"> ?>
Наверх

Мини-диск: забытый формат, который был лучше винила

Мини-диск, который заслуживает моего полного уважения

Опубликовано 17.06.2025 в 15:19
мини-диск

Отойдите на минутку от вашего любимого стримингового сервиса, отложите в сторону громоздкое и дорогостоящее возрождение винила и забудьте о своих чувствах по поводу возвращения CD (и кассет?), потому что лучший музыкальный формат, когда-либо созданный, по моему мнению, — это мини-диск.

В далеком 1992 году — втиснувшись в хронологию между моментом, когда продажи CD обогнали винил, и появлением MP3 — Sony усовершенствовала портативное аудио за целых два десятилетия до того, как цифровые загрузки и стриминг захватили рынок. Мини-диск — или сокращенно «MD» — был смелым шагом: 64-миллиметровый магнитооптический диск, заключенный в защитный картридж. Способный вместить до 80 минут звука, не уступающего по качеству CD, в корпусе меньше, чем стопка клейких листочков, он покорил мое сердце.

Родом из Японии, мини-диск Sony использовал ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding), алгоритм сжатия, который урезал данные, чтобы уместить цифровое аудио в компактную форму, не слишком жертвуя качеством. Для моих юных ушей это было волшебством — цифровая чистота без громоздкости CD, плюс возможность записывать, редактировать и переставлять треки, как на кассете, но с точностью и скоростью.

мини-диск

Да, можно было создавать цифровые микстейпы, и, боже, это было освобождающе — вручную вводить названия плейлистов и треков с помощью колесика-джойстика, чтобы они появлялись на ЖК-дисплее во время воспроизведения. Вы не жили, если не находили на LimeWire живую запись драм-н-бейс рейва из ирландского центра в Рединге и не переписывали ее на одну из этих сексуальных маленьких музыкальных «заметок» от Sony… поверьте мне.

Это было не только «сделай сам» и не только Sony. Точно так же, как конкурирующие бренды производили чистые кассеты и CD, такие компании, как TDK, JVC, Sharp и Maxell, вскоре тоже включились в игру. Предварительно записанные альбомы на мини-дисках выпускались крупнейшими мировыми артистами, включая Майкла Джексона, Мадонну, Мэрайю Кэри, Massive Attack и других исполнителей, чьи имена не начинались на «М».

Крошечный размер мини-диска также делал его мечтой ритейлеров и владельцев музыкальных магазинов. Зачем платить за всю эту дорогую коммерческую недвижимость, чтобы разместить значительную коллекцию пластинок, когда табачного киоска было бы достаточно, чтобы хранить почти все основные релизы, а также пару-тройку бутлегов из-под прилавка?

Но настоящее веселье заключалось в самой технике. Появился не только новый захватывающий Hi-Fi компонент для вашей стойки, но и портативные плееры были всех форм, размеров и цветов, позволяя выразить индивидуальность с помощью чего-то, что могло поместиться в задний карман. Автомагнитолы? Конечно, и вы могли не привязываться к одному бренду.

мини-диск
Мини-дисковый проигрыватель Panasonic SJ-MJ75 с пультом дистанционного управления и наушниками

Я помню, как усердно копил деньги с субботней подработки и уговаривал отца взять в рассрочку в магазине B&B Hi-Fi в Рединге самый красивый королевско-синий Sony MZ-R50, который вы когда-либо видели. Он стоял за стеклом на главном прилавке, и это был момент, похожий на сцену с Fender Stratocaster 1994 года в «Мире Уэйна 2», только с меньшим количеством волос. Спасибо, папа.

Пару лет спустя моя сестра, жившая в то время в Токио, привезла мне потрясающий серебристый Panasonic SJ-MJ75 в комплекте с японской упаковкой (что мгновенно делает любую вещь круче). Он был не только вдвое меньше Sony, едва превышая по размеру сам мини-диск, но даже по сегодняшним меркам я не могу перестать удивляться, насколько легким было это устройство. При весе 86 г мы говорим о половине веса iPhone 15, благодаря корпусу из магниевого сплава. Его главной изюминкой был встроенный в провод пульт дистанционного управления, который можно было переключать между подсветкой и прозрачным режимом. В 1997 году это казалось колдовством. Спасибо, сестренка.

Неудивительно, что с тех пор мой мир мини-дисков быстро расширился. Я обанкротил себя во второй раз в подростковом возрасте, добавив деку Technics SJ-HD501 к своей мини-системе Technics SC-81, в комплекте с боковыми панелями под искусственное дерево для дополнительного шика.

Мой Vauxhall Nova сначала был оснащён подержанным Alpine MDA-7763J, купленным у довольно сурового на вид парня в печально известном жилом районе Бейзингстока. Он скоро сломался. Я туда не возвращался.

Затем я обанкротил себя в третий раз, сменив его на новенький Pioneer MEH-9100R (см. видео выше), в комплекте с органическим OEL-дисплеем, автоматической откидной передней панелью и движущейся графикой гоночных автомобилей только для крутых парней.

Лучшим другом коллекционера мини-дисков был цифровой оптический кабель (TOSLINK). Он был критически важен, потому что позволял передавать высококачественный цифровой аудиосигнал без потерь между устройствами, например, со звуковой карты ПК на рекордер мини-дисков. Это сохраняло исходное качество звука без ухудшения, в отличие от аналоговых соединений, которые могли вносить шум или потерю сигнала. Это было особенно важно для домашних дек и профессиональных рекордеров, чтобы обеспечить точные записи и воспроизведение, используя преимущества цифрового формата мини-диска.

Гениальность мини-диска заключалась в его универсальности и очаровании. В отличие от CD, которые «заикались» при малейшей тряске, мини-диски были прочными, с антишоковыми буферами, что делало их идеальными для прослушивания на ходу. Диски были перезаписываемыми, что позволяло мне перезаписывать старые миксы без окончательности CD-R или шипения кассет. Сами диски, с их красочными корпусами и механическими затворами, казались миниатюрными сокровищами, и формат также способствовал творчеству. Записывать живые концерты или радиопередачи было проще простого, а редактирование треков на лету ощущалось так, будто ты управляешь студийной консолью. Японские журналисты продолжали доверять этому формату как надежным рекордерам на твердотельных накопителях до 2010-х годов.

мини-диск

И все же, при всей своей гениальности, мини-диск потерпел неудачу. Его упадок начался почти сразу после появления, коренясь в неправильном времени, стоимости и конкуренции. В 1992 году мини-диск был дорогим — плееры стоили десятки тысяч, а чистые диски — по ≈535–1070 рублей за штуку, что было трудно продать, когда CD были дешевле, а кассеты — вообще копейки.

Настоящий удар пришелся на 1998 год с революцией MP3. На рынок вышел Diamond Rio PMP300, один из первых портативных MP3-плееров, а к 2001 году iPod от Apple переопределил портативное аудио. MP3 были бесплатными (если вы их пиратили), бесконечно передаваемыми и не требовали физических носителей. Сначала я сопротивлялся. MP3-плееры выглядели ужасно, а iPod были тяжелыми, плюс усталость от выбора из 1000 песен в кармане только снижала удовлетворение.

В то время как Sony и Sharp активно продвигали мини-диск в Японии (где он процветал до 2000-х годов), на Западе поддержка ослабела, и британские ритейлеры, такие как HMV, отдавали предпочтение MP3-плеерам. Запуск Hi-MD в 2004 году был доблестной попыткой, но было уже слишком поздно — жесткие диски и флеш-память были дешевле и удобнее. К 2011 году Sony прекратила производство плееров мини-дисков, а в 2013 году с конвейера сошли последние чистые диски.

мини-диск

Коллекционеры до сих пор торгуют дисками на eBay, а нишевый рынок Японии поддерживает жизнь формата. Независимые лейблы и артисты продолжают выпускать ограниченные тиражи мини-дисков для коллекционеров, часто анонсируя их на Bandcamp или во время мероприятий MiniDisc Day, но по правде говоря, возрождения в масштабах CD, кассет и винила не предвидится.

Провал мини-диска был связан не с качеством — а с экосистемой и временем. Одержимость Sony проприетарными технологиями оттолкнула пользователей, и формат не смог конкурировать с удобством файлового аудио.

Несмотря на свой закат, мини-диск оставил неизгладимый след. Он стал мостом между аналоговым и цифровым миром, научив нас, что аудио может быть портативным, редактируемым и высококачественным. Он проложил путь для современной культуры стриминга и плейлистов — каждый микс в Spotify обязан своим существованием волшебству редактирования треков на мини-диске. Побывав там, сделав все это и купив футболку (да, у меня есть одна), моя жизнь стала богаче благодаря этому опыту.

ЧИТАЙТЕ НАШ ОБЗОР ЛУЧШИХ ПОРТАТИВНЫХ MP3-ПЛЕЕРОВ 2025 ГОДА

Источник: What Hi-Fi?
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»