На технологической выставке CES 2016 в Лас-Вегасе очки виртуальной реальности Oculus Rift получили окончательную дату выхода. С устройством такое уже случалось и раньше – разработчики из Oculus VR на протяжении нескольких лет переносили срок релиза. Но теперь, похоже, финальная версия гаджета и вправду увидит свет. Oculus Rift должен выйти 28 марта 2016 года, то есть примерно через три месяца. До 2017 года также заявлен выход HTC Vive и PlayStation VR (бывший Project Morpheus). Появление одного устройства явно простимулирует конкурентов не затягивать с релизом своих очков, и с высокой долей вероятности вскоре мы получим три схожих по сути, но разных в деталях устройства.

Oculus Rift

Начнем с основного и, пожалуй, самого амбициозного гаджета. Именно Oculus Rift вселил уверенность, что еще чуть-чуть, и виртуальная реальность полностью изменит развлекательную индустрию: фильмы и игры выйдут на новый уровень погружения, телевизоры и мониторы можно уже везти бабушке на дачу за ненадобностью.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Набор Oculus Rift

История Oculus Rift начинается в 2012 году, когда проект вышел на Kickstarter. Запрашиваемая разработчиками сумма в 250 тысяч долларов была собрана всего за четыре часа, а за месяц краудфангинга люди пожертвовали 2,5 миллиона долларов. В поддержку Oculus Rift высказались такие мастодонты игровой индустрии, как Гейб Ньюэлл (Valve), Клифф Блезински (Epic Games) и Джон Кармак (id Software). Последний даже перешел в команду Oculus Rift на должность технического директора. В 2014 году компанию покупает Facebook за два миллиарда долларов.

На текущий момент выпущено несколько версий очков для разработчиков. При этом подчеркивалось, что пользовательская версия будет отличаться от них в лучшую сторону. Так можно объяснить обилие характеристик Oculus Rift, которые гуляют по Сети: какие-то спецификации относятся к Developer’s Kit 1 либо 2, другим не суждено воплотиться в жизни, а третьи представляют достоверную информацию.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Версия очков для разработчиков, вид сзади

Oculus Rift появится в апреле 2016 года со следующими параметрами: два OLED-экрана выдают суммарное разрешение 3024х1680 (1512х1680 каждый) пикселей при частоте обновления 90 Гц. Стоить устройство будет минимум $599, для российского рынка цен пока нет. Сумма, мягко говоря, далека от ожидаемых $350 – такая цифра неоднократно проскальзывала в выступлениях разработчиков. Конечно, в коробке с очками вы получите пульт управления Oculus Remote, джойстик от Xbox One, отслеживающий сканер и две игры – платформер Lucky’s Tale и космическая аркада EVE: Valkyrie. Появится ли в продаже комплект только с необходимым набором в виде датчика слежения и самих очков, неизвестно.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Так выглядит изображение при игре с Oculus Rift на обычном мониторе

Высокая стоимость Oculus Rift – полбеды. На CES 2016 стали известны системные требования, которые необходимы для комфортной игры. Давно было понятно, что очкам нужно мощное железо, но озвученная конфигурация все равно впечатляет: процессор Intel Core i5-4590, не менее 8 Гб оперативной памяти и видеокарта GeForce GTX 970 либо AMD 290. Получается, к шестистам долларам за Oculus Rift нужно прибавить еще около тысячи на компьютер, который это добро потянет. При слабом железе, во-первых, не будет передаваться нужный эффект погружения из-за слабой графики, а во-вторых, любые подтормаживания скажутся на самочувствии – головокружение, тошнота. Стабильно держать разрешение 3K при 90 кадрах в секунду способно только мощнейшее железо, отсюда и высокие требования. К слову, компания Alienware сориентировалась и предлагает комплект из Oculus Rift и системного блока Alienware X51 с Core i5-6400, GeForce GTX 970 и 8 Гб RAM за $1600 – по отдельности, как говорят представители компании, компьютер и очки обойдутся на $200 дороже. Разработчики Oculus Rift даже посчитали, сколько PC на данный момент обладают достаточной мощностью для очков виртуальной реальности – всего 13 миллионов.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Джойстики Oculus Touch, специально разработанные для игры с очками, появятся в продаже позже

Также остается ряд других неприятных моментов. Во-первых, Oculus Rift не имеет беспроводного интерфейса, от очков к компьютеру тянется кабель – это избавляет от необходимости заряжать устройство, но провод может мешать. Однако и другие VR-устройства тоже пока что имеют кабели. Во-вторых, разработчики пока не дали веской причины расстаться с $600. Большинство представленных проектов – часовые технодемки, призванные показать все достоинства Oculus Rift и «продать» его. Поддержка крупных игр, вроде War Thunder и Doom 3, радует, однако о новых разработках пока мало что слышно.

PlayStation VR

Слухи о создании Sony очков виртуальной реальности ходили с 2013 года, пока не подтвердились в марте 2014 года презентацией Project Morpheus – в то время устройство называлось именно так. В дизайне существенных изменений не было с момента презентации. Очки от Sony выглядят стильно – для подобных гаджетов это не имеет особого значения, но все же.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Дела с системными требованиями обстоят лучше, чем у Oculus Rift. Гаджет подключается к PlayStation 4, которая сейчас стоит в районе $400. Правда, точной цены на сам PlayStation VR пока нет. Исполнительный директор Sony Computer Entertainment Эндрю Хаус обмолвился, что сумма за очки будет примерно равняться стоимости приставки, и пока это единственная информация о стоимости устройства.

Связка с PlayStation 4 хороша с одной стороны и плоха с другой. Положительный момент – не нужно беспокоиться о конфигурации своей системы, все уже заточено конкретно под приставку. Здесь же кроется и недостаток: PlayStation 4 хорошо справляется с обычными играми, только вот для виртуальной реальности этого мало. Пока что в демонстрационных проектах графика хорошая, да только звезд с неба не хватает. Увеличение частоты кадров приводит к необходимости снижения общего уровня картинки.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Контроллеры Move, по идее, хорошо подходят для игры с PlayStation VR

Окончательные спецификации на данный момент не сообщаются, но вряд ли они будут существенно отличаться от показанных на выставке E3 2015 очков. Та модель имела 5,7-дюймовых дисплей с разрешением 1920х1080, выполненный по технологии OLED. Угол обзора составляет 100 градусов, частота обновления экрана – 120 Гц. Демонстрационные модели, как и Oculus Rift, имеют проводной интерфейс, но Sony обещает решить эту проблему. В качестве игровых контроллеров предлагается использовать DualShock 4 либо Move. Также для работы очков потребуется камера PlayStation Eye, она будет отслеживать движения вашей головы для лучшей точности.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

С базой игр у PlayStation VR ситуация выглядит лучше. Хоррор The Kitchen, блокбастер The London Heist, адвенчура с динозаврами Robinson: The Journey и другие крупные проекты. Под очки уже есть готовое оптимизированное железо, не требуется покупать навороченный системный блок. Вопрос остается лишь в цене и линейке игр, что характерно для всех VR-гаджетов. В мире продано 36 миллионов PlayStation 4, что почти в три раза больше, чем 13 миллионов компьютеров, способных потянуть Oculus Rift. Конкретной даты выхода PlayStation VR нет, везде лишь указано, что очки появятся до конца 2016 года.

HTC Vive

Очки разработки Valve и HTC должны появиться в апреле этого года, почти одновременно с Oculus Rift. Отрадно, что две компании решили не повторять идеи конкурентов, а предложили свой оригинальный продукт с уникальными нововведениями.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

HTC Vive выглядит как после обстрела из дробовика

HTC Vive усеян датчиками позиционирования – всего их более семидесяти. Наибольшая точность отслеживания ваших движений достигается за счет двух внешних станций, которые крепятся по углам комнаты. Они выглядят как небольшие квадратные колонки. Интерьеру в стиле хай-тек станции точно не повредят, а в обычных квартирах наверняка будут выглядеть чужеродно.

В то время как Oculus Rift и PlayStation VR больше ориентированы на «диванный» образ жизни, HTC Vive дает возможность много и активно двигаться. Ваши перемещения отслеживаются на площади размером до 4,5х4,5 квадратных метра. Заходите в комнату в игре – и можете натурально пройтись по ней, не используя контроллеры для передвижения героя. Последняя версия устройства получила камеру, которая транслирует изображение перед собой. Если, к примеру, вам звонит телефон или захотели чего-то перекусить, можно не снимать очки – картинка комнаты и так передается вам прямо на экран.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Эти коробочки нужно повесить в двух углах комнаты под потолком

Разрешение на каждый глаз составляет 1200х1080 пикселей. Частота обновления – 90 Гц. Столько же у Oculus Rift, но у PlayStation VR параметр составляет 120 Гц. Скоро узнаем, насколько это окажется критичным. HTC Vive имеет разъем для подключения наушников, поэтому еще одного тянущегося к компьютеру кабеля не будет. О требованиях к железу не сообщается – вероятно, они будут приблизительно такими же, как для Oculus Rift.

HTC и Valve создали свои джойстики для игры в очках. Официальный сайт HTC Vive гласит, что по сравнению с традиционными геймпадами их устройства гораздо проще и более интуитивны в использовании. Сложно сказать, чем разработчикам не угодили контроллеры от PlayStation и Xbox, но поверим на слово.

Шаг в новую реальность. Чего ждать от VR-очков и какими они будут

Джойстики к HTC One

Игровая база обещает быть большой: на выставках демонстрировались Half-Life 2, DOTA 2 и другие проекты. Плюс ворох разрабатываемых специально под очки игр. Предзаказ на HTC Vive откроется 29 февраля, само устройство должно появиться в апреле. О стоимости на данный момент не сообщается.

**
Очки виртуальной реальности, которые появятся в этом году – лишь первый шаг на пути к массовому приходу VR в нашу жизнь. Вспомните, к примеру, оригинальный iPhone – несмотря на безо всякого преувеличения революционность, устройство имело множество недостатков и спорных моментов. Одни были исправлены в дальнейшем, с другими пришлось смириться. Наверняка то же самое произойдет с Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR. Пока что все модели компромиссные: либо высокая цена и системные требования, либо графика чуть слабее и ограничения по железу, либо организуй под развлечения отдельную комнату, в идеале без мебели.

Вероятно, к третьему-четвертому поколению устройств технологии позволят обойти вынужденные ограничения и тогда мы на самом деле будем уходить в виртуальную реальность для отдыха за играми и фильмами. А пока что очки больше подходят энтузиастам, которых не останавливает ни стоимость, ни особенности гаджетов. Однажды массовый приход VR определенно состоится, но настало ли их время уже сейчас – узнаем к концу 2016 года, когда все три новинки появятся в свободной продаже.

 

1407