
Корабль-датацентр: безумие или гений? Круизный лайнер переделывают под тысячи AI-видеокарт
После провала AI Nation: новый безумный проект — плавучий датацентр с морским охлаждением
- На 120-метровом судне вскоре могут разместиться тысячи графических процессоров с прямым охлаждением морской водой
- Проект предполагает повторное использование судов, что позволяет сократить расходы на строительство и уменьшить ущерб окружающей среде
- MOL и Kinetics обещают гибкость, мобильность и изобилие энергии благодаря плавучим электростанциям и морским возобновляемым источникам энергии
Идея разместить на корабле объект с искусственным интеллектом раньше казалась научной фантастикой. Не так давно была предпринята неудачная попытка Del Complex создать плавучую «нацию ИИ», которая управлялась бы с помощью искусственного интеллекта.
Теперь судоходная компания-тяжеловес Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и Kinetics, подразделение Karpowership, занимающееся энергетическим переходом, стремятся реализовать нечто гораздо более приземлённое.
Компании совместно работают над созданием мобильного плавучего центра обработки данных, в котором можно будет разместить тысячи графических процессоров для искусственного интеллекта и устранить узкие места в цифровой инфраструктуре.
MOL и Kinetics рассказывают о планах по созданию плавучего центра обработки данных для ИИ
Две компании недавно подписали меморандум о взаимопонимании с целью разработки того, что они называют «первой в мире интегрированной платформой для плавучих центров обработки данных».
Конструкция будет размещена на борту модернизированного судна и будет получать энергию от плавучих электростанций, разработанных компанией Karpowership, а также от других источников, таких как солнечные фермы, морские ветряные электростанции и наземные сети.
«Этот проект — важный шаг на пути к реализации нашей концепции в Kinetics: мы предлагаем инновационные, эффективные и экологичные инфраструктурные решения, которые отвечают энергетическим потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня», — сказал Мехмет Катмер, генеральный директор Kinetics.
Объединяя мобильную генерацию энергии: новый уровень для плавучего дата-центра
«Объединяя мобильную генерацию энергии с плавающей инфраструктурой передачи данных, мы устраняем критические узкие места на рынке и обеспечиваем более быстрое, экологичное и гибкое расширение цифровых мощностей».
Предполагается, что центр обработки данных будет иметь мощность от 20 до 73 МВт и будет охлаждаться с помощью систем прямого водоснабжения, берущих воду из морей или рек.
Он будет установлен на судне длиной 120 метров, а его сеть будет включать подводные кабели и наземные точки обмена интернет-трафиком.
Этот меморандум о взаимопонимании задаёт старт развитию плавучих дата-центров
«Этот меморандум о взаимопонимании представляет собой важный шаг на пути к использованию активов и обширного опыта MOL Group в сфере морских перевозок для быстрого создания цифровой инфраструктуры с минимальным воздействием на окружающую среду», — сказал Томоаки Ичида, главный исполнительный директор MOL.
«В дальнейшем мы продолжим расширять спектр услуг социальной инфраструктуры, ориентированных на судоходную отрасль».
Мобильная платформа с морским охлаждением и высокой мощностью, которая не требует привязки к земле и не доставляет проблем с получением разрешений, представляет собой привлекательную альтернативу перегруженным наземным центрам обработки данных.
Гибкость плавучего дата-центра впечатляет, но масштаб амбиций вызывает вопросы
Гибкость впечатляет, но масштаб амбиций вызывает вопросы и заставляет усомниться.
Хотя на бумаге эта идея выглядит идеально, при её реализации в реальном мире могут возникнуть те же проблемы, что и при воплощении подобных утопических инфраструктурных концепций.
Меморандум о взаимопонимании предусматривает начало работ к 2027 году при условии «успешного проведения технико-экономического обоснования и текущих технических разработок».
Технико-экономические обоснования для плавучего дата-центра: ключ к успеху проекта
Эти технико-экономические обоснования должны доказать, что такие проблемы, как задержки в работе сети, риски, связанные с физическим перемещением, неопределённость в сфере регулирования и необходимость долгосрочного обслуживания, могут быть надёжно решены.
Аргументы в пользу экономичности и экологичности во многом основаны на повторном использовании существующих судов.
«Помимо снижения затрат на строительство, — говорится в проекте, — использование существующих бортовых систем… позволит сократить первоначальные инвестиционные затраты».
Отказ от строительства и экология — преимущества плавучего дата-центра
Разработчики считают, что, отказавшись от строительства новых объектов, они также смогут снизить негативное воздействие на окружающую среду, связанное с добычей сырья.
Практические преимущества, такие как скорость развёртывания, мобильность и независимость от перегруженных наземных сетей, не вызывают сомнений.
«Даже в регионах, испытывающих нехватку электроэнергии, морские центры обработки данных могут начать работу незамедлительно», — отмечают разработчики.
Но пока неясно, будет ли эта система надёжной, масштабируемой и экономически выгодной в долгосрочной перспективе.












