Все, что вам нужно знать об окнах
Окна — это больше, чем просто источник света; соединяя внутреннее и внешнее пространство, они определяют, как мы используем комнату в течение дня и ее атмосферу. Будь то восстановление оригиналов или рассмотрение новых, стоит уделить время тому, чтобы присмотреться повнимательнее.
От пропорций и стиля до материала, расположения и деталей, выбор окна имеет большее значение, чем многие думают, — не только в том, как выглядит дом, но и в том, как в нем живется. «Трудно переоценить важность остекления. Даже незначительные изменения могут полностью изменить ощущение здания», — говорит Руперт Каннингем, директор Ben Pentreath. «Их пропорции, форма, размер, как они обрамлены, насколько глубоко утоплены, из чего они сделаны и даже в какой цвет они окрашены — все эти факторы имеют значение».
История окон восходит к самым ранним формам убежища. Первые примеры были не более чем отверстиями в стенах, покрытыми деревянными ставнями или шкурами животных, обработанными маслами, чтобы пропускать свет, но не пропускать непогоду. Римляне были первыми, кто использовал стекло в архитектуре, хотя оно было зарезервировано для важных зданий и имело ограниченную прозрачность. На протяжении веков стекло изготавливалось небольшими, неровными кусками — выдувным или spun, а затем соединялось свинцом. Это привело к появлению многостворчатых окон, которые теперь ассоциируются со средневековыми церквями и домами эпохи Тюдоров.
Только в георгианскую эпоху стали возможны более крупные и прозрачные стекла благодаря техникам, разработанным во Франции и индустриализированным в Британии. Дальнейшие достижения в викторианский период позволили производить еще большие листы стекла, с меньшим количеством переплетов и улучшенной прозрачностью. К 20-му веку окна эволюционировали от функциональной необходимости до элемента дизайна, с движением ар-деко, принявшим смелые, стальные рамы. Процесс флоат-стекла, разработанный в 1950-х годах и создающий плоские, ровные стекла, сделал широкие окна отличительной чертой современной архитектуры.

Сегодня они бывают всех форм и стилей, но подъемные окна, пожалуй, самые распространенные в Британии и, безусловно, самые узнаваемые. В отличие от распашных конструкций, которые открываются наружу на петлях, подъемные окна скользят вертикально. Они состоят из двух застекленных панелей, установленных одна перед другой в раме. Каждая движется в вертикальных пазах, уравновешенная грузами, прикрепленными к шнурам, скрытым внутри рамы. Одним из ключевых преимуществ этого типа окон является вентиляция. Открытие обеих створок позволяет теплому воздуху выходить сверху, в то время как более холодный воздух поступает снизу, создавая легкий сквозняк в теплые месяцы. Это знакомое преимущество, но есть и другие причины, по которым подъемные окна остаются подходящим выбором, особенно в георгианских и викторианских домах.
«Традиционно все дома имели деревянные окна, и они являются такой же частью их идентичности, как и любая другая особенность эпохи», — говорит Ричард Доллар, управляющий директор The Sash Window Workshop. «Прогуливаясь по улице, вы легко заметите дом, который не был заменен с сочувствием, так как он будет выделяться по всем неправильным причинам».
Руперт выражает схожую точку зрения: «Мы все видели красивый дом издалека, только чтобы обнаружить, к нашему ужасу, что исторические створки были вырваны и заменены пластиковыми. Они пропорционально правильные, но материально отталкивающие. Точно так же мы часто видим дома, где оригинальные створки, разделенные переплетами, были выброшены викторианцами в пользу одностворчатых створок, которые придают зданию peculiarly пустой и вакантный вид. Как архитектор, я провожу огромное количество времени, думая, а также рисуя и детализируя окна».

Дерево долгое время было материалом выбора для домов того периода, ценимым не только за его естественное ощущение, но и за его долговечность. «Мы рекомендуем использовать древесину Accoya, — говорит Ричард, — так как она очень прочная и стабильная, что означает, что она требует минимального ухода». Но дерево — не единственный путь. Металлические рамы — особенно из бронзы — становятся все более популярными благодаря своей прочности и универсальности. «Многие из наших клиентов выбирают бронзу за ее отчетливое тепло и очевидное качество», — говорит Architectural Bronze. «В то время как другие продукты просто покрыты бронзовой порошковой краской, настоящая бронза — это марганцевая латунь с богатым цветом, который идеально сочетается даже с самыми современными или историческими домами. Как цветной металл, бронза также очень устойчива к коррозии и со временем образует свою собственную естественную патину, требуя минимального ухода и предлагая как прочность, так и элегантность».
Решение о том, восстанавливать или заменять окна, во многом зависит от их состояния, и ответ часто лежит где-то посередине. «Исторические окна следует реставрировать, где это возможно», — говорит Руперт, который рекомендует начать с герметизации и восстановления ставней, если они все еще на месте. Дома он использует незаметные акриловые панели, закрепленные магнитной лентой, в качестве временного вторичного остекления: «они легко снимаются весной».

Во многих случаях, если рамы в хорошем состоянии, замена только створок может улучшить энергоэффективность с минимальными нарушениями. Простое изменение рисунка остекления также может оказать удивительно сильное визуальное воздействие. Замена створки «два на два» на «шесть на шесть» (стекла), например, может лучше соответствовать пропорциям фасада в георгианском стиле. С большим выбором остекления, доступным сегодня, — включая тонкопрофильное двойное остекление, вторичное остекление и реставрационное стекло — можно улучшить тепловые характеристики, сохраняя при этом внешний вид оригиналов. Полная замена, однако, может потребоваться, когда повреждения значительны или предыдущие ремонты накопились со временем.
Требования к планированию также вступают в игру, особенно для тех, кто живет в охранных зонах или в памятниках архитектуры. Правила могут влиять на то, что разрешено, от материалов до рисунков остекления и внешнего вида рам. Эти ограничения могут ограничивать определенные варианты, но они также помогают сохранить архитектурный ритм улиц и районов, где окна составляют определяющую часть уличного пейзажа.
Остекление также можно использовать внутри дома для формирования пространства и привнесения света туда, где сплошные стены могли бы в противном случае заставить вещи казаться закрытыми. Перегородки между кухнями и кладовыми, например, могут создать поток, не жертвуя определением. В большем масштабе это может обеспечить удивительно адаптируемые семейные комнаты, зоны для завтрака или места для чтения и отдыха.

Продуманный дизайн окон зависит от контекста. Для Джеймса Терстана Уотерворта успех заключается в том, как окна реагируют на свое окружение — будь то обрамление вида, смягчение комнаты, выходящей на улицу, или открытие пространства в сад. «В лондонском таунхаусе задняя и передняя части служат разным целям», — говорит он. «Спереди, особенно на нижних этажах, речь идет о балансе света и уединения. Прозрачные шторы, занавески, способ, которым вы украшаете окно, — все это меняет атмосферу. Вы можете возвысить в остальном ничем не примечательное пространство или сделать его глубоко уютным».
Сзади вид становится центральным. «Нет ничего лучше этого ощущения связи с природой», — добавляет он. «В доме того периода я обычно оставляю подъемные окна. Они просто кажутся правильными. Но если есть современная пристройка, я могу предложить что-то более чистое и открытое. Это укрепляет связь с садом и впускает улицу внутрь».










