Наверх

Кто не считает iPad серьёзным инструментом для художников, просто не замечает очевидного

Тот, кто считает, что iPad — это несерьёзный инструмент для творчества, просто невнимательно следит за происходящим.

17.07.2025
13:21
Кто не считает iPad серьёзным инструментом для художников, просто не замечает очевидного

Представьте себе: на дворе 2010 год, и Дэвид Хокни — пожалуй, самый известный из ныне живущих британских художников — заходит в магазин Apple и выходит с iPad. 71-летний мастер, человек, который десятилетиями оттачивал своё мастерство с помощью настоящих красок и кистей, вдруг начинает тыкать в экран, как будто играет в Angry Birds.

«Это просто гаджет», — фыркнули критики. «Где здесь мастерство?» — спросили традиционалисты. «Любой может рисовать на планшете», — пробормотали пуристы.

Почти два десятилетия назад Хокни вряд ли был бы так удивлён подобной реакцией. На самом деле он, возможно, даже ожидал её.

Проблема в том, что некоторые представители мира искусства до сих пор не сдвинулись с мёртвой точки. Так что в 2025 году пришло время взглянуть правде в глаза.

В конце концов, в наши дни это доступно даже членам королевской семьи.

Видео от DGL.RU

Вот что может вас удивить: король Карл III уже четыре десятилетия возит с собой в официальные поездки художников. Это прекрасная традиция, которая связывает современную монархию с многовековой практикой королевского покровительства. С 1985 года 42 художника выполняли эту роль, посетив в общей сложности 95 стран в рамках 69 поездок, и король оплачивает это из своего кармана.

Но в апреле этого года произошло нечто историческое. Впервые королевское турне было запечатлено не на холсте, а в цифровом формате. Фрейзер Скарф, 38-летний артист из Линкольншира, стал первым гастролером, создавшим свой официальный альбом с помощью планшета (iPad mini) во время государственного визита короля в Италию.

Когда учреждение, которое когда-то заказало портрет Гейнсборо, начинает использовать iPad, вы понимаете, что произошло нечто фундаментальное. То же самое учреждение, которое превыше всего ценит традиции, незаметно признало, что художественная ценность заключается не в инструментах, которые вы используете, а в том, что вы с их помощью создаёте.

И если цифровое искусство достойно королевских заказов, возможно, пришло время перестать относиться к нему как к чему-то новому.

Давайте ненадолго вернёмся к Хокни, потому что его работа с iPad — это не какой-то эксперимент на закате карьеры с новыми блестящими игрушками. Это был серьёзный художник, который обнаружил, что технологии могут расширить его творческие возможности, а не ограничить их.

Возьмём, к примеру, «Приход весны в Уолдгейт, Восточный Йоркшир» 2011 года — работу, которую можно было создать только на iPad. Благодаря портативности он мог работать на открытом воздухе так, как это было невозможно при использовании традиционной живописи. Возможность накладывать слои и корректировать их позволяла ему запечатлевать эфемерное качество меняющегося света. Бесконечное количество отмен позволяло ему идти на риск, на который он не решился бы при использовании физических носителей.

И знаете что? Галереи по всему миру стремились выставить эти работы. Коллекционеры платили серьёзные деньги за то, что по сути было цифровыми файлами, напечатанными на бумаге. Рынок высказался громко и ясно.

Можно утверждать, что этот вид искусства по-настоящему появился, когда его начали коллекционировать крупные галереи. Тейт Модерн, Национальная галерея и подобные учреждения по всему миру — все они включили искусство для iPad как в постоянные коллекции, так и во временные выставки. Когда кураторы, традиционно наиболее консервативно оценивающие художественные достоинства, принимают тот или иной вид искусства, спор фактически прекращается.

Арт-рынок последовал этому примеру. Аукционные дома теперь регулярно выставляют цифровые работы. Коллекционеры рассматривают их как надёжные инвестиции. Весь феномен NFT, что бы вы о нём ни думали, ещё больше узаконил цифровое искусство в глазах рынка.

Послушайте, я вас понимаю. Перемены — это некомфортно, особенно для тех из нас, кто годами оттачивал традиционные техники. Есть что-то приятное в запахе масляных красок, текстуре холста, физическом процессе нанесения мазков. И нет ничего плохого в том, чтобы отдавать предпочтение традиционным материалам.

Но притворяться, что цифровые инструменты чем-то хуже? Это уже неактуально. Художники поколения iPad никуда не денутся — они всё больше определяют то, как выглядит современное искусство. Они в галереях, они получают заказы, они формируют визуальную культуру.

Вопрос не в том, является ли iPad серьёзным инструментом для творчества. Рынок, учреждения, аудитория — все они однозначно ответили на этот вопрос. Вопрос в том, почему некоторые из нас до сих пор делают вид, что это не так.

iPad уже давно зарекомендовал себя как один из лучших графических планшетов.. Возможно, нам всем пора обратить на это внимание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КАКОЙ IPAD КУПИТЬ В 2025? РЕЙТИНГ И ОБЗОР МОДЕЛЕЙ

Источник: CreativeBloq
Теги:
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»