
«Налог на Apple» никуда не делся: почему техника компании все еще неоправданно дорогая
Даже так называемые «доступные» устройства Apple стоят как флагманы конкурентов. Разбираемся, за что мы на самом деле переплачиваем.
Основные идеи
Мнение автора
Так называемый «налог на Apple» — это плата не за бренд, а за экосистему и высокую остаточную стоимость. Опыт показывает, что реальная выгода кроется не во флагманах, а в «доступных» моделях вроде Watch SE или MacBook Air. Именно на них стоит обратить внимание, чтобы получить максимум от вложений.
Совсем скоро наступит «Черная пятница» — самый волшебный день в году для всех, кто любит скидки. В это время фанаты технологий могут урвать гаджеты, которые в обычное время им не по карману. Но как поклонник Apple, я каждый раз испытываю необъяснимое чувство неловкости. «А в Apple Store будут скидки на айфоны?» — с наивной надеждой спрашивают меня друзья. Нет, приходится отвечать мне. Будут только подарочные карты.
Это не значит, что скидок на продукцию Apple вы не найдете, их уже сейчас полно. Просто все акции будут проходить у других ритейлеров. Если вы покупаете напрямую у Apple, то заплатите ровно рекомендованную цену и вдобавок получите скромную подарочную карту, которую можно потратить на следующую покупку. Складывается впечатление, что компания таким образом помогает своим партнерам-продавцам, направляя покупателей к ним.
Конечно, такое отсутствие прямых скидок не должно удивлять. Во-первых, Apple всегда придерживается схемы с подарочными картами, а во-вторых, компания в принципе не любит распродажи. По крайней мере, в привычном понимании с внезапными и ограниченными по времени снижениями цен, на которые нужно успеть среагировать. Apple просто не считает нужным конкурировать ни в ценах, ни за внимание. За годы компания создала почти сектантское сообщество преданных фанатов и знает, что клиенты сами придут к ней, а не наоборот.
Apple также не производит откровенно дешевые продукты. Сегодня вы можете найти вполне приличный Android-смартфон дешевле 250 долларов (около 20 тыс. руб.), а если пойти на компромиссы, то и за 200 долларов (около 15,8 тыс. руб.). Но это не тот рынок, который интересен Apple. Год назад на вершине бюджетной категории был iPhone SE по цене от 429 долларов (около 34 тыс. руб.), но его сняли с производства в пользу откровенно среднебюджетного и, по моему мнению, крайне непродуманного iPhone 16e за 599 долларов (около 47,3 тыс. руб.). Apple выгоднее продавать меньше устройств, но с высокой наценкой, потому что каждый владелец iPhone становится ходячей рекламой для своих друзей. А сверхбюджетные телефоны не вызывают такого желания.
Все это может звучать так, будто я поддерживаю идею о так называемом «налоге на Apple» — той самой наценке, которую якобы добавляют к ценам на iPhone и Mac без всякой причины, кроме той, что покупатели Apple достаточно наивны, чтобы ее платить. Но это не так. Apple не делает дешевых вещей, но это не значит, что ее продукты не стоят своих денег. Мы особенно хорошо это увидели в прошлом году. Купертино держится подальше от бюджетного рынка, но стабильно предлагает отличное соотношение цены и качества в среднеценовом сегменте.
Например, моим любимым релизом 2025 года стали Apple Watch SE 3. Они предлагают столько возможностей за свои 249 долларов (около 19,7 тыс. руб.), что мы в редакции советовали читателям выбирать именно их, а не более навороченную Series 11. Вам не нужно платить 399 долларов (около 31,5 тыс. руб.), чтобы получить отличные часы, потому что Apple серьезно прокачала свою более доступную модель.
Есть еще iPhone 17, который стартует с той же отметки в 799 долларов (около 63 тыс. руб.), но получил массу улучшений по сравнению с прошлогодней моделью. У него вдвое больше памяти, дисплей профессионального уровня и более качественная селфи-камера. Это фантастическое предложение по соотношению цены и качества.
MacBook Air на чипе M4 в этом году получил не только новый процессор и улучшенную камеру, но и подешевел на 100 долларов по сравнению с предыдущей версией. Такое в Купертино происходит крайне редко. Теперь фанаты Apple могут купить Air последнего поколения меньше чем за тысячу долларов. Не поймите неправильно: это далеко не цены на хромбуки. Но и налога исключительно за бренд вы здесь тоже не найдете.
После таких примеров уже не удивляют слухи о том, что Apple планирует выпустить целую россыпь доступных продуктов весной 2026 года. И под «доступными», конечно, я имею в виду разумно оцененные: 599 долларов (около 47,3 тыс. руб.) за iPhone 17e, от 699 до 899 долларов (от 55,2 до 71 тыс. руб.) за новый бюджетный MacBook и, надеюсь, не сильно дороже 349 долларов (около 27,5 тыс. руб.) за iPad 11-го поколения с новыми ИИ-функциями.
Так что да, это не те цены, из-за которых вы будете ставить будильник в «Черную пятницу». Это не горящие предложения, которые сметут с полок.
Но это хорошие продукты по хорошим ценам, и это стоит ценить в любое время года.

















