Музыка от ИИ или от человека: мы все в растерянности
Опрос Deezer и Ipsos показывает: большинство слушателей не отличает мелодии ИИ и реагирует на них сильными эмоциями.
Основные идеи
Мнение автора
Я был поражён: 97% людей не отличили музыку ИИ от настоящей! Лично меня удивило, как легко обмануть слух, и при этом 80% хотят видеть отметку «создано ИИ». Для меня главный вывод — технологии реально влияют на восприятие музыки, а слушателям важно знать, что играет. Советую быть внимательнее к плейлистам и оценивать треки по содержанию, а не только по обложке.
Опрос компаний Deezer и Ipsos вскрыл сильные эмоции пользователей по поводу мелодий, которые написал искусственный интеллект. В мире, где даже The Beatles экспериментируют с нейросетями, бывает сложно отличить музыку машин от творчества человека. Это нас тревожит, так как разница между настоящими мелодиями и музыкальными подделками становится все менее заметной.
Музыкальный сервис Deezer и исследовательская компания Ipsos провели новый опрос среди 9000 человек. Участники слушали три песни, а затем должны были выбрать те, которые полностью сгенерировал искусственный интеллект. Почти все респонденты (97%) не смогли заметить разницу.
Среди тех, кто ошибся, 71% удивились результатам, а более половины (52%) выразили недовольство своей неспособностью распознать музыку от ИИ. Респонденты продемонстрировали неоднозначное отношение к технологиям. Около двух третей проявили любопытство и готовность послушать такие треки хотя бы раз. Однако четверо из пяти (80%) согласились, что сгенерированную музыку нужно четко маркировать для слушателей.
Компания Deezer заказала это исследование не просто так, ведь она отмечает неспособность людей отличить сгенерированные песни от созданных человеком. В январе сервис выпустил инструмент для обнаружения ИИ в музыке. В пресс-релизе, посвященном исследованию, компания сообщила, что ежедневно получает 50 000 треков, которые сделали нейросети.
Тревога по поводу искусственного интеллекта в музыке достигла пика в последние дни. Трек Breaking Rust, который кантри-исполнитель создал с использованием нейросетей, возглавил чарт Billboard. В прошлом месяце стриминговый гигант Spotify заключил соглашения с Sony, Universal и Warner для разработки музыкальных продуктов на основе ИИ.
Смешанные чувства по поводу музыки ИИ
Некоторые другие результаты опроса Deezer и Ipsos продемонстрировали любопытство и осторожность слушателей к музыке от искусственного интеллекта:
- 46% считают, что ИИ поможет им находить музыку, которая им нравится.
- 51% полагают, что ИИ приведет к появлению на стриминговых платформах музыки низкого качества с посредственным звучанием.
- 45% отфильтровали бы сгенерированную музыку из своих сервисов, если бы могли.
- 70% уверены, что создаваемая алгоритмами музыка угрожает существованию настоящих музыкантов.
Опрос Deezer и Ipsos прошел в начале октября в восьми странах: США, Канаде, Бразилии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии и Японии. В нем приняли участие 9000 взрослых в возрасте от 18 до 65 лет.
Изменения в музыкальной индустрии
Дискуссия вокруг музыки от нейросетей выходит за рамки круга слушателей и исполнителей. Даже компании-производители музыкальных инструментов интересуются будущим песен, которые создают алгоритмы.
Мы видим большие возможности в использовании ИИ как инструмента для улучшения и расширения человеческого творчества при ответственной разработке. Однако мы против платформ потребления, которые полностью переходят на сгенерированную музыку и позиционируют себя как конкурентов людям. Об этом сказал Пол Маккейб, старший вице-президент по исследованиям и инновациям в компании Roland.
Маккейб заявил, что слушатели должны получать уведомления, когда слышат в музыке сгенерированный материал. Его компания и другие игроки рынка работают над решениями для подтверждения происхождения и права собственности на музыку. Сюда могут входить инструменты обнаружения на основе ИИ, которые Deezer выпустила ранее, а также новые технологии для маркировки таких треков.
Может ли сгенерированная музыка сосуществовать с человеческой? По словам Маккейба, это возможно при нескольких условиях. Если для аудитории будет четкое разделение, если музыканты решат использовать алгоритмы для улучшения своего творчества, и если сгенерированные элементы будут разрабатывать с уважением к человеческому труду (он приводит в пример фреймворки AI for Music), то мирное сосуществование вполне реально.









