
Sony A1 – обзор флагманской беззеркальной камеры
Обзор Sony A1: флагманская камера с разрешением 50 МП и скоростью 30 к/с. Тесты для спорта, дикой природы и профессионального видео.
Sony A1 — это именно то, что обещает Sony. Это технологический триумф, камера, которая действительно может всё. Раньше камеры могли похвастаться скоростью, разрешением или возможностями видеосъёмки, но A1 предлагает всё это и даже превосходит специализированные спортивные и видеокамеры в их собственной области. Так является ли эта камера идеальной? Не совсем. Цена остаётся и будет оставаться серьёзным препятствием, а её привлекательность ограничена кругом фотографов, которым нужно всё, что она может, а не только одна или две функции.
Второе по величине полнокадровое разрешение
Видео 8K 30p, 4K 120p
Непрерывная съёмка со скоростью 30 кадров в секунду
Лучший в мире EVF
Очень дорогой
Вам нужно всё это
Sony A1 обладает набором функций, которые можно было бы назвать фантастическими, если бы они не были реализованы на самом деле. Это не первая полнокадровая беззеркальная камера, способная снимать видео в формате 8K, не первая камера с разрешением 50 Мп и не первая камера с высокоскоростными режимами серийной съёмки, но она первая, которая может всё это.
Мы привыкли к профессиональным камерам с невероятными характеристиками, но обычно они специализируются в определённых областях в ущерб другим, например, жертвуют разрешением ради скорости серийной съёмки или функций видеосъёмки. Sony A1 не идёт на такие компромиссы. На самом деле она лучше, чем ориентированная на видеосъёмку Sony A7S III для видеосъёмки, лучше, чем ориентированная на спорт Sony A9 II для спортивной съёмки, и лишь немного уступает Sony A7R IV в разрешении.
Единственная беда в том, что она стоит столько же, сколько любая из двух других камер вместе взятых. Это означает, что, хотя Sony A1 технически лучше, чем A7S III и A9 II, в том, для чего были разработаны эти камеры – и это настоящее достижение, – его цена действительно имеет смысл, только если вам нужно все, что он делает.
И хотя бесчисленное множество фотографов-любителей будут восхищаться Sony A1 и её возможностями, большинство профессиональных фотографов более тщательно изучат, что им действительно нужно и стоит ли эта камера запрашиваемой цены. Она стоит дороже, чем Leica (например, Leica SL2), и даже дороже, чем 100-мегапиксельная Fujifilm GFX 100S.
Технические характеристики Sony A1
- Датчик: полнокадровая CMOS-матрица EXMOR RS с разрешением 50,1 Мп
- Процессор обработки изображений: BIONZ XR
- Точки автофокусировки: 759 точек фазовой автофокусировки, 425 точек контрастной автофокусировки
- Диапазон ISO: 100–32 000 (с возможностью расширения до 50–102 400)
- Стабилизация: 5 осей, до 5,5 стопов
- Максимальный размер изображения: 8640 x 5760 пикселей (199 Мп в режиме серийной съёмки)
- Видео: 8K 30p (XAVC HS 8K), 4K (XAVC HS 4K или XAVC S 4K) до 120p, 10-битный звук 4:2:0, 16-битный необработанный звук через HDMI
- Видоискатель: 9,44 млн точек, 100 % охват, увеличение 0,9x, частота обновления 240 кадров в секунду
- Карта памяти: 2x CFexpress Type A/UHS-II SD/SDHC/SDXC
- ЖК-дисплей: 3-дюймовый сенсорный экран с функцией наклона, 1,44 млн точек
- Максимальная частота кадров: 10 кадров в секунду с механическим затвором, 30 кадров в секунду с электронным затвором
- Возможности подключения: Wi-Fi 5 ГГц и 2,4 ГГц, Bluetooth
- Размер: 128,9 x 96,9 x 80,8 мм
- Вес: только корпус — 737 г, включая аккумулятор и карту памяти
Ключевые особенности

Если бы мы перечисляли все ключевые особенности Sony A1, получилась бы книга, а не обзор камеры, поэтому постараемся быть краткими.
Во-первых, в Sony A1 установлен 50,1-мегапиксельный многослойный КМОП-сенсор с обратной засветкой и без зазоров, с отдельными слоями пикселей и схем, подключённый к процессору BIONZ XR, который в 8 раз мощнее предыдущей версии. Это не только повышает производительность и качество изображения, но и ускоряет отклик самой камеры.
Если вам недостаточно 50,1 мегапикселя, в Sony A1 есть режим мультисъёмки со сдвигом пикселей на 199 Мп, который объединяет до 16 отдельных изображений, снятых последовательно. Он предназначен для статичных объектов, когда камера установлена на штативе.
Sony A1 имеет диапазон чувствительности ISO 100–32 000 с возможностью расширения до ISO 50–102 400. Sony заявляет, что камера может снимать с динамическим диапазоном до 15 ступеней.
Возможно, это не самое высокое разрешение для полнокадровой камеры (его превосходит собственная камера Sony A7R IV), но это второе по величине разрешение, и оно тем более впечатляет, что эта камера обладает потрясающими возможностями для видеосъёмки и серийной съёмки.
Что касается видеосъёмки, то это первая потребительская беззеркальная камера после Canon EOS R5, способная снимать видео в формате 8K. Более того, она может снимать видео в формате 4K со скоростью до 120 кадров в секунду. Видео можно сохранять на внутреннюю память Sony A1 в виде 10-битного видео 4:2:0 или в виде 16-битного необработанного видео через HDMI.

А что насчёт перегрева? Sony утверждает, что пассивная система отвода тепла в Sony A1 позволяет вести запись в формате 8K 30p до 30 минут, что является значительным улучшением по сравнению с Canon EOS R5 (хотя время записи Canon впоследствии было увеличено с помощью обновления прошивки).
Камера Sony A1 поддерживает запись в формате 4K, как и Sony A7S III, а затем превосходит её, позволяя снимать в формате 8K. Более того, сенсор с более высоким разрешением позволяет снимать в формате 4K даже в режиме кадрирования Super35 с передискретизацией 5,8K. Это большое преимущество для всех, кто снимает на объективы с байонетом APS-C E или кинообъективы формата Super35 с адаптерами.
Трудно сказать, что впечатляет больше — видеовозможности Sony A1 или его непрерывная съемка. Точно так же, как Sony A7S III проигрывает ему в видеосъемке, A9 II выглядит довольно посредственно по сравнению с ним: он снимает со скоростью 20 кадров в секунду, а Sony A1 — 30 кадров в секунду, и буферная память у него такая же (до 155 сжатых необработанных изображений в серии). Кроме того, благодаря процессору BIONZ XR камера оснащена превосходным инструментом для контроля электронных искажений, который практически полностью устраняет искажение вертикали при быстром панорамировании, например.
Возможности непрерывной съемки расширены благодаря системе фазовой автофокусировки с 759 точками, которая охватывает 92 % кадра, и 425 точкам контрастной автофокусировки. Они работают в сочетании с улучшенной автофокусировкой по глазам в реальном времени для животных и новой автофокусировкой по глазам птиц в реальном времени.
Среди других ключевых особенностей — электронный видоискатель с разрешением 9,44 млн точек, частотой обновления 240 кадров в секунду и возможностью съемки в серийном режиме без затемнения, а также 5-осевая встроенная система стабилизации изображения SteadShot INSIDE, обеспечивающая компенсацию дрожания до 5,5 ступеней, механический затвор на 500 000 срабатываний и скорость синхронизации вспышки 1/400 секунды.
Есть ещё кое-что — гораздо больше, — но это основные моменты.
Сборка и обработка

Sony A1 немного больше камер серии Sony A7 и сравнима с A9. Тем не менее она довольно компактна для полнокадровой беззеркальной камеры. Если вы установите зум-объектив премиум-класса G Master, например FE 24–70 мм f/2.8, ваш комплект камеры всё равно будет довольно тяжёлым. Это хороший повод приобрести батарейную рукоятку VG-C4EM, которая также продлит срок службы батареи. Хотя 530 снимков, которые можно сделать на батарее Sony A1 серии Z, — это довольно много.
9,44-мегапиксельный электронный видоискатель действительно впечатляет. Благодаря разрешению вы просто не видите точек. Кроме того, при быстром перемещении камеры не возникает задержек, рывков или смазывания.
Задний экран выглядит гораздо менее впечатляюще. Это 3-дюймовый дисплей, в то время как у большинства конкурирующих камер экраны 3,2 дюйма, а разрешение в 1,44 млн точек вполне приемлемое, но не более того. Что ещё хуже, это наклонный экран без возможности поворота в сторону, и его даже нельзя перевернуть лицевой стороной вверх. Sony продолжает удивлять нас своими техническими достижениями, но её физический дизайн, похоже, развивается гораздо медленнее, если вообще развивается.

В Sony A1 есть три регулятора — четыре, если считать регулятор компенсации EV, — и все они приятны на ощупь, хотя комбинированный поворотный регулятор и четырехпозиционная кнопка на задней панели кажутся немного меньше, чем хотелось бы, и их сложнее обхватить большим пальцем.
Sony заменила старую, сложную и зачастую непонятную структуру меню на A1. Новая система меню имеет цветовую кодировку для удобства навигации, но теперь в ней три уровня навигации — вкладки, меню и параметры, — и вам всё равно придётся разбираться, где находятся нужные настройки. Например, мы хотели увеличить порог нагрева Sony A1 для более длительной записи в формате 8K, и оказалось, что это можно сделать в настройках питания.

Рукоятка справа от камеры довольно крупная, но её высоты едва хватает для руки среднего размера (см. наши замечания о рукоятке выше).
Затвор срабатывает быстро и бесшумно, в отличие от более медленного механического затвора предыдущих поколений.
Расположение переключателей режима фокусировки и режима управления в дальнем левом углу верхней панели — хорошая идея. Было бы довольно неудобно, если бы они находились в меню.
Производительность
Камера A1 была у нас недостаточно долго, чтобы протестировать ее во всех сферах применения, для которых она предназначена. Со временем мы планируем провести более полный анализ ее возможностей для непрерывной съемки и видеосъемки.
Но мы протестировали его в режиме съёмки неподвижных изображений при ярком дневном свете и в сумерках, а также провели несколько экспериментов с временем записи в формате 8K и стабилизацией видео.
Во-первых, качество неподвижных изображений соответствует нашим ожиданиям и надеждам. Экспозиция точная, разрешение потрясающее, и, если нам не кажется, процессор Sony BIONZ XR улучшил глубину и точность цветопередачи. Даже JPEG-файлы, снятые на камеру, выглядят впечатляюще, хотя Sony A1, похоже, склонен к передержке при съёмке объектов с сильным контровым светом, так что вам, возможно, придётся следить за гистограммой.



Тест на запись видео был интересным. Sony заявляет, что запись в формате 8K 30p может длиться 30 минут, но мы этого не добились. Наша камера выключилась чуть более чем через 9 минут. Хуже того, она не включалась, пока температура не снизилась. Это не было похоже на ожидание, пока буфер заполнится после длинной записи, — камера фактически была непригодна для использования около трёх минут.
Это было любопытно. Небольшое исследование показало, что у A1 есть две настройки чувствительности. Как только мы изменили стандартную настройку на высокую, камера преодолела наш предыдущий 9-минутный лимит и остановилась только на 18-й минуте, когда заполнилась карта памяти. (К сожалению, к этому времени мы уже не могли тестировать её дольше с помощью нашей карты V90 на 128 ГБ, потому что она вышла из строя после предыдущего теста — мы думаем, что дело было в карте, а не в камере).
Результаты стабилизации тоже были неоднозначными. Для статичной съёмки встроенная система стабилизации работает очень хорошо. Если включить активную стабилизацию, которая немного обрезает изображение, можно выполнять плавные и медленные движения камерой. Однако, несмотря на активный режим, система стабилизации A1 совсем не справляется со съёмкой в движении (или при ходьбе). Мы сравнили оба режима стабилизации (активный режим был заметно лучше) с отсутствием стабилизации (ужасно) и стабилизацией с помощью стабилизатора Ronin SC (намного лучше, чем встроенная стабилизация камеры).
Интересно, что мы смогли сбалансировать A1 и FE 24-70mm f/2.8 на нашем Ronin SC, но для этого нам пришлось установить его так далеко назад, что электронный видоискатель задевал моторчик, а сама комбинация была довольно тяжёлой, чтобы держать её в руках и снимать.
A1 выглядит как отличная камера для видеосъёмки, но её система IBIS не заменяет стабилизатор, и для съёмки вам, возможно, захочется использовать более лёгкие объективы или объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Очевидно, что со штативом всё в порядке.
Лабораторные карты
Мы сравнили лабораторные результаты Sony A1 с результатами двух её основных полнокадровых беззеркальных конкурентов с высоким разрешением: Canon EOS R5 и Nikon Z 7II, а также с результатами другой флагманской фотокамеры Sony: A9 II.

Разрешение
Разрешение измеряется с помощью стандартизированных текстовых таблиц, которые дают результаты в виде ширины линии/высоты изображения, не зависящие от размера сенсора. Неудивительно, что Alpha A1 с разрешением 50 Мп лидирует по разрешающей способности. Новая камера Sony может отображать заметно больше деталей, чем EOS R5 и Z 7II с разрешением ~45 Мп, и значительно больше, чем A9 II с разрешением 24,2 Мп, хотя последняя всегда испытывала трудности в этом тесте.

Динамический диапазон
Динамический диапазон — это показатель способности камеры записывать изображения с экстремальными диапазонами яркости и при этом сохранять детализацию в самых ярких и самых тёмных частях сцены. Он измеряется в EV (значения экспозиции, или «стопы»). В этом тесте нет явного победителя, поскольку у каждой камеры есть свои сильные и слабые стороны. Однако A1 с трудом может конкурировать с другими камерами, с которыми мы её сравнивали. Это противоречит заявлениям Sony о 15-ступенчатом динамическом диапазоне, но мы не знаем, как Sony проводит тестирование. Мы используем DxO Analyzer — набор аппаратного и программного обеспечения для тестирования, разработанный специально для этого теста. Мы измеряем динамический диапазон 16-битных файлов TIFF, созданных на основе необработанных файлов с камеры без какой-либо оптимизации. Возможно, Sony имеет в виду потенциальный динамический диапазон, доступный в видеорежимах S-Log и при корректировке тонов теней и светлых участков в необработанных файлах.

Отношение сигнал / шум
В этом тесте сравнивается количество случайного шума, генерируемого камерой при различных значениях ISO, в процентном соотношении к фактической информации об изображении («сигналу»). Чем выше значение, тем лучше, и мы ожидаем, что соотношение сигнал/шум будет снижаться по мере увеличения ISO. Вероятно, из-за того, что более крупные и светочувствительные фотоэлементы менее подвержены генерации шума в изображении, A9 II лидирует в этом тесте с большим отрывом. Три высокомегапиксельных монстра плотно сгруппированы, и Alpha A1 мало чем отличается от EOS R5 или Z 7II, особенно при высокой чувствительности.
Вердикт

Sony A1 — это камера с такой мощностью и универсальностью, что мы не смогли охватить все её возможности в одном обзоре. В будущих обновлениях мы планируем провести более подробные тесты видеосъёмки, серийной съёмки и автофокусировки.
Однако всё, что мы пробовали до сих пор, производило на нас впечатление. Это действительно похоже на «Леонардо да Винчи» среди цифровых камер — абсолютно потрясающая во всём.
Если в чём-то и есть изъян, то, возможно, в стратегии Sony, а не в самой камере. Sony A1 — потрясающая камера, но и цена у неё потрясающая, но не в хорошем смысле. Она настолько дорогая, что имеет смысл покупать её только в том случае, если вам нужно всё, что она может. Если вам нужно только современное видео в формате 4K, или быстрая серийная съёмка, или съёмка с высоким разрешением, есть другие модели Sony, которые стоят гораздо дешевле.
Sony следует по пути, который мы наблюдали во всех её суббрендах, от RX100 до RX10, от серии APS-C A6000 до полнокадровых беззеркальных камер. Компания предлагает всё более производительные устройства для всё более узкой аудитории по всё более высокой цене. Это определённо своего рода эволюция, но не обязательно в том направлении, которое нужно среднестатистическому фотографу или кинорежиссёру.
Ознакомьтесь с нашим обзором Panasonic Lumix S1R II















