Райский уголок в Клэпхэме: здесь нет места голой земле!
40 лет экспериментов: как ландшафтный гений Кристофер Массон превратил свой сад в Лондоне в буйство зелени, где нет места пустоте. Это не сад – это живая картина!
Переехав в свой дом в Клэпхэме на юго-западе Лондона в 1985 году, Кристофер на протяжении почти 40 лет постоянно менял планировку и состав растений в своём саду, чтобы они соответствовали его нынешним вкусам и потребностям, а также служили площадкой для экспериментов в его работе в качестве ландшафтного дизайнера. «С тех пор как я переехал, сад постоянно менялся, — говорит он. — Мои мысли постоянно развиваются, и сад это отражает».

Типичный длинный и узкий лондонский участок почти полностью засажен растениями. Это пышный оазис, в котором экзотические вечнозелёные растения соседствуют с бенгальскими розами, создавая мечтательное и захватывающее пространство. Стены по обеим сторонам увиты зеленью, что создаёт ощущение уединения, а узкая дорожка, ведущая к садовой комнате в дальнем конце, обрамлена всевозможными тактильными растениями, которые растут прямо из горшков.
В тенистой беседке над небольшим чёрным прудом нависают глянцевые сердцевидные листья актинидии деликатесной (Actinidia deliciosa). На грушевом дереве рядом с садом вьёт гнездо крапивник, а вокруг анемонов и позднецветущих шалфеев жужжат пчёлы. Здесь люди играют второстепенную роль по сравнению с природой.

Кристофер, новозеландец по происхождению, переехал в Великобританию в 1970-х годах. Он получил образование в области изобразительного искусства и промышленного дизайна, но всегда питал страсть к английским скверам: благодаря случайной встрече с американским ландшафтным дизайнером и писателем Лэннингом Ропером он познакомился с миром ландшафтного дизайна. Сначала Кристофер работал вместе с Лэннингом, но вскоре у него появился собственный список клиентов, и он стал много путешествовать по работе.

Его собственный сад всегда был для него тихой гаванью, куда он мог вернуться, а также местом, где он мог развивать свои дизайнерские идеи. «Я использую его как место для тестирования новых растений, которые, по моему мнению, могут подойти для сада клиента, — объясняет он. — Большинство из них растут в горшках, чтобы я мог легко их перемещать». Некоторые кашпо полностью скрыты растениями, другие искусно расставлены на столбах, столах и уступах, чтобы создать композицию разной высоты. «Нельзя просто поставить горшки на землю: растения должны тянуться к свету, — отмечает Кристофер. — Он выходит на северо-восток, поэтому нужно использовать свет по максимуму».

Когда Кристофер только обустраивал территорию, он спроектировал Т-образную лужайку. «Я понял, что совершил ошибку, — говорит он. — Зимой она была совершенно непрактичной, потому что на неё не попадало солнце, поэтому от неё пришлось отказаться». Лужайку заменили дорожкой, идущей не по центру и вымощенной грубым йоркским камнем, гранитными плитами и булыжником. Садовая комната тоже претерпела изменения. «Изначально она была совсем не в том месте», — объясняет Кристофер. «Я использовал самое солнечное место — прямо в глубине — для хранения, но это было лучшее место для отдыха». Новая комната с выходом в сад и широкими стеклянными дверями, ведущими в небольшую уединённую зону отдыха, теперь занимает это выгодное место и ориентирована на заходящее зимнее солнце.

«Здесь нет ничего параллельного или симметричного, — говорит Кристофер. — Много лет назад я начал создавать симметричные композиции, но теперь я предпочитаю нарушать симметрию, используя различные структурные элементы, чтобы сад выглядел динамичным и привлекал внимание. Мне кажется, так небольшое пространство кажется больше. Здесь можно заблудиться — не всегда понятно, где проходят границы».

Что касается времени цветения, то сад спроектирован таким образом, чтобы пик цветения приходился на конец лета и осень. «В весенний и ранний летний период в мире садоводства всегда много всего происходит, —объясняет Кристофер. — Я предпочитаю сады, которые расцветают в период с июля по ноябрь, когда у людей больше свободного времени, чтобы насладиться ими».

Позднецветущие шалфеи, в том числе тёмно-фиолетовый «Амистад», голубой «Мистик Спайрс» и кирпично-красный Salvia confertiflora, вплетены в композицию с экзотическими вечнозелёными растениями, такими как тетрапанакс, а эффектные горшки с эукомисом, агавой и артроподиумом создают акценты по всему саду. Но, учитывая изменчивую природу этого пространства, в следующем году эти растения могут быть перенесены, чтобы освободить место для новых экземпляров, а горшки будут переставлены, чтобы создать постоянно меняющуюся картину, которую Кристофер предпочитает видеть за своей задней дверью.

Позднецветущая шалфейная сальвия «Амистад» служит ярким фоном для пышной листвы Arthropodium cirratum. Горшки расставлены на столах или колоннах, чтобы их было видно.

Загородный сад Сары Прайс: эксперименты с неприхотливыми растениями












