Окна в доме: как форма и материал меняют жизнь
Окна — это не просто проемы в стене. Как их форма, материал и расположение влияют на свет, тепло и настроение в доме? Разбираем детали.
От пропорций и стиля до материала, расположения и деталей — выбор окна имеет большее значение, чем многие думают, — не только для внешнего вида дома, но и для того, как в нём жить. «Трудно переоценить важность оконных проёмов. Даже незначительные изменения могут полностью изменить атмосферу в здании», — говорит Руперт Каннингем, директор Ben Pentreath. «Их пропорции, форма, размер, то, как они обрамлены, насколько глубоко утоплены, из чего они сделаны и даже какого цвета — все эти факторы имеют значение».
История окон восходит к самым ранним формам укрытий. Первые окна представляли собой не более чем отверстия в стенах, закрытые деревянными ставнями или шкурами животных, обработанными маслом, чтобы пропускать свет и защищать от непогоды. Римляне первыми стали использовать стекло в архитектуре, хотя оно предназначалось для важных зданий и обеспечивало ограниченную прозрачность. На протяжении веков стекло изготавливалось в виде небольших неровных кусков — его вытягивали или выдували, а затем соединяли со свинцом. Это привело к появлению многостворчатых окон, которые сейчас ассоциируются со средневековыми церквями и домами эпохи Тюдоров в Англии.
Только в эпоху Георгианской монархии стало возможным изготавливать более крупные и прозрачные стёкла благодаря технологиям, разработанным во Франции и внедрённым в производство в Великобритании. Дальнейшие усовершенствования в Викторианскую эпоху позволили изготавливать ещё более крупные листы стекла, использовать меньше реек для крепления и повысить прозрачность. К XX веку окна превратились из функциональной необходимости в элемент дизайна, а движение ар-деко охватило смелые стили со стальными рамами. Процесс флоат-стекла, разработанный в 1950-х годах и позволяющий создавать плоские, ровные стёкла, сделал большие окна отличительной чертой современной архитектуры.

Сегодня они бывают самых разных форм и стилей, но, пожалуй, самым распространённым в Великобритании и, безусловно, самым узнаваемым типом окон являются створчатые окна. В отличие от распашных окон, которые открываются наружу на петлях, створчатые окна сдвигаются вертикально. Они состоят из двух застеклённых панелей, установленных одна за другой в раме. Каждая из них движется в вертикальных пазах, уравновешиваемая грузами, прикреплёнными к шнурам, спрятанным внутри рамы. Одним из ключевых преимуществ этого типа окон является вентиляция. Открытие обеих створок позволяет теплому воздуху выходить сверху, а более прохладному — поступать снизу, создавая легкий сквозняк в теплое время года. Это очевидное преимущество, но есть и другие причины, по которым створчатые окна остаются подходящим выбором, особенно в домах в георгианском и викторианском стилях.
«Традиционно во всех домах были деревянные окна, и они являются такой же частью их самобытности, как и любая другая характерная черта того времени, — говорит Ричард Доллар, управляющий директор The Sash Window Workshop. — Прогуливаясь по улице, вы легко заметите окно, которое не было заменено с соблюдением стиля, так как оно будет выделяться по всем неправильным причинам».
Руперт придерживается схожего мнения: «Мы все видели красивые дома издалека, но, к нашему ужасу, обнаруживали, что исторические наличники были вырваны и заменены пластиковыми. Они пропорциональны, но отвратительны на вид. Точно так же мы часто видим дома, в которых оригинальные наличники, разделенные на секции, были заменены викторианцами на одностворчатые, что придает зданию особенно пустой и безликий вид. Как архитектор-дизайнер, я трачу огромное количество времени на размышления, а также на рисование и проработку деталей окон.

Древесина уже давно является предпочтительным материалом для строительства исторических домов, поскольку ценится не только за свой естественный вид, но и за долговечность. «Мы рекомендуем использовать древесину Accoya, — говорит Ричард, — поскольку она очень прочная и устойчивая, а значит, требует минимального ухода». Но древесина — не единственный вариант. Металлические каркасы — особенно из бронзы — становятся всё более популярными благодаря своей прочности и универсальности. «Многие наши клиенты выбирают бронзу за её особую теплоту и очевидное качество», — говорит Architectural Bronze. «В то время как другие изделия просто покрыты бронзовым порошковым покрытием, настоящая бронза — это марганцевая латунь с насыщенным цветом, которая идеально сочетается даже с самыми современными или историческими интерьерами. Будучи цветным металлом, бронза также обладает высокой устойчивостью к коррозии и со временем покрывается естественной патиной, не требуя особого ухода и сочетая в себе прочность и элегантность».
Решение о том, восстанавливать или заменять окна, во многом зависит от их состояния, и ответ часто находится где-то посередине. «По возможности следует восстанавливать исторические окна», — говорит Руперт, который рекомендует начать с герметизации и восстановления ставен, если они всё ещё на месте. Дома он использует незаметные акриловые панели, закреплённые на магнитной ленте, в качестве временного дополнительного остекления: «они легко снимаются весной.»

Во многих случаях, если рамы в хорошем состоянии, замена одних только створок может повысить энергоэффективность с минимальными затратами. Простая корректировка схемы остекления также может оказать удивительно сильное визуальное воздействие. Например, замена створки «два на два» на створку «шесть на шесть» (со стеклянными панелями) может лучше соответствовать пропорциям фасада в георгианском стиле. Сегодня, когда выбор остекления расширился, включая тонкопрофильное двойное остекление, вторичное остекление и реставрационное стекло, можно улучшить тепловые характеристики, сохранив при этом внешний вид оригинала. Однако полная замена может потребоваться в случае обширных повреждений или если со временем накопились дефекты от предыдущих ремонтов.
Требования к планировке также играют важную роль, особенно для тех, кто живёт в природоохранных зонах или в зданиях, внесённых в список памятников архитектуры. Правила могут влиять на то, что разрешено, — от материалов до дизайна остекления и внешнего вида рам. Эти ограничения могут сужать выбор, но они также помогают сохранить архитектурный ритм улиц и районов, где окна являются неотъемлемой частью городского пейзажа.
Стеклопакеты также можно использовать внутри дома, чтобы зонировать пространство и впускать свет туда, где сплошные стены могут создавать ощущение замкнутости. Например, перегородки между кухнями и кладовыми могут обеспечить циркуляцию воздуха без ущерба для функциональности. В более крупном масштабе они могут стать основой для универсальных семейных комнат, зон для завтраков или мест для чтения и отдыха.

Продуманный дизайн окон зависит от контекста. Для Джеймса Терстана Уотерворта успех заключается в том, как окна вписываются в окружающую обстановку — обрамляют ли они вид, смягчают ли свет в комнате, выходящей на улицу, или открывают пространство в сад. «В лондонском таунхаусе задняя и передняя части дома служат разным целям, — говорит он. — В передней части, особенно на нижних этажах, важно найти баланс между светом и уединением. Шторы, занавески, то, как вы оформляете окно, — всё это меняет атмосферу. Вы можете преобразить ничем не примечательное пространство или сделать его по-настоящему уютным.
В задней части дома вид становится центральным. «Ничто не сравнится с ощущением связи с природой, — добавляет он. — В старинном доме я обычно оставляю створчатые окна. Они просто выглядят правильно. Но если е.сть современная пристройка, я бы предложил что-то более чистое и открытое. Это усиливает связь с садом и впускает внешний мир».











