Почта под следствием после серии трагедий из-за сбоя в ПО Horizon
Полиция изучает возможное непредумышленное убийство, связанное с системой Horizon, которая ранее обвинялась в бухгалтерских ошибках.
Основные идеи
Мнение автора
Эта история показывает, как ошибки в IT-системах могут иметь фатальные последствия, а корпоративная халатность оборачивается уголовной ответственностью. Важным элементом расследования стала отмена NDA, что позволяет жертвам наконец говорить о пережитом.
Раньше в ошибках бухгалтерского учета обвиняли рядовых пользователей системы Horizon. Теперь же самих руководителей компаний могут привлечь к ответственности за сбои в программном обеспечении.
Полиция ведет дело о скандале с IT-системой Horizon, из-за которого несколько человек покончили с собой. Национальный совет начальников полиции (NPCC) сообщил, что правоохранители рассматривают возможность предъявить причастным компаниям обвинения в корпоративном непредумышленном убийстве.
Историю с системой учета Horizon называют самой масштабной IT-катастрофой и вопиющей судебной ошибкой. С 1999 по 2015 год более 900 почтовых служащих попали под суд за мошенничество, кражи и подделку отчетности.
Из-за расхождений в документах и недостач, которые показала Horizon, в тюрьме оказались 236 человек. Почта утверждала, что виноваты ошибки или воровство сотрудников. Однако позже выяснилось: серьезные сбои давала сама система.
В 2020 году началось официальное разбирательство по поводу сбоев Horizon IT. Специалисты проверяли действия Почты и поставщика софта — компании Fujitsu. Параллельно стартовала полицейская операция «Олимпос» с участием 100 сотрудников, которые искали признаки уголовных преступлений.
Информация о возможных обвинениях в корпоративном убийстве появилась после публикации первой части итогового отчета в июле. Авторы документа пришли к выводу, что судебные преследования за мнимое мошенничество довели до самоубийства минимум 13 человек. Еще 59 пострадавших признались следствию, что думали свести счеты с жизнью.
На этой неделе NPCC сообщила, что уголовное расследование сейчас фокусируется на восьми фигурантах, пятерых из которых уже допросили с официальным предупреждением. Всего полиция установила личности 53 человек, которые вызывают интерес у следствия. Многие из них позже могут стать подозреваемыми.
В NPCC заявили, что пока никого не арестовывали. В этом нет необходимости, так как допросы идут своим чередом, а для получения материалов используются ордера. Следователи по-прежнему уделяют особое внимание лжесвидетельству и воспрепятствованию правосудию, но также рассматривают обвинения в корпоративном непредумышленном убийстве.
Уголовные обвинения
По закону корпоративное непредумышленное убийство — это уголовная статья для организаций. Ее применяют в соответствии с Актом 2007 года, если высшее руководство грубо нарушило обязанности по обеспечению безопасности, и это привело к смерти человека. Такие дела заводят редко, так как доказать грубую халатность начальников очень сложно.
Однако в свежем отчете NPCC говорится о вероятности отдельных обвинений против конкретных людей по нормам общего права — за непредумышленное убийство по грубой неосторожности. Полиция не называет имен. Предполагается, что речь идет о людях, принимавших решения в Почте, компании Fujitsu, или об их советниках.
Представители NPCC отметили, что главным направлением расследования остаются воспрепятствование правосудию и лжесвидетельство, здесь ничего не изменилось. Однако они консультируются с Королевской прокурорской службой по поводу корпоративного убийства и убийства по грубой неосторожности. Кто именно может пойти под суд, в ведомстве не уточнили.
Также NPCC призывает жертв, которые подписали с Почтой соглашения о неразглашении (NDA), связаться со следственной группой. В полиции заверили, что эти договоренности больше не действуют.
Ложный горизонт
Почта начала внедрять систему учета Fujitsu Horizon в 1999 году. Сначала использовали старую версию, а в 2010 году перешли на Horizon Online (HNG-X). Программа должна была автоматизировать продажи и бухгалтерию в 18 500 отделениях. Управляющих перевели с бумажных отчетов на онлайн-систему, которая централизованно фиксировала все доходы и расходы.
Проблемы начались с первых дней. В отчете о расследовании сказано, что в Fujitsu знали о постоянных сбоях, ошибках и дефектах ПО. Система могла показывать фиктивное снятие наличных, из-за чего на счетах сотрудников возникали огромные недостачи.
Почтовое ведомство не признавало наличие проблем и упорно настаивало на надежности системы. Руководство утверждало, что в расхождениях на тысячи фунтов стерлингов виноваты сами сотрудники: они либо ошибались, либо воровали.
С 2000 по 2017 год проблемы с недостачами затронули 3500 почтовых служащих. Это привело к более чем 900 частным судебным искам и 736 обвинительным приговорам. В июльском отчете сказано, что всех этих людей нужно считать жертвами неприемлемого поведения конкретных сотрудников Почты и Fujitsu, а также самих организаций.
Несмотря на новости этой недели, скандал с Horizon далек от завершения. Суды по новым обвинениям начнутся не раньше 2027 года.
Galaxy S25 Ultra против Pixel 9 Pro XL: напряжённое противостояние









