Наверх

Плюсы и минусы Z5 для travel-фотографии

Обзор Nikon Z5: полнокадровая беззеркальная камера с матрицей 24 Мп, стабилизацией и двумя слотами для карт. Тесты для энтузиастов.

15.09.2025
15:49
Nikon Z5
Наш вердикт

Z5 — очень хорошая полнокадровая камера начального уровня, но её относительно высокая стартовая цена может убедить некоторых потенциальных покупателей в том, что стоит потратить немного больше на Z6. По сравнению с другими брендами, Z5 не является ни дешёвой, ни дорогой камерой. Canon EOS RP намного дешевле, но не поддерживает видео 4K, как Z5, а Sony A7 III и Panasonic S1 — более продвинутые камеры и не являются прямыми конкурентами. Z5 — функциональная, привлекательная и доступная камера, но её цена ставит её в один ряд с множеством других камер, которые могут похвастаться тем же.

Плюсы
  • Прочное, крепкое на ощупь телосложение

  • Хороший EVF и откидной задний экран

  • Два слота для карт памяти

Минусы
  • Непрерывная съёмка со скоростью 4,5 кадра в секунду

  • Видео в формате 4K обрезано

  • Комплектный объектив 24–50 мм имеет ограничения

  • Nikon Z6 — лучшее соотношение цены и качества

Для полнокадровой беззеркальной камеры «начального уровня» Nikon Z5 обладает на удивление хорошими характеристиками. Она полностью защищена от непогоды, оснащена встроенной стабилизацией изображения с пятью ступенями, 24,3-мегапиксельным сенсором, который поддерживает ISO51 200 в базовых настройках, и лучшим в своем классе электронным видоискателем. По всем важным параметрам она не уступает более дорогой Nikon Z6.

Действительно, расположение элементов управления практически идентично, что обеспечивает практически одинаковое удобство использования: аналоговый джойстик, крестовина и ряд кнопок для доступа к основным элементам управления на задней панели, а также сенсорный ЖК-дисплей на задней панели, легкодоступные циферблаты управления, управляемые пальцами и большим пальцем, и пара удобно расположенных программируемых функциональных кнопок на передней панели.

Однако тем, кто переходит с зеркальной камеры, может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к отсутствию кнопок прямого доступа. В то время как на зеркальных камерах Nikon можно переключаться между режимами одиночной, непрерывной съемки и съемки с автоспуском с помощью поворотного диска или между режимами AF-S, AF-C и ручной фокусировкой с помощью специальной кнопки, здесь вам нужно будет выбирать эти параметры в экранном меню. Кроме того, здесь нет специальных кнопок для часто используемых функций, таких как экспозамер, баланс белого или выбор качества изображения в формате RAW или JPEG.

Nikon Z5-2

Но всё не совсем так, как в Nikon Z6 и Z7. На верхней панели нет дисплея, на котором можно было бы быстро просмотреть информацию обо всех важных настройках. Вместо этого диск выбора режима экспозиции переместился на своё место, и хотя на нём по-прежнему отображаются режимы Auto, P, A, S, M, а также три настраиваемых пользователем предустановленных режима, он больше не является фиксированным, то есть режимы можно менять без предварительного нажатия центральной кнопки. Возможно, это небольшое упущение, но оно было полезным для предотвращения случайного изменения режима экспозиции и свидетельствует о том, что в этой недорогой камере были сделаны компромиссы в менее важных аспектах, при этом общая функциональность и качество остались на высоком уровне.

Nikon Z5-3

Технические характеристики Nikon Z5

  • Датчик: полнокадровый CMOS-датчик на 24,3 Мп
  • Процессор изображений: EXPEED 6
  • Точки автофокусировки: гибридная фазово-контрастная автофокусировка с 273 точками
  • Диапазон ISO: 100–52 200, экспонирование 50–102 400
  • Режимы замера экспозиции: матричный, центрально-взвешенный, точечный, с выделением
  • Видео: 4K UHD, 30/25/24 кадра в секунду
  • Видоискатель: электронный видоискатель, 3 690 000 точек, 100 % охват, 0,8-кратное увеличение
  • Карта памяти: 2 карты SD/SDHC/SDXC, UHS-II
  • ЖК-дисплей: 3,2-дюймовый сенсорный экран с возможностью наклона, 1040 тыс. точек
  • Максимальная частота кадров: 4,5 кадра в секунду
  • Возможности подключения: Wi-Fi, Bluetooth
  • Размер: 134 x 100,5 x 69,5 мм
  • Вес: 675 г (только корпус, включая аккумулятор и карту памяти)

Nikon Z5-4

Ключевые особенности

Хотя его 24,3-мегапиксельный сенсор практически такого же размера, как 24,5-мегапиксельный сенсор в Z6, они не совсем одинаковы. Разница в 0,2 мегапикселя означает, что разрешение Z 5 составляет 6016 x 4016 пикселей, а Z6 — 6048 x 4024 пикселей. Этой горстки пикселей, конечно, недостаточно, чтобы из-за них лишиться сна. Изображения с обоих устройств можно распечатать с одинаковым разрешением или обрезать до одинаковой степени без какой-либо заметной разницы. Но это указывает на некоторые различия в сенсорах

В Z6 установлен более дорогой сенсор BSI (с подсветкой с обратной стороны), в то время как в Z5 используется более распространённая (и, следовательно, более дешёвая) технология CMOS. Главное отличие заключается в том, что в сенсорах BSI вся проводка находится сзади, а в CMOS — спереди, между отдельными фотодиодами, и может частично блокировать доступ света к ним. В двух словах, сенсоры BSI лучше работают при слабом освещении. При этом обе камеры имеют диапазон ISO от 100 до 51 200, но расширенный диапазон Z6 на одну ступень лучше: максимальное значение составляет 204 800, а не 102 400.

Nikon Z5-5

Ещё одно физическое отличие заключается в том, что дверца, за которой находятся слоты для карт памяти, более глубокая. Это связано с тем, что в Z 5 есть два слота для карт памяти, а не один, как в камерах более высокого класса. На первый взгляд может показаться, что это даёт Z 5 преимущество, особенно тем, кто беспокоится о возможном выходе карты из строя, но есть важные моменты, которые следует учитывать.

Когда компания Nikon внедрила формат карт памяти XQD для Z6 и Z7 (и с тех пор обеспечила совместимость с ещё более совершенным CFexpress), она объяснила это тем, что это самый быстрый, надёжный и перспективный формат из доступных. Но за это пришлось заплатить: проприетарный формат Sony был невероятно дорогим по сравнению с SD-картами той же ёмкости. Даже самые быстрые SD-карты UHS-II проигрывают в скорости чтения/записи картам XQD/CFexpress. И хотя у нас случались сбои в работе SD-карт, процент отказов карт XQD/CFexpress часто называют «близким к нулю».

Помимо резервного копирования изображений на лету, конструкция Z5 с двумя картами памяти позволяет записывать необработанные файлы на одну карту, а файлы в формате JPEG — на другую. Это удобно для быстрого обмена изображениями с одной карты памяти, в то время как на другой карте памяти хранятся полноразмерные файлы, с которыми вы, возможно, захотите поработать более тщательно. Или просто для увеличения количества снимков, которые можно сделать без физической замены карт памяти. На самом деле Z5 немного тяжелее (на пять граммов) и на 2 мм глубже, чем Z6 и Z7, что, несомненно, связано с наличием дополнительного слота для карт.

Nikon Z5-6

Комплектный объектив 24–50 мм

Для каждой камеры начального уровня нужен комплектный объектив, и для Z5 это Z 24–50 мм f/4–6,3. На некоторых рынках, в том числе в Великобритании, камера продаётся в комплекте с объективом, а на других территориях, например в США, её можно купить только с корпусом.

Объектив довольно компактный, хотя и не такой компактный, как «блин» Z 16–50 мм, который поставляется в комплекте с матрицей APS-C Z50. Как и многие другие зум-объективы Nikon Z, он имеет выдвижную конструкцию, поэтому в рабочем положении объектив немного длиннее, чем в сложенном.

Как показали наши лабораторные тесты, объектив оказался очень светосильным, несмотря на ограниченный диапазон фокусных расстояний. Не такой светосильный, как комплектный объектив S-line 24–70 мм f/4, который поставляется в комплекте с Z 6 и Z 7, но тем не менее очень впечатляющий для комплектного объектива, который стоит примерно в два раза дешевле, а оптические дефекты, такие как дисторсия и хроматическая аберрация, настолько минимальны, что не представляют проблемы. Шаговый двигатель автофокусировки бесшумно и быстро наводится на движущиеся объекты, например на наших скейтбордистов, что обеспечивает высокую точность при съёмке динамичных сцен.

Однако диапазон фокусных расстояний на самом деле не такой уж и большой, он едва превышает 2x. Хотя фокусное расстояние 24 мм — это примерно то, что вы ожидаете увидеть, максимальное фокусное расстояние 50 мм в буквальном смысле не дотягивает до телеобъектива (для сравнения, у Z 16-50 мм от Z50 диапазон увеличения составляет 3,1x, а эффективное фокусное расстояние — 24–75 мм).

Диафрагма уменьшается с f/4 на широком угле до f/6,3 при увеличении — это довольно медленно, особенно учитывая ограниченный диапазон масштабирования, и в сочетании с этим ограничивает эффект малой глубины резкости при съёмке портретов и тому подобного.

Учитывая все обстоятельства, качество изображения у объектива Z 24–50 мм f/4–6,3 действительно очень хорошее для объектива начального уровня, но мы думаем, что многие фотографы довольно быстро перерастут его ограниченный диапазон.

Nikon Z5-7

Помимо кольца масштабирования, есть ещё кольцо управления, которое обычно используется для ручной фокусировки, но при включённой автофокусировке ему можно назначить другие функции, например компенсацию экспозиции. Что касается ручной фокусировки, то бросается в глаза отсутствие переключателя на корпусе для включения и выключения автофокусировки. Поскольку на камерах Z нет переключателя ручной автофокусировки/ручной фокусировки, для отключения автофокусировки нужно заходить в меню. Также отсутствует переключатель виртуальной реальности, поскольку объектив использует встроенную в Z5 систему стабилизации и не имеет встроенной функции виртуальной реальности.

Компания Nikon пошла на компромисс как в диапазоне зума, так и в максимальной диафрагме, чтобы создать такой компактный комплектный объектив, и для многих это будет слишком большим компромиссом. Нам гораздо больше нравится объектив Z 24–70 мм f/4, который входит в комплектный объектив для Z6 и Z7. Он не только решает обе эти проблемы, но и, будучи объективом линейки S, обеспечивает просто потрясающее качество изображения.

Nikon Z5-8

Сборка и обработка

Камера оснащена таким же потрясающим электронным видоискателем, как у Z6 и Z7, с дисплеем на 3,69 миллиона точек, который обеспечивает кристально чистое изображение практически без задержек и максимально приближено к «настоящему» оптическому видоискателю. Благодаря использованию высококачественной оптики Nikon в дисплее это по-прежнему один из лучших электронных видоискателей. Когда вы привыкнете к нему, то, возможно, решите, что он вам нравится больше, чем оптический видоискатель. Настройки экспозиции не только применяются к изображению по принципу «что видишь, то и получаешь», позволяя вам, например, видеть объекты, которые вы снимаете в условиях недостаточной освещённости, но и отображаются на проекционном дисплее в виде гистограммы и индикатора уровня камеры. Вам больше не придётся оправдываться за неудачный снимок! Кроме того, вы можете воспроизводить изображения через видоискатель, что позволяет просматривать снимки при ярком солнечном свете.

С другой стороны, разрешение заднего ЖК-дисплея составляет всего около половины от разрешения камер более высокого класса — 1,04 миллиона точек вместо 2,1 миллиона. Хотя разницу можно заметить, если смотреть на дисплеи рядом, большинство пользователей не обратят внимания на меньшее количество пикселей, хотя для просмотра изображения в 100% разрешении нужно дополнительно нажать кнопку масштабирования.

Как и в моделях Z6 и Z7, экран наклоняется вверх и вниз для съёмки с низкого и высокого ракурса, но не поворачивается на 360 градусов для селфи, в отличие от модели Z50 с сенсором APC-S. Вы также можете коснуться экрана, чтобы одновременно сфокусироваться и сделать снимок, что гораздо быстрее, чем использовать джойстик для наведения фокуса на нужную область.

Другие отличия находятся внутри. Во-первых, максимальная частота съёмки составляет относительно скромные 4,5 кадра в секунду, в отличие от откровенно безумных 12 кадров в секунду у Z6. С другой стороны, вы можете поддерживать такую частоту съёмки до тех пор, пока не заполнится карта памяти (при условии, что она достаточно быстрая), в то время как у 6-й модели буфер начинает заполняться примерно через три секунды съёмки. Разница в частоте кадров нас удивила, учитывая, что в обеих камерах установлен процессор EXPEED 6, но в Nikon нам объяснили, что это связано с разницей в конструкции датчика изображения и более низкой скоростью считывания информации с КМОП-матрицы Z5.

Производительность

Мы протестировали Nikon Z5 в сравнении с Z6, и в большинстве обычных условий съёмки вам будет сложно отличить снимки, сделанные на эти камеры. Мы взяли камеру с собой в поездку по городу Бат, чтобы проверить её и комплектный объектив в деле. Мы сделали максимально идентичные снимки одной и той же сцены на штативе с помощью Z5 и Z6, используя одни и те же настройки и меняя между ними комплектный объектив 24–50 мм. Затем мы наложили выровненные изображения в Photoshop, чтобы можно было легко переключаться с одного на другое. При 100-процентном увеличении снимков на Z6 в тенях было чуть больше контраста и глубины, но разница была незначительной.

Таким образом, несмотря на то, что это новый сенсор, он по-прежнему оснащён 273 встроенными точками автофокусировки. Автофокусировка работает так же быстро, как и в системе, используемой в Z6, а точки, расположенные в матрице 21×13 и охватывающие 90 % кадра, занимают гораздо большую площадь, чем специальные модули автофокусировки, встроенные в зеркальные камеры Nikon, которые расположены в центральной части кадра. Несмотря на высокую скорость, он не может сравниться по скорости и точности автофокусировки с самыми продвинутыми цифровыми зеркальными камерами Nikon.

При таком большом количестве точек автофокусировки они выбираются не так, как привыкли пользователи цифровых зеркальных камер. Точки автофокусировки можно выбирать по отдельности в режиме одноточечной автофокусировки, а также в режимах малой и большой широкой зоны, в которых используется всё большее количество точек автофокусировки, или в режиме автоматической зоны автофокусировки, в котором используются все 273 точки. Кроме того, вы получаете режим точечной автофокусировки AF-S (съемка с одиночной автофокусировкой), который позволяет выбирать между точками на матрице, но требует больше времени для фокусировки, а также режим динамической автофокусировки AF-C (непрерывная автофокусировка), который выходит за пределы выбранной точки, если объект съемки ненадолго отклоняется от нее.

Автофокусировку по области можно настроить таким образом, чтобы она отдавала приоритет человеческим лицам, глазам или другим объектам, расположенным ближе всего к камере. В скейт-парке эта функция отлично сработала: мы снимали скейтбордистов с непрерывной автофокусировкой, пока они двигались по площадке. Кроме того, в этом режиме можно фокусироваться на лицах/глазах животных, например кошек и собак. Это первая камера Nikon с такой функцией, хотя другие беззеркальные камеры могут получить её после обновления прошивки.

Мы обнаружили, что эта функция гораздо лучше работает со статичными животными, чем с теми, которые быстро двигаются, так как в этом случае она с трудом поспевает за происходящим. В этом случае лучше использовать режимы динамической автофокусировки или автофокусировки по малой площади и удерживать выбранные точки фокусировки на цели.

Видео

Хотя Z5 может снимать видео в формате 4K со скоростью 30 кадров в секунду, оно обрезается в 1,7 раза, а не по всей ширине сенсора, как в Z6. Это означает, что при съёмке с широким углом объектива 24–50 мм эффективное фокусное расстояние составит 41 мм, то есть это будет совсем не широкоугольный объектив. С другой стороны, стандартное фокусное расстояние 50 мм становится умеренным телеобъективом 85 мм. Короче говоря, камера отлично справляется с видеосъёмкой, но ваши объективы ведут себя не так, как вы ожидаете. Мы также попробовали снимать на видео наши скейтборды, панорамируя камеру и следя за происходящим. Автофокусировка камеры работала без сбоев, а встроенная система стабилизации сглаживала движения камеры, так что при воспроизведении картинка была идеально плавной.

Максимальная частота кадров при съемке в формате Full HD составляет 60 кадров в секунду, в то время как Z6 может снимать со скоростью 120 кадров в секунду. Опять же, несмотря на то, что процессор в Z5 идентичен процессору в Z6, сильное кадрирование и более низкая частота кадров в формате Full HD обусловлены конструкцией CMOS-матрицы в Z5.

Одним из преимуществ Z 5 для видеосъемки является то, что камера может питаться от USB-C, а не просто заряжаться от него – это очень полезно при энергозатратной видеосъемке или в таких ситуациях, как покадровая съемка, когда разрядка аккумулятора в середине съемки может привести к катастрофическим последствиям. Тем не менее, время автономной работы оценивается в 470 снимков – очень приличное улучшение на 25% по сравнению с 380 снимками у Z6.

Лабораторные тесты

Мы провели стандартный набор лабораторных тестов для Nikon Z5 и сравнили результаты с показателями трёх основных конкурентов: Canon EOS RP, Sony A7 III и Panasonic Lumix S1.

Nikon Z5-16

Разрешение

Разрешение Z5 оказалось немного ниже, чем у его конкурентов, но разница настолько мала, что в реальной съёмке она будет незаметна. Мы подозреваем, что это как-то связано с комплектным объективом 25–50 мм, в то время как у конкурентов он немного лучше.

Разрешение измеряется в ширине линии на высоту изображения. Это стандартизированное измерение разрешения, которое не зависит от размера сенсора.

Nikon Z5-17

Отношение сигнал / шум

Соотношение сигнал/шум у Z5 оказалось хуже, чем у выбранных нами камер-конкурентов, при низких значениях ISO, когда шум в любом случае менее заметен, но примерно таким же при высоких значениях ISO.

Отношение сигнал/шум измеряется в децибелах и представляет собой разницу между фактическим уровнем детализации изображения и случайным фоновым шумом. Чем выше значение, тем лучше.

Nikon Z5-18

Динамический диапазон

Динамический диапазон Z5 хорош при низких и средних значениях ISO, но при более высоких значениях ISO он уступает Sony A7 III и Panasonic S1. Однако он с лёгкостью превосходит гораздо более дешёвую Canon EOS RP во всём диапазоне ISO.

Динамический диапазон — это показатель способности камеры сохранять детализацию в самых ярких и самых тёмных частях изображения. Он измеряется в EV (значения экспозиции, или «стопы»), и чем выше число, тем лучше.

Вердикт

Поскольку Nikon Z5 имеет много общего с Nikon Z6, следующей моделью в линейке, ещё одним ключевым отличием — и самым важным для камеры, позиционируемой как модель «начального уровня» — является цена. В Великобритании Z 5 доступна только с комплектным объективом 24–50 мм, который может подойти не всем, хотя в США она доступна только в виде корпуса. Конечно, со временем цены на камеры снижаются, и на момент написания статьи Nikon Z6 можно было купить всего на 30–40 тыс. рублей дороже, в зависимости от конфигурации. И в этом заключается самая большая проблема Z5. За наши деньги, взвесив все варианты, мы бы потратили больше на более совершенную камеру — с гораздо более качественным объективом 24–70 мм f/4.

Конечно, это не вся история. Те, кто переходит с зеркальных камер на беззеркальные, скорее всего, уже запаслись SD-картами, в то время как даже самая дешёвая карта XQD или CFexpress карта памяти значительно увеличит первоначальные вложения.

Nikon Z5-19

Для большинства из нас Z5 предлагает ключевые функции Z6 по более низкой цене. С таким же (почти) разрешением, таким же высоким качеством сборки и большинством желательных функций высокого класса. А то, чего ему не хватает, большинству из нас не так уж и важно: отсутствующий ЖК-дисплей на верхней панели в любом случае дублирует информацию, доступную в видоискателе или на заднем дисплее; CMOS-матрица по-прежнему способна делать потрясающие снимки с разрешением 24,3 Мп и соответствует исходному ISO 51 200 компонента BSI в Z6; если вы не заядлый спортивный фотограф, вам будет достаточно 4,5 кадров в секунду; а если вы не видеооператор, кого волнует кроп-фактор 1,7x? А если SD-карты менее надёжны, вставьте две из них…

Вопрос в том, достаточно ли низкая цена. Со временем цена на Z5, конечно, снизится, но пока что относительно высокая стартовая цена может убедить некоторых потенциальных покупателей в том, что стоит доплатить за Z6.

По сравнению с другими брендами Z5 не является ни дешёвой, ни дорогой камерой. Canon EOS RP намного дешевле, но не поддерживает видео 4K, как Z5, в то время как Sony A7 III и Panasonic S1 являются более продвинутыми камерами и не совсем прямыми конкурентами. Z5 — качественная, привлекательная и доступная камера, но её цена ставит её в один ряд с множеством камер, которые могут похвастаться тем же.

Ознакомьтесь с нашим обзором Fujifilm X-S20

Род Лоутон

Род Лоутон

Он начал с пленочной фотографии, затем перешел к цифровой, изучая фотоаппараты со сменными объективами за последние двадцать лет — от простых зеркальных до профессиональных. В процессе он также исследовал объективы, штативы, устройства для измерения света и фотоаппаратные сумки.

Источник: Digital Camera World
Теги:
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»