Загородный сад Сары Прайс: эксперименты с неприхотливыми растениями
Загородный сад Сары Прайс – пример гармонии с природой. Какие растения она выбирает и как создает ландшафты, устойчивые к непогоде?
Прошлым летом посетители выстраивались в очередь у ворот, чтобы увидеть сад Сары Прайс, который впервые открылся в рамках Национальной программы по созданию садов. Я, как и все остальные, был заинтригован тем, что сделала эта скромная и непритязательная дизайнерша. Я впервые посетил этот загородный сад в 2015 году, через два года после того, как она переехала сюда из Лондона. Дом, расположенный на окраине Абергавенни, с видом на гору Блорендж, принадлежал бабушке и дедушке Сары, поэтому сад имел особый характер, который она стремилась сохранить. В течение нескольких лет она просто жила в этом доме, создав в его стенах яркий декоративный огород и ухаживая за существующими кустарниками и деревьями в саду, обрезая их и придавая им аккуратную форму.
В саду, обнесённом стеной, Сара изначально хотела воссоздать атмосферу Прионы — интересного и красивого сада, созданного покойным голландским садоводом Хенком Герритсеном в Нидерландах. Там природа и все её процессы были заключены в структурированную оболочку из живых изгородей, кирпичной кладки и подстриженных дорожек. Но она обнаружила, что уход за садом таким образом требует слишком много сил: «Чтобы сад не выглядел слишком диким, за ним нужно было постоянно ухаживать». Итак, в 2016 году она изменила дизайн этой зоны, добавив верхний слой из щебня, гравия и песка, чтобы создать субстрат с низким содержанием питательных веществ, в котором могли бы расти засухоустойчивые растения. Результат поражает воображение — это удивительное, постоянно меняющееся произведение искусства, в котором растения взаимодействуют друг с другом, создавая изысканную смесь нежных цветов и текстур, населённую насекомыми и птицами.

«Я хотела поэкспериментировать с растениями, которые растут в очень засушливых условиях, — говорит Сара. — Я уложила их мозаикой на разной глубине из переработанного песка, гравия и щебня и наблюдала, какие растения прорастают там самосевом. Из-за недостатка питательных веществ можно создать по-настоящему сложные растительные сообщества». Она обнаружила, что растения, которые в обычной или плодородной почве вырастают пышными и высокими, в более суровых условиях становятся ниже и крепче. Некоторые цветут дольше, другие, которые в плодородной почве могут расползаться, образуют компактные куполообразные формы. «В целом растения чувствуют себя лучше, — отмечает она. — Полевые скабиозы цветут здесь всё лето, а мальвы ниже и коренастее, и на них не бывает ржавчины».
Сад, обнесённый стеной, оформлен в стиле дикого многолетнего луга. В нём растут как местные полевые цветы, так и средиземноморские виды, а также несколько основных растений, которые повторяются по всему саду, чтобы объединить его и создать целостность. Морская капуста, Crambe maritima, — одно из таких ключевых растений, которое хорошо растёт на более крупном щебне, а Euphorbia seguieriana subsp. niciciana выглядит так же: её лаймово-зелёные цветы распускаются летом и образуют ленты, которые соединяют все остальные растения. Травы с разной текстурой, такие как воздушная Oryzopsis miliacea и пеннисетум Pennisetum macrourum, а также зонтичные, например Ligusticum lucidum, заполняют пустоты и подчёркивают луговую атмосферу.

Затем сквозь этот подвижный подлесок начинают пробиваться высокие растения, в том числе Digitalis ferruginea, Asphodelus lutea и Verbascum phoeniceum ‘Violetta’, а также ярко-оранжевый Eremurus ‘Cleopatra’. Самосевные виды являются частью эфемерной композиции, которая меняется из года в год и добавляет непредсказуемости, делая каждый сезон особенным.
Несмотря на то, что уход за ним стал проще, чем раньше, этот сад нельзя оставлять без присмотра: необходимо постоянно наблюдать за ним и вносить коррективы, чтобы сохранить баланс растений. В этом Саре помогают Джеки Миллс и Иэн Мэннолл, опытные садоводы, которые разбираются в тонкостях такого садоводства. Полив больше не требуется. «Многие травянистые бордюры выглядят уныло в засуху, но этот сад выглядит потрясающе без полива».

Теперь, когда уход за огороженным садом занимает меньше времени, Сара может уделять больше внимания другим участкам. Ей нравится заниматься тем, что она называет «тайным садом», в который можно попасть через туннель, проходящий под дорогой рядом с её домом. Используя верхний слой почвы, снятый с огороженного сада, она выровняла наклонный участок, чтобы создать новый пруд. Она аккуратно формирует и дополняет дикую флору, чтобы создать уединённое место, где можно жить вместе с дикими животными, для которых сад стал домом. «Мне казалось неправильным нарушать существующую экосистему, поэтому я высаживала многолетние растения в газон и обламывала самосевные саженцы, придавая им интересные формы. Я работаю почти инстинктивно», — говорит она.
Как и метод без перекопки для овощей, этот способ садоводства с минимальным вмешательством в почву предполагает минимальное воздействие на неё. Многолетние растения, такие как тиареллы, астры и дикие пионы, посаженные в высокую траву, растут более крепкими и низкорослыми, чем в бордюре. Когда выходишь из туннеля на свет, кажется, что попадаешь в другой мир, а в светлом пруду отражаются небо и горы, придавая этому замкнутому пространству сказочную перспективу. Это интригующий сад, в котором природа играет ведущую роль; где используются тонкие штрихи, а не грандиозные жесты; где садоводство экологично и деликатно, а не основано на использовании ценных ресурсов. Он мог бы легко превратиться в дикую местность, но мастерство Сары не позволяет этому случиться. «Я всегда пытаюсь найти способы подчеркнуть этот стиль посадки, будь то расположение скамейки или скульптуры или создание скульптурной живой изгороди», — объясняет она. «Чтобы компенсировать дикость, нужны островки порядка».

В зависимости от времени года посадки в обеих зонах выглядят по-разному: в одни периоды они пышные, в другие — спокойные. «Это тот тип посадок, за которыми нужно наблюдать, сидя на месте, и тогда можно увидеть все тонкости, — говорит Сара. — Такой подход к садоводству предполагает открытость возможностям, которые предлагает природа»

Бледные цветки лобелии волосистой (Lotus hirsutus) смешиваются с пушистыми семенными головками Pulsatilla vulgaris, выделяясь на фоне фиолетовой Salvia verticillata и лаймово-зелёной Euphorbia seguieriana subsp. niciciana

Дуб — одно из нескольких деревьев, выросших из самосева, которым Сара аккуратно придаёт скульптурную форму в этом саду.

Сара экспериментирует, высаживая в луговой траве вокруг пруда в тайном саду такие выносливые многолетние растения, как белая астранция, а также герань, лиатрис и актею.

Через реку перекинут простой мост, сделанный местным художником-пейзажистом Миком Петтсом из ближайшего срубленного вяза.
Узнайте о 12 лучших идеях обустройства сада









