Обзор Panasonic Lumix S 70-300mm — телеобъектив с макро
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S. возрождает один из самых популярных диапазонов фокусных расстояний для телеобъективов, но в современном исполнении.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S. вызывает у меня восторг! Именно этот диапазон фокусных расстояний пробуждает приятные воспоминания о съемке спорта, дикой природы и даже свадеб и мероприятий во времена пленочной фотографии. Этот объектив берет классический диапазон телезума и упаковывает его в передовой дизайн для беззеркальных камер с байонетом L-mount, и мне это очень нравится.
Прекрасное качество изображения
Впечатляющие автофокус и оптическая стабилизация
Премиальное управление
Возможность макросъемки с увеличением 0,5x
Выдвижной внутренний тубус
Переменная светосила
Переменная минимальная дистанция фокусировки
Что случилось с объективами 70-300 мм? В прошлом я с восторгом отснял на них бесчисленное количество катушек 35-мм пленки, фотографируя дикую природу во время жизни в Африке, запечатлевая азарт автоспорта в Великобритании и даже делая портреты с большого расстояния на свадьбах и мероприятиях. Но к концу эры зеркальных камер их стало все труднее найти. Sigma и Tamron, например, вообще прекратили их производство.
Моим последним и лучшим объективом в этом жанре был Nikon AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR, который сейчас уже устарел. В эпоху беззеркальных камер, кажется, произошел сдвиг в сторону зумов 100-400 мм или около того, но я все еще скучаю по хорошему 70-300 мм. Canon недавно перевыпустила старый объектив для беззеркальных камер системы EOS R, но я считаю, что получившийся Canon RF 70-300mm F4-5.6 IS USM (это ошибка в оригинале, Canon RF 75-300mm f/4-5.6 не существует, вероятно, имеется в виду RF 100-400mm F5.6-8 IS USM или RF 70-200mm) крайне неубедителен, так как основан на одном из худших объективов Canon всех времен. Я бы очень хотел, чтобы они взяли за основу гораздо более качественный Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM.
Впрочем, все это не имеет значения, если вы снимаете на камеру Panasonic Lumix S-серии или другую камеру с L-байонетом. Хорошая новость в том, что Panasonic переосмыслил надежный телезум 70-300 мм для эпохи беззеркалок, стремясь создать один из лучших объективов с L-байонетом и один из лучших телезумов на рынке.

Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: характеристики
Характеристики
- Байонет: L-mount
- Конструкция: 17 элементов в 11 группах
- Угол обзора: 34–8,3 градуса
- Лепестки диафрагмы: 11
- Минимальная диафрагма: f/22
- Минимальная дистанция фокусировки: 0,54–0,74 м
- Максимальное увеличение: 0,5x (при 300 мм)
- Диаметр фильтра: 77 мм
- Размеры: 84 x 148 мм
- Вес: 790 г
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: цена
Если говорить о «святой троице» зум-объективов с относительно высокой и постоянной светосилой f/2.8, то на ум приходит 70-200 мм в качестве телеобъектива. И действительно, Panasonic Lumix S Pro 70-200mm f/2.8 O.I.S. подходит под это описание, но, как и положено объективам этого класса, он довольно тяжелый и дорогой, хотя его цена недавно значительно снизилась до $2098 (~172 тыс. руб.).
Если вам нужен тот же диапазон фокусных расстояний, но вы готовы смириться с меньшей, но все же постоянной светосилой f/4, есть Panasonic Lumix S Pro 70-200mm f/4 O.I.S., цена которого упала до более доступных $1298 (~107 тыс. руб.).
Тем не менее, рассматриваемый здесь 70-300 мм меньше, легче и дешевле, при этом обеспечивая больший охват на длинном конце. В настоящее время он стоит $948 (~78 тыс. руб.). Это дороже, чем типичные «бюджетные» зумы 70-300 мм, но, хотя у Panasonic и нет приставки «Pro», как у его собратьев 70-200 мм, это относительно качественный и высокопроизводительный представитель класса 70-300 мм.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: дизайн и управление
Одна из вещей, которые мне больше всего нравятся в объективах 70-300 мм — это их относительная компактность и легкость по сравнению с большинством телеобъективов. Этот объектив не исключение: его скромные размеры составляют 84 x 148 мм, а весит он почти вдвое меньше, чем Panasonic 70-200mm f/2.8. Для меня это большой плюс. Если я снимаю с рук дикую природу или спорт, где могу провести за этим занятием несколько часов, меньший вес этого объектива определенно снимает нагрузку.
По сравнению с зумами 70-200 мм, 70-300 мм обычно не имеют постоянной светосилы. Так, по мере зуммирования самая широкая доступная диафрагма уменьшается с f/4.5 до f/5.6. Тем не менее, это разница всего в две трети ступени экспозиции. Я рад, что диафрагма на длинном конце все еще относительно светосильная по сравнению со многими современными телеобъективами для беззеркальных камер, которые часто сужаются до сравнительно медленных f/6.3 или f/8. Есть даже фикс-объективы Canon RF 600mm и Canon RF 800mm с постоянной диафрагмой f/11 — вот это действительно медленно.

Еще одна типичная черта объективов 70-300 мм — наличие внутреннего тубуса, который физически выдвигается при зуммировании к более длинным фокусным расстояниям. Этот объектив не исключение. Недостатки в том, что центр тяжести смещается при разных настройках зума, и есть риск засасывания пыли и влаги в объектив во время телескопического движения. С другой стороны, Panasonic ощущается хорошо сбалансированным на всех настройках зума и имеет обширную защиту от непогоды для предотвращения попадания пыли и влаги. Как и положено высококлассному оборудованию Panasonic, он также морозоустойчив.

Определенным плюсом, наряду с высоким качеством сборки, является высокопроизводительная оптическая схема объектива. Она состоит из 17 элементов, расположенных в 11 группах, включая два элемента ED (со сверхнизкой дисперсией), один элемент UED (ультра-ED) и один элемент UHR (с ультравысоким показателем преломления). Философия дизайна заключается в том, что эти специализированные элементы обеспечивают превосходную резкость и четкость с минимальным количеством нежелательных аберраций.

Еще одним бонусом с точки зрения оптики является наличие у объектива хорошо скругленной 11-лепестковой диафрагмы. Это помогает обеспечить приятные круглые диски боке от расфокусированных источников света и ярких пятен. И действительно, при диафрагме f/5.6 доступна малая глубина резкости, особенно на длинных фокусных расстояниях. На узких диафрагмах 11-лепестковая диафрагма также создает эффектный эффект звезды от точечных источников света.

Для съемки спорта и дикой природы мне определенно нужен быстрый автофокус для отслеживания движущихся объектов. Объектив отвечает этому требованию благодаря быстрой системе автофокусировки на основе линейного шагового мотора. Заявлена скорость до 480 кадров в секунду, но на практике ограничивающим фактором может быть система автофокуса камеры. Контрастная система автофокуса DFD (Depth From Defocus) большинства камер Panasonic не славится своей скоростью, но я тестировал объектив с относительно новой Panasonic Lumix S5 II, у которой гибридная система фазово-контрастной автофокусировки, а также распознавание и отслеживание объектов на основе искусственного интеллекта. Подробнее об этом позже, в разделе «Производительность».

Надежно точный автофокус — это только полдела, когда речь идет о получении стабильно резких снимков с телеобъективом. Дрожание камеры — постоянная угроза, и встроенная стабилизация изображения (IBIS) обычно менее эффективна с телеобъективами. Для поддержания стабильности предусмотрена двойная стабилизация изображения: объектив оснащен оптическим стабилизатором, который работает совместно со встроенным в камеру стабилизатором, обеспечивая эффективность до 5,5 ступеней. Я видел и более громкие заявления от других производителей, так что посмотрим, как это сработает, когда я перейду к разделу о производительности.

Я давно считаю, что Panasonic особенно склонен к разработке «гибридных» систем камер, которые одинаково хорошо работают для фото- и видеосъемки. Этот объектив полностью соответствует этой философии, поскольку он разработан для максимальной производительности автофокуса с точки зрения «отслеживания при зуммировании», чтобы он оставался зафиксированным на объекте при изменении фокусного расстояния. «Дыхание фокуса» также подавлено, и оба этих элемента в совокупности обеспечивают то, что Panasonic называет профессиональным качеством видео.

У объектива есть еще один козырь в рукаве, или, по крайней мере, в его выдвижном тубусе. Небольшим недостатком является то, что минимальное расстояние фокусировки увеличивается с 0,54 м до 0,74 м по мере зуммирования от самого короткого до самого длинного фокусного расстояния. Преимущество в том, что на максимальном фокусном расстоянии 300 мм объектив может обеспечить макроувеличение 0,5x на своей кратчайшей дистанции фокусировки, воспроизводя мелкие объекты в половину их реального размера на сенсоре изображения. Это дает возможность для значительного увеличения крошечных жуков и других мелких объектов.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: производительность
Начнем с автофокуса. Panasonic заявляет, что он очень быстрый и высокоточный, и я с этим согласен. Как я уже упоминал, я тестировал объектив с Panasonic Lumix S5 II, который, как и более дорогая S5 IIx, имеет гибридную фазово-контрастную автофокусировку, что на голову выше старых камер, у которых только контрастная детекция. Я обнаружил, что объектив обеспечивает быструю работу автофокуса для фотосъемки, практически мгновенно фиксируясь на объектах и эффективно отслеживая их во время движения. Это большой плюс для съемки дикой природы и спорта, для которых этот объектив идеально подходит.

Сам диапазон зуммирования начинается с немного более длинного фокусного расстояния, чем стандартное, и простирается до серьезного теледиапазона. Примеры снимков выше и ниже демонстрируют это, показывая, как работает этот обширный диапазон на практике. Оба снимка были сделаны с одной и той же точки.

Далее идет стабилизация изображения. Опять же, я обнаружил, что объектив соответствует своим заявлениям о 5,5-ступенчатой стабилизации при работе в тандеме с IBIS. Конечно, я видел заявления о 8-ступенчатой стабилизации от некоторых производителей, но мне редко удавалось достичь этого в реальных условиях съемки — по крайней мере, с какой-либо степенью постоянства.

Высокопроизводительный автофокус и стабилизация не оставляют объективу шансов скрыть недостатки, когда дело доходит до фактической резкости оптической конструкции. Я очень впечатлен тем, что объектив обеспечивает превосходный уровень резкости, и еще больше тем, что он делает это на самых широких доступных диафрагмах или близких к ним по всему диапазону зума. Это важный момент, потому что, при всем желании, это не «светлый» объектив с точки зрения диапазона диафрагм, поэтому вам часто захочется снимать на самых широких диафрагмах, чтобы заморозить движение с короткими выдержками, не задирая ISO вашей камеры слишком высоко.

Противоположность резкости — размытие. Особенно на длинном конце зума, самая широкая диафрагма позволяет получить малую глубину резкости для крупных планов и снимков на среднем расстоянии. Хотя резкость превосходна, боке также впечатляет своим мягким и мечтательным видом в расфокусированных областях. И, как и было задумано, 11-лепестковая диафрагма помогает сохранять диски боке хорошо скругленными при небольшом закрытии диафрагмы.

Цветные ореолы могут быть проблемой для телеобъективов, но Panasonic хорошо справляется с подавлением этой аберрации по всему диапазону зума и диафрагм. Она немного проявляется на самом длинном фокусном расстоянии при использовании широких диафрагм, ближе к краям и углам кадра, но все еще остается минимальной. Точно так же, практически нет искажений на самом коротком фокусном расстоянии 70 мм и лишь минимальная подушкообразная дисторсия на средних и длинных фокусных расстояниях.

Это не тот объектив, который я обычно использовал бы для макросъемки, но он довольно хорошо с ней справляется. Я видел и использовал зум-объективы в прошлом, которые хвастались макроувеличением 0,5x, но результаты почти всегда были разочаровывающими. Panasonic отлично справляется с сохранением впечатляющей резкости и четкости при съемке сверхкрупным планом, добавляя действительно полезную дополнительную опцию. В целом, производительность образцовая.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: примеры снимков
Следующая галерея снимков была сделана в плавучей гавани английского города Бристоль. Погодные условия были смешанными, с чередованием яркого солнца и облачности.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: видео
Объектив разработан так, чтобы быть одинаково искусным как в фото-, так и в видеосъемке, хотя для последней ему не помешало бы кольцо управления диафрагмой, желательно без щелчков. Тем не менее, «дыхание фокуса» минимально, а качество остается хорошим при зуммировании, с впечатляющим отслеживанием автофокуса и постоянным уровнем минимальных искажений.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: лабораторные тесты
Мы проводим серию лабораторных тестов в контролируемых условиях, используя программный комплекс Imatest Master. Фотографии тестовых таблиц делаются в диапазоне диафрагм и фокусных расстояний (где это применимо), а затем анализируются на резкость, искажения и хроматические аберрации.
Мы используем графики Imatest SFR (пространственно-частотная характеристика) и аналитическое программное обеспечение для построения графиков разрешения объектива в центре кадра, в углах и на средних расстояниях, в зависимости от настроек диафрагмы и, для зум-объективов, на четырех различных фокусных расстояниях. Тесты также измеряют искажения и цветные ореолы (хроматические аберрации).
Резкость
Во всем диапазоне зуммирования объектив показывает одни из своих лучших результатов по резкости на самой широкой доступной диафрагме или близких к ней значениях. Это настоящий бонус, так как при съемке спорта и дикой природы вы часто не захотите использовать диафрагму уже f/4.5-5.6, чтобы можно было заморозить движение с короткими выдержками, не прибегая к очень высоким значениям ISO, которые могут ухудшить качество изображения.
Хроматические аберрации

В диапазоне 70-200 мм практически не наблюдается цветных ореолов по всему кадру, даже в самых крайних углах. Это справедливо для всех настроек диафрагмы. Единственный раз, когда вы, вероятно, заметите небольшие цветные ореолы (и они действительно небольшие), это при сочетании максимального фокусного расстояния 300 мм с диафрагмами между f/5.6 и f/8, где они могут быть слегка заметны по краям и в углах кадра.
Дисторсия

На самом коротком фокусном расстоянии 70 мм это практически объектив с нулевой дисторсией. Подушкообразная дисторсия в диапазоне 135-300 мм довольно минимальна и удивительно постоянна. Это особенно полезно при изменении фокусного расстояния во время видеосъемки.
Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S.: вердикт
На мой взгляд, Panasonic Lumix S 70-300mm f/4.5-5.6 Macro O.I.S. — это объектив, который стоит сохранить. Я очень впечатлен высокой скоростью и постоянной точностью его системы автофокусировки, эффективностью его оптической стабилизации при использовании в тандеме со встроенной стабилизацией камер Panasonic S-системы, и его великолепным качеством изображения. Для меня диапазон телезума 70-300 мм является одновременно классическим и любимым. Это делает этот объектив чрезвычайно универсальным, а дополнительная возможность макросъемки 0,5x — это еще один бонус. Он отлично подходит как для фото-, так и для видеосъемки, и является отличным выбором для спорта, дикой природы и репортажной съемки. Кроме того, он приятно компактный и легкий, при этом обладая характеристиками управления высокого класса. Это просто прелесть.
| Критерий | Рейтинг | Описание |
|---|---|---|
| Особенности | ★★★★☆ | Быстрый линейный шаговый мотор автофокуса, 5,5-ступенчатая стабилизация и 0,5x макроувеличение — вот лишь некоторые из ключевых особенностей. |
| Дизайн | ★★★★★ | Качество сборки превосходное, с полной защитой от непогоды, а дизайн отлично подходит как для фото-, так и для видеосъемки. |
| Производительность | ★★★★★ | Качество изображения превосходно во всех отношениях, подкрепленное быстрым автофокусом и высокоэффективной стабилизацией. |
| Цена/качество | ★★★★☆ | Это довольно дорогой телеобъектив с диапазоном 70-300 мм, но его функции, дизайн и производительность делают его очень выгодным. |

Альтернативы
Для телезума с постоянной диафрагмой я на самом деле предпочитаю Panasonic Lumix S Pro 70-200mm f/4 O.I.S. более дорогому Panasonic Lumix S Pro 70-200mm f/2.8 O.I.S. из «святой троицы». Он весит меньше чем две трети, стоит гораздо дешевле и показал себя более резким в наших лабораторных тестах.
Хотите большего охвата? Sigma 100-400mm f/5-6.3 DG DN OS | C — хороший пример нового поколения телезумов 100-400 мм, которые, кажется, в значительной степени заменили опции 70-300 мм. Он доступен с байонетом L-mount и не слишком тяжелый, весит 1135 г.
ЧИТАЙТЕ ОБЗОР SIGMA 14MM F1.4 DG DN ART — СВЕТОСИЛЬНЫЙ УЛЬТРАШИРОКИЙ ОБЪЕКТИВ









