 1990-х, содержит все отличительные черты проверенной временем формулы студии».
Фильм «Только вчера» режиссёра Исао Такахата сочетает в себе фирменную эмоциональную глубину студии Ghibli с нежным исследованием детских воспоминаний, ностальгии и самопознания. Рисованная анимация фильма передаёт контраст между обширными городскими территориями Японии и безмятежной сельской местностью, подчёркивая стремление к традициям и более тесной связи с природой в условиях стремительной модернизации. Размышления главного героя о прошлом постепенно перерастают в откровения о настоящем, иллюстрируя, как личная история формирует наше чувство связи и принадлежности.
По словам Холлидей, в фильме «представлены фантазии главной героини о прошлом [которые] помогают ей осознать личную ценность связей в настоящем». Такой тонкий, но глубокий подход помог фильму «Только вчера» выделиться как созерцательная и художественно амбициозная работа в каноне студии Ghibli.
10. Красавица и Чудовище

Студия Уолта Диснея (1991)
«Красавица и Чудовище» от Disney — это не просто любимая всеми сказка, это знаковая картина в истории анимации. Вышедшая в период «Диснеевского ренессанса», она сочетала в себе музыкальное повествование в стиле Бродвея и смелые визуальные эксперименты и стала первым анимационным фильмом, номинированным на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм». Эмоциональная составляющая, яркие персонажи и изящный юмор помогли преодолеть разрыв между детским развлечением и серьёзным кино.
С технологической точки зрения фильм стал прорывом благодаря бесшовной интеграции нарисованной от руки анимации и ранней компьютерной графики. В культовой сцене в бальном зале использовалась 3D-рендеринг-графика и виртуальное движение камеры. Это был не первый случай использования компьютерной графики в фильмах Disney: в «Большом мышином сыщике» 1986 года уже проводились эксперименты, но в «Красавице и чудовище» компьютерная графика стала неотъемлемой частью сюжета и выглядела органично. (Читайте мой список мультфильмов 1980-х годов.)
Визуально фильм отражает внутреннюю жизнь своих персонажей: деревня Белль строгая и упорядоченная, а замок богато украшен и хаотичен, что перекликается с эмоциональным смятением Чудовища. Тонкие анимационные решения, нерешительность, взгляды и паузы передают психологический реализм, по-новому вызывая сочувствие.
В конечном счёте «Красавица и Чудовище» изменила представление о том, какой может быть анимация: эмоционально сложной, технически инновационной и художественно смелой. Фильм установил новый стандарт не только для Disney, но и для кинематографического повествования в целом.
9. Кошмар перед Рождеством

Walt Disney Pictures, Touchstone Pictures (1993)
После успеха двух короткометражных анимационных фильмов, снятых студией Disney, «Франкенвини» и «Винсент», Бёртон сначала рассматривал «Кошмар перед Рождеством» как возможный телефильм. В итоге фильм был снят как полнометражный, а Бёртон выступил его продюсером, а Генри Селик — режиссёром.
Для Дрю Ропера, директора по анимации и генерального директора студии Yamination в Бирмингеме, «такие замечательные фильмы, как «Кошмар», стали частью моего детства. Они — главная причина, по которой я полюбил анимацию, в частности покадровую анимацию.
Инновации, изобретательность и воображение — всё это просто невероятно. Вы верите каждому вздоху этих персонажей. Учитывая технологии, использованные во время съёмок, по сравнению с современными стандартами то, что было создано и запечатлено в плане актёрской игры, просто поражает. Эти персонажи поистине культовые.
8. Король Лев

Компания Уолта Диснея (1994)
«Король Лев» — не просто один из самых любимых фильмов Disney, это мастер-класс по визуальному повествованию и эмоциональному резонансу. Несмотря на то, что его бескрайние пейзажи и живописные небеса остаются потрясающими и спустя десятилетия, именно использование классической повествовательной структуры — пути героя — обеспечило фильму всемирную популярность. Путь Симбы от изгнания к искуплению перекликается с традициями мифического повествования (в некоторой степени он основан на «Гамлете» Шекспира), но при этом кажется непосредственным благодаря тонкой анимации персонажей и драматическому накалу.
Визуальной культовой особенностью «Короля Льва» является использование традиционной покадровой анимации для создания огромного живого мира. От залитых солнцем Земель Прайда до жутковатого зелёного свечения логова Шрама — каждый кадр выглядит продуманным и кинематографичным. Аниматоры вывели актёрскую игру на новый уровень: только взгляните, как спокойная властность Муфасы контрастирует с вкрадчивым сарказмом Шрама. Это не просто животные, а эмоционально сложные персонажи, ожившие благодаря жестам, силуэтам и искусно рассчитанным движениям.
«Король Лев», ставший настоящим коммерческим хитом, не только занял лидирующие позиции в прокате, но и вошёл в историю анимации. Сочетание эпического размаха, стилизованной красоты и захватывающего сюжета помогло переосмыслить возможности рисованной анимации и вдохновило целое поколение художников и аниматоров.
Мы всё ещё можем извлечь уроки из этого фильма и его аниматоров.
7. Каспер

Universal Pictures, Universal Pictures Home Entertainment (1995)
Гибриды анимации и игрового кино были частью кинематографа с самых его зарождения: достаточно вспомнить короткометражный фильм Уинзора Маккея «Динозаврик Герти». Фильм «Каспер», в котором персонаж из комиксов Харви был адаптирован для большого экрана, стал переломным моментом в создании детально проработанных персонажей с компьютерной графикой в игровом кино. Он успешно вывел анимационные достижения «Парка Юрского периода» (1993) на новый уровень выразительности. (Подробнее читайте в нашем списке лучших фильмов о компьютерной графике 1990-х годов.)
Марк Остин вспоминает: «Я был супервайзером анимации персонажа Каспера. Ближе к концу производства оставшиеся сцены распределили между недавно назначенными супервайзерами сцен».
«В начале съёмок мне поручили быть главным аниматором Каспера, а Филу Робинсону — главным аниматором призрачного трио. Моим первым заданием в качестве главного аниматора было создать экстремальные формы лица Каспера, например, самую широкую улыбку, которую он мог изобразить. Это стало тем, что сейчас в индустрии называют смешанными формами. Мы были в авангарде всего».
«Моя работа заключалась в том, чтобы следить за Каспером как за персонажем и следить за тем, чтобы не создавалось впечатление, будто тридцать аниматоров работали над одним персонажем. Моя работа заключалась в контроле качества, в том, чтобы Каспер оставался самим собой и соответствовал модели. Мне поручали самые сложные кадры в фильме».
«Я также снял самый длинный кадр с Каспером в фильме. Это кадр, где он сидит на маяке и разговаривает с Кристиной Риччи. Мы так быстро отсняли все кадры с Каспером, что в итоге нам пришлось работать над кадрами с призрачным трио, а также с призрачной Керриган и отцом в образе призрака».
6. Джеймс и гигантский персик

«Уолт Дисней Пикчерс» (1995)
Фильм «Джеймс и гигантский персик», основанный на одноимённом романе Роальда Даля, изначально рассматривался студией Disney для экранизации в 1980-х годах. После творческого успеха фильма «Кошмар перед Рождеством» (см. выше) Генри Селик снова начал сотрудничать со многими членами съёмочной группы этого фильма.
По мнению Дрю Ропера, генерального директора Yamination, успех анимационных персонажей из «Джеймса и гигантского персика» заключается в том, что «при переходе от «реальности» в игровом кино к анимации эстетика кукол настолько стилизованная из-за покадровой съёмки, что они кажутся более реалистичными, а воображаемый мир — более правдоподобным благодаря тактильным ощущениям и текстурам».
«Анимация позволяет раскрыть индивидуальность персонажей, особенно таких, как жуки. Их артикуляция и обаяние безупречны. Это настоящие произведения искусства, которые надолго остаются в памяти, и я бесконечно благодарен гениям, которые помогают воплощать их в жизнь».
5. История игрушек

«Дисней Пиксар» (1995)
В 2025 году исполняется 30 лет со дня выхода первого полнометражного анимационного фильма Pixar. Этот невероятно популярный фильм показал как киноиндустрии, так и зрителям, чего могут достичь аниматоры, использующие компьютерные технологии. Фильм стал неотъемлемой частью массовой культуры.
Для Гэва Стрэнджа, режиссёра-мультипликатора из Aardman, «История игрушек» и по сей день остаётся гениальным произведением. Конечно, визуальная составляющая немного устарела, но в тридцать лет это вполне объяснимо. Однако сюжет, юмор и персонажи по-прежнему свежи как никогда — Вуди, Базз и остальные стали поистине культовыми персонажами.
«На мой взгляд, всё дело в сильной центральной идее — «А что, если бы твои игрушки ожили, пока ты не видишь?» — это такая мощная и в то же время простая концепция, понятная каждому человеку. Это значит, что франшиза действительно «для всех возрастов», чего так сложно добиться, но это свидетельство того, что создали Pixar, и того, какую человечность они в это вложили».
«Затем он превратился во множество других фильмов (я один из тех редких людей, которые считают, что «История игрушек 4» — лучший фильм. Не @ меня.) и множество короткометражек и спин-оффов, и все они такие же очаровательные и замечательные, как и друг друг».
4. Призрак в доспехах

Продюсерская компания I.G, Bandai Visual, Manga Entertainment (1995)
«Призрак в доспехах» — знаковый анимационный научно-фантастический фильм, в котором философская глубина сочетается с новаторской графикой. Этот шедевр в жанре киберпанк исследует идентичность и сознание в мире недалёкого будущего, где люди и машины сливаются воедино. Богато детализированное, нарисованное от руки окружение — от бескрайних неоновых городских пейзажей до мрачных кибернетических интерьеров — создаёт правдоподобную, захватывающую вселенную, которая кажется одновременно футуристичной и живой.
С визуальной точки зрения фильм мастерски сочетает традиционную рисованную анимацию с ранними цифровыми эффектами — новаторскими техниками, которые оказали влияние как на аниме, так и на западную анимацию. Каждый кадр наполнен сложными фонами и плавной анимацией персонажей, что отражает сложную тему противостояния технологий и человечества. Знаменитые сцены с термооптическим камуфляжем и сложными интерфейсами кибермозга демонстрируют органичное слияние искусства и технологий.
Но «Призрак в доспехах» — это не просто визуальное великолепие. Его сюжет затрагивает вопросы самосознания и природы души, что отличает его от типичных боевиков. Такое сочетание интеллектуального повествования и потрясающей анимации помогло фильму стать культовой классикой, вдохновив режиссёров и аниматоров по всему миру и закрепив за ним статус новаторского произведения, раздвинувшего границы анимационного кино.
3. Принцесса Мононоке

Toho Co., Ltd., Miramax (1997)
«Принцесса Мононоке» — одна из самых знаковых работ студии Ghibli, фильм, который по-настоящему продемонстрировал зрителям по всему миру способность аниме к захватывающему визуальному повествованию и эмоциональной глубине. После выхода фильм стал культурным феноменом в Японии, его хвалили за богатую анимацию и сложный сюжет, который выходил далеко за рамки типичного фэнтези.
По сути, фильм исследует непростые отношения человечества с природой, как с её красотой, так и с её жестокостью. Хаяо Миядзаки сплетает историю, в которой стирается грань между человеком и лесным духом, изображая мир, где выживание часто требует болезненных компромиссов. Сама анимация — это шедевр, в котором пышные, нарисованные вручную пейзажи сочетаются с динамичными движениями персонажей, оживляя заколдованный лес и его обитателей.
Размышляя о влиянии фильма, Миядзаки сказал: «Мы не пытаемся решить глобальные проблемы… даже в условиях ненависти и убийств есть вещи, ради которых стоит жить. Может произойти чудесная встреча или произойти что-то прекрасное». Этот посыл находит глубокий отклик, превращая «Принцессу Мононоке» в вечную историю о конфликтах, сосуществовании и надежде, которая помогла аниме завоевать репутацию серьёзного и искусного кинематографа.
2. Египетский принц

«Анимация DreamWorks» (1998)
Заявив о себе как о новой крупной анимационной студии, продолжающей выпуск полнометражных мультфильмов, DreamWorks выпустила первый полнометражный мультфильм «Принц Египта». Его изображение обширных древних пейзажей и античной обстановки прекрасно сочеталось с эмоциональными крупными планамилиц.
По мнению специалиста по анимации Криса Холлидея из Королевского колледжа в Лондоне, этот фильм «часто остаётся незамеченным в вихре промышленных и эстетических преобразований анимации середины и конца 1990-х годов, когда переход от карандашной анимации к пиксельной был стремительным. „Принц Египта“ от DreamWorks — один из лучших в небольшой, но интригующей группе фильмов, которые можно назвать „компромиссными“. Они были сняты на рубеже тысячелетий и творчески тестировали возможное сочетание рисованной и цифровой анимации».
«В качестве сюжетного фона для собственных испытаний и невзгод в стиле фильм использует библейскую историю о Моисее из Книги Исход, доводя технологию до предела и проверяя границы собственной чудесной цифровой активности».
1. Железный гигант

Анимация Warner Bros. (1999)
«Железный гигант» начинался как полнометражный анимационный фильм, когда его передали в Warner Bros. как мюзикл по роману Теда Хьюза. В то время режиссёр Брэд Бёрд работал над полнометражным фильмом «Рэй Ганн» в Warner Bros. От этого проекта студия отказалась, и Бёрд переключился на «Железного гиганта».
Шон Магер, аниматор и руководитель курса бакалавриата (с отличием) по цифровой анимации и магистратуры по разработке полнометражных фильмов в Бирмингемском городском университете: «Этот фильм настолько сильно отличался от всего, что было до него, что стал культовым анимационным фильмом. На мой взгляд, анимация была такой же плавной и выразительной, как и в любом другом ожидаемом 2D-анимационном фильме того времени, но у него было своё преимущество: благодаря уникальному развитию персонажей и анимации исполнения он выделялся на фоне других».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕКОТОРЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ AMAZON И MAX МОГЛИ БЫТЬ ЧАСТИЧНО АНИМИРОВАНЫ В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ








