Google Gemini 3 — лучший ИИ в мире. Но это не спасет компанию от катастрофы
Компания создала гениальный продукт, который может уничтожить ее главный источник дохода. Что дальше?
Основные идеи
Мнение автора
Google добилась технического лидерства с Gemini 3, потому что создала полную экосистему от чипов TPU до готовых сервисов. Это впечатляет, но не решает главную проблему. Настоящий вызов — не мощность нейросети, а то, как её работа повлияет на рекламный рынок, который кормит всю компанию.
Потребовалось почти три года, но Google наконец-то догнала и даже перегнала своих конкурентов в гонке искусственного интеллекта.
Помните, как все было? В конце 2022 года OpenAI выпустила ChatGPT, и это стало мировой сенсацией. А Google, которая за пять лет до этого сама же и представила архитектуру нейросетей-трансформеров, оказалась в роли догоняющей и впала в панику. Несмотря на то, что в ее активе была лаборатория DeepMind, которая теперь получила Нобелевскую премию, именно OpenAI, а не Google, разработала первую модель, которой смогли пользоваться миллионы.
Ходило много слухов о том, что творилось в то время в стенах Google. Говорят, гендиректор Сундар Пичаи объявил внутри компании «красный код», хотя позже он это отрицал. Сообщалось, что Ларри Пейдж и Сергей Брин вернулись к активному управлению. Так или иначе, Google провела реорганизацию, поставила во главе ИИ-направления DeepMind и ее руководителя Демиса Хассабиса и сосредоточилась на создании больших языковых моделей (LLM).
Первая попытка Google называлась Bard. Ее выпустили весной 2023 года, и она с самого начала допускала серьезные ошибки. Стало ясно, что, несмотря на всю свою мощь, Google предстоит долгий путь, чтобы догнать OpenAI и ее покровителя в лице Microsoft.
Этот путь занял почти три года. Когда в прошлом месяце Google выпустила Gemini 3, сразу стало очевидно, что компания — по крайней мере, на данный момент — с хорошим отрывом вырвалась в лидеры. Gemini 3 превосходит конкурирующие инструменты по большинству измеряемых параметров и, что еще важнее, получает почти единодушные похвалы от пользователей.
Но дело не только в самой Gemini 3, которая делает Google лидером. Конкуренты наверняка выпустят новые топовые модели, которые продолжат гонку на вершине арены LLM. Уникальное положение Google заключается в том, как именно она добилась этого результата.
Gemini 3 обучали не на тех же графических процессорах Nvidia, которые используют все остальные, а на собственных чипах Google — TPU. TPU — это ASIC-чипы, которые созданы для одной-двух конкретных задач (в данном случае, для обучения и работы ИИ). Другими словами, они гораздо более специализированы, чем GPU, которые используются практически для всего.
Это делает их более экономичными, но, что еще важнее, это собственные чипы Google. А это означает, что теперь Google контролирует всю вертикаль в сфере ИИ: у компании есть свои чипы со своим программным обеспечением, свои топовые модели, свои дата-центры, свои облачные сервисы, свои потребительские сервисы, свои операционные системы, свои браузеры и свои мобильные устройства. По сути, это тот же рецепт, который создал современную Apple. Microsoft, кстати, тоже пытается пойти по этому пути, разрабатывая собственные чипы и модели.
Добавьте к этому огромное конкурентное преимущество в виде набора данных, с которым никто другой не может сравниться. Он собран за годы индексации поисковых запросов, со всего YouTube, с сервиса Street View, с автомобилей Waymo — список можно продолжать бесконечно.
Что касается чипов, Google, безусловно, продолжит покупать и сдавать в аренду чипы Nvidia своим облачным клиентам. Но уже появляются сообщения о том, что крупные заказчики хотят использовать именно Google TPU.
Так кто теперь паникует? Сообщается, что глава OpenAI Сэм Альтман разослал своим сотрудникам внутреннее письмо, в котором признал прогресс Google с Gemini 3. Он предупредил о «напряженной атмосфере» и «финансовых трудностях» и заявил, что OpenAI теперь должна сосредоточиться на том, чтобы «быстро наверстать упущенное».
В Nvidia, со своей стороны, поздравили Google через соцсети, но не упустили случая заметить, что их собственные технологии «на поколение впереди».
Но важно помнить одно: несмотря на полный контроль над ИИ-стеком, Google — это не «ИИ-компания». И даже не поисковик. Google — это по-прежнему рекламная компания, крупнейшая в мире.
Конечно, облачные сервисы Google Cloud становятся все более важной частью уравнения. В последнем квартале выручка этого подразделения выросла на 34% и теперь составляет 15% от общей выручки Alphabet. Но 72% дохода Alphabet по-прежнему приносят рекламные объявления. И именно эта выручка и заставила (или не заставила) Пичаи объявить тот самый «красный код». Беспокойство вызывало то, что ChatGPT будет конкурировать с поиском Google и отберет доходы от рекламы. И сейчас главная цель — иметь лучшие ИИ-решения на рынке, чтобы продолжать продавать рекламу.
Все это означает, что Google менее уязвима к тому, что называют «пузырем ИИ». Компания не зависит ни от «доходов от ИИ», ни от самых уязвимых стартапов в этой сфере. Если делать прогнозы, то Google, вероятно, лучше всех выдержит возможный крах рынка ИИ.
Однако Google куда более чувствительна к тому, что ИИ делает с экономикой интернета. Куда компании будут тратить свои маркетинговые бюджеты, когда чат-боты возьмут на себя основной поток запросов? Будут ли ИИ-выжимки генерировать достаточно трафика, чтобы рекламодатели считали это выгодным? Какой станет цена за клик? Именно здесь, на рекламном рынке, а не в бенчмарках, и решится, станет ли Google настоящим «победителем» в гонке искусственного интеллекта.
Конец эры ChatGPT: Google Gemini стремительно отбирает аудиторию
















