Как правильно спланировать комнаты, чтобы жить в них было комфортнее
Правила (и случаи, когда их можно нарушать) для обеспечения максимального комфорта и функциональности в каждой комнате — и почему нам стоит продолжать экспериментировать
Планы расстановки мебели, или, как их ещё называют, меблировки, считаются основой успешного дизайна. Они важны как для функциональности, так и для комфорта помещения, поэтому их часто называют отправной точкой любого проекта. Эмма Бернс, соучредитель компании Sibyl Colefax & John Fowler, рассказывает о том, как важно понимать, «как организованы пространства и как их можно организовать». Планы этажей определяют расположение розеток, выключателей и сантехники. Более того, говорит Брэндон Шуберт, указывая на абзац в книге итальянской дизайнерской фирмы Studio Peragalli Grand Tour, именно мы, англичане, первыми внедрили их в XIXм веке. «До этого мебель обычно ставили у стен. Столы задвигали только во время приёма пищи, и они были временными. Даже диваны стояли у стен. Появление более специализированного использования помещений привело к созданию более уютной и располагающей обстановки, например, в буржуазных гостиных. Несмотря на различия в стиле и форме отдельных предметов мебели, базовая модель осталась неизменной».
Существует несколько распространённых идей, которых мы обычно придерживаемся и которые связаны с приведённым выше абзацем: «не ставьте мебель вплотную к стенам», «в каждой комнате должен быть фокус», «мебель должна располагаться вокруг камина». Однако все мы сталкивались с комнатами, планировка которых, несмотря на следование этим идеям, не работает. Возможно, комната кажется асимметричной, или в ней есть странный пустой угол, или стулья в гостиной стоят слишком далеко друг от друга и под таким углом, что разговор кажется неуместным. Но, с другой стороны, есть комнаты, в которых, кажется, не соблюдаются правила, но они всё равно прекрасны. Как говорит Брэндон, «правила — это всего лишь отправные точки, и их нужно регулярно нарушать».

Примечательно, что даже лучшие дизайнеры интерьеров работают с планами помещений: «Правильная планировка не всегда очевидна, а планирование и эксперименты означают, что иногда мы улучшаем свои первоначальные идеи», — говорит Люси Хэммонд Джайлс, также работающая в компании Sibyl Colefax & John Fowler. Зная это, мы, возможно, задумаемся о том, чтобы пересмотреть планировку наших нынешних жилищ — особенно если в комнатах не так комфортно, как нам хотелось бы, или если наши потребности в комнатах изменились из-за того, что маленькие дети превратились в долговязых подростков, или если мы влюбились в антикварный сундук для приданого, выставленный на аукционе, и в результате нам пришлось всё переставить. И, по словам Генриетты фон Штокхаузен из VSP Interiors, «перестановка предметов в интерьере может кардинально изменить ситуацию и вдохнуть в вещи новую жизнь».
Предварительная подготовка
Если вы начинаете с нуля, то, по словам Люси, идеальным вариантом будет составить список всей вашей мебели и снять мерки. Кто-то может захотеть использовать САПР, но Люси предпочитает карандаш и бумагу, вырезая мебель, чтобы можно было перемещать её по нарисованным комнатам. «Сначала нужно расставить крупные предметы», — говорит она, имея в виду, что вариантов их размещения меньше. Эмма Бернс отмечает, что мы не должны зацикливаться на том, что вещи должны стоять в определённых местах: «Комод с мраморной столешницей может прекрасно смотреться в вашей столовой в одном доме и в вашей спальне в другом». Нужно думать об удобстве и простоте, продолжает Эмма: «Можете ли вы сидеть и читать с напитком в руке и видеть свою книгу или газету? Можете ли вы выключить свет, не вставая с кровати?» И вам нужно подумать о дверях — и о том, во что вы их открываете, ведь они не должны упираться в спинку дивана.

«На самом деле существует только один вариант расстановки мебели в комнате»
Это утверждение, которое мы все слышали, но так ли это на самом деле? Так ли это на самом деле? «Я думаю, что комнаты должны выглядеть довольно эфемерно! Они не должны выглядеть застывшими», — говорит Ники Хаслам, предлагая нам попробовать другой подход.
Тем не менее, «для большинства людей, живущих в домах скромного размера, архитектура помещения будет определять расстановку мебели», — отмечает Брэндон. «По крайней мере, в Лондоне в спальнях часто есть только одна хорошая стена для кровати, а гостиные часто имеют стандартную планировку таунхаусов, то есть у вас есть всего пара вариантов, если вы хотите поставить диван и несколько кресел. А в комнате поменьше, где в центре длинной стены находится камин, не так много возможностей проигнорировать его, не создав при этом совершенно нелепой обстановки. Например, вы можете поставить угловую банкетку и стулья поменьше, но тогда где будут сидеть гости, когда придут к вам в гости? Неужели вы все будете ютиться в углу вашей главной гостиной?
Но — и здесь есть одно «но» — «по мере того, как комнаты становятся менее функциональными или увеличиваются в размерах, список возможных вариантов расстановки мебели становится более гибким», — говорит Брэндон. Люси упоминает большую гостиную, которую она проектирует. «Клиент хочет, чтобы в ней могли одновременно находиться шестнадцать человек, — так что есть только одна возможная конфигурация. Но если бы количество мест не было таким фиксированным, можно было бы использовать альтернативные варианты». Это не значит, что можно забыть об архитектуре помещения — «она по-прежнему важна, — говорит Брэндон, — но становится проще думать о мебели как о функциональной группе, а не как о том, что диктует планировка помещения». (Об этом мы поговорим чуть позже.)
«В каждой комнате должен быть центральный элемент» («и в идеале это должен быть камин»)

Дело в том, что без него комната может показаться запутанной и перегруженной, ведь всё в ней кричит о том, что нужно привлечь ваше внимание. Но, как отмечает покойный Марк Хэмптон в своей книге «Об украшении», есть определённые комнаты, в частности «те, что предназначены для удовольствия одного человека», которые очаровательны из-за своего «великолепного беспорядка из предметов» и бросают вызов всем известным правилам расстановки, в том числе наличию фокусной точки. Но в комнатах, где мы принимаем гостей, это правило действует.
Однако даже в гостиной это не обязательно должен быть камин. В Майлзе Редде в Нью-Йорке угловой диван придвинут к задней стене, а напротив него стоят два стула; камин находится позади них. «Камин всегда на виду, люди могут его видеть, но не обязательно располагать мебель вокруг него», — говорит он. И в этом кабинете именно расположение мебели является центром внимания, как и в столовой, где центром внимания является стол. Великая Дороти Дрейпер в «Украшать — это весело!» предлагает сделать окно альтернативным центром внимания или «если нет камина, можно использовать книжный шкаф в качестве центрального элемента комнаты», — говорит Сара Ванренен. Это возвращает нас к камину — и к вопросу о том, стоит ли его игнорировать или нет. Люси предполагает, что это, вероятно, должно зависеть от климата в регионе, где находится дом, и напоминает нам, что в странах, где можно разжечь камин, «очень удобно располагать мебель и стулья в гостиной вокруг камина».
Но что действительно нужно учитывать, так это расположение центрального элемента, поскольку, как говорит Марк Хэмптон, его положение «оказывает огромное влияние на то, сколько посадочных мест можно разместить в комнате». Дороти Дрейпер предпочитает, чтобы центральный элемент располагался посередине одной из длинных стен (возможно, угловой камин, а такие существуют, — веская причина не делать его центральным элементом комнаты). Однако Марк предполагает, что расположение должно — или может — зависеть от размера комнаты и от того, сколько различных вариантов расстановки мебели вы хотите использовать. Если фокусная точка находится на длинной стене, то в зависимости от размера комнаты вы, вероятно, сможете разместить либо один, либо три варианта расстановки мебели. Если комната представляет собой небольшой прямоугольник, но вы хотите разместить две зоны для сидения (и они реально помещаются), Марк советует расположить фокусную точку на торцевой стене (одной из более коротких). Это подводит нас к функциональным группам мебели.
Создание функциональных групп в большом помещении
Просторные гостиные — или квартиры с открытой планировкой — могут казаться скорее огромными, чем уютными, и, если это не бальный зал или музыкальная комната, в которой вы собираетесь проводить концерты, их лучше оформлять как последовательность пространств или зон с использованием функциональных групп мебели, «которые могут представлять собой небольшую группу кресел, игровой стол и четыре стула, барную стойку и торшер — и так далее», — описывает Брэндон Шуберт. В качестве примера он приводит знаменитую жёлтую гостиную Нэнси Ланкастер, «которая была разделена на четыре части», как описывает Люси. «Первая часть комнаты представляла собой небольшой вход с круглым столиком, на котором стояли цветы и книги. В центральной части располагались удобные кресла вокруг камина, а в последней части стоял стол, за которым можно было играть в карты или перекусить. Разделение комнаты на небольшие зоны для отдыха создавало ощущение уединённости даже в самой роскошной обстановке».

Важно помнить, говорит Брэндон, что «вам понадобятся проходы, будь то открытый „коридор“ между функциональными зонами или просто открытое пространство для передвижения» (конечно, если вам приходится обходить мебель или отодвигать стул, чтобы добраться до дивана, это не очень удобно.) Также стоит учитывать архитектуру помещения, продолжает он. Люси отмечает, что в планировке жёлтой гостиной использованы камин и окна, а Брэндон говорит: «Не забудьте про потолок: если там есть балка или проём, это может повлиять на планировку».
Как извлечь максимум из небольшого помещения
«Не думайте, что в маленькой комнате должна быть маленькая мебель, — говорит Люси. — Это может показаться нелогичным, но более крупная мебель, в свою очередь, сделает комнату визуально больше». Отмечая, что планировка должна быть продуманной, Люси подтверждает, что в маленькой комнате можно нарушить правило Ники Хаслам о том, что комнаты должны быть эфемерными. В маленькой комнате может быть уместна изготовленная на заказ встроенная мебель, будь то банкетка, в которой также есть место для хранения, или кровать-бокс. Что, конечно же, нарушает ещё одно правило.
«Не ставьте всю мебель вплотную к стенам»
Если, конечно, вы не стремитесь к стилю до 19го века. Хотя, как отмечает Брэндон, «одна из самых больших проблем при снятии мебели со стен заключается в том, что стены остаются пустыми», а Ники Хаслам говорит о «мучительно неудачных углах».

Брэндон объясняет, что «в хорошо продуманном интерьере должны быть передний план, середина и задний план, как на хорошей картине». Идея в том, что нужно добавить достаточное количество других элементов, «чтобы периметр пространства казался заполненным и регулярно перекрывался мебелью». Например, если отодвинуть диван от стены, за ним можно поставить узкую консоль, а над ней повесить зеркало или картину. А Ники предлагает для углов «сделать отдельно стоящие полки или что-то, что можно использовать для хранения вещей и книг». В качестве альтернативы можно использовать стулья, банкетки, приставные столики и многое другое. Конечно, эти предметы мебели стоят вплотную к стене — ключевое слово в этом правиле — «все», то есть не нужно придвигать всю мебель к стене. Также важно отметить, что это правило применимо не ко всем комнатам. Мало кому захочется сходить в туалет посреди ванной комнаты.
Функциональные номера
Кухни, ванные комнаты, кладовые, прачечные и гардеробные — это помещения, где функция важнее формы, то есть важнее иметь туалет, чем иметь туалет, который вы не видите, как только открываете дверь в ванную. Таким образом, несмотря на то, что существуют идеальные варианты планировки этих помещений, они не могут быть реализованы в ущерб необходимости или, в случае с кухней, удобству использования. Только вы знаете, насколько близко к варочной панели должен стоять ваш тостер.

Тем не менее, если речь идёт о ванной комнате, то, скорее всего, вы хотите, чтобы в центре внимания была ванна (если вы поставите её под окном, это ещё больше привлечёт внимание), чтобы раковина находилась достаточно близко к окну, чтобы зеркало над ней получало достаточно естественного света, и, как говорит Эмма Бёрнс, «чтобы вы могли включить душ, не намочив руку». На кухне вам понадобится достаточно места на столешнице рядом с варочной панелью, посудомоечная машина должна быть расположена с правильной стороны от раковины, в зависимости от того, правша вы или левша, а если это кухня-столовая, то освещение должно быть таким, чтобы можно было выключить свет на кухне (и таким образом скрыть от глаз горы грязной посуды).
«Симметрия делает комнату более уютной»
Симметрия как принцип архитектуры и дизайна появилась за много веков до планов этажей XIXго века, восходя к классическим временам. Для её применения есть веские причины: «соблюдение симметрии, помимо удовлетворения законного художественного требования, делает обычную комнату . . более удобной для жизни», — писала Эдит Уортон в «Украшении домов», а Филип Хупер, содиректор компании Sibyl Colefax & John Fowler, объясняет, что она помогает «глазам отдохнуть». Вот почему Дороти Дрейпер советовала покупать стулья парами и выступала за «парные столы, парные лампы».

Можно зайти слишком далеко: избыток симметрии создаст «чрезмерно строгий, формальный эффект», предупредила Дороти, в то время как Бенедикт Фоули говорит, что такая ситуация его «нервирует». С другой стороны, Филип отмечает, что нарушение симметрии «создаст гораздо более интересную динамику» и что нужно стремиться к балансу, а не к идеальной симметрии. По словам Дороти, этого можно добиться, если учитывать массу предметов при составлении плана помещения, даже если они имеют разную форму. Например, пианино можно заменить книжным шкафом с открытой передней панелью, диван — двумя стульями или длинным столом с книгами и лампами на столешнице и т. д.
Наконец — то…
«Если вы из тех, кто любит отрываться от книги и смотреть в окно, то непременно поставьте своё любимое кресло у этого окна, — говорит Дороти Дрейпер. — Нет такого закона, который бы запрещал ему поворачиваться спиной ко всей комнате, если вы этого хотите. Комната, в которой вам действительно комфортно, будет вам к лицу». И, по словам Эммы, не стоит слишком стараться: «наименее удачные и комфортные комнаты — это те, в которых всё слишком идеально».











