Наверх

Обзор объектива Olympus M.Zuiko 12–45 мм f/4 Pro

Объектив Olympus M.Zuiko 12–45 мм f/4 Pro лёгкий, как яблоко, и позволяет делать макроснимки. Но действительно ли f/4 — это «про»?

16.09.2025
14:53
Обзор объектива Olympus M.Zuiko 12–45 мм f/4 Pro
Наш вердикт

Olympus M.Zuiko 12–45 мм f/4 Pro — интересное предложение. Это уменьшенная и более доступная версия объектива 12–40 мм f/2.8 Pro, в которой скорость и функциональность принесены в жертву компактности и возможности макросъемки. Если вы снимаете при хорошем освещении или со вспышкой и особенно любите макросъемку, это фантастический универсальный объектив. Однако, поскольку он лишь немного больше и дороже, мы не можем представить себе ситуацию, в которой мы бы не предпочли более светосильный объектив 12–40 мм.

Плюсы
  • Чрезвычайно легкий и компактный

  • Функциональность макроса

  • Фантастическая герметизация от атмосферных воздействий

Минусы
  • Отсутствует фокусировочная муфта / направляющая

  • Нет кнопки L-Fn

  • Нет синхронизации

Olympus M.Zuiko 12-45 мм f/4 Pro обладает впечатляющим преимуществом: это самый маленький и лёгкий в мире стандартный зум-объектив с фиксированной диафрагмой (в эквиваленте 35 мм это объектив с фокусным расстоянием 24–90 мм).

Чтобы представить это в перспективе, его вес в 254 грамма примерно такой же, как у большого apple, а его компактная длина 70 мм (и диаметр 63,4 мм) на самом деле меньше. Таким образом, компания Olympus добилась невероятного результата – по-настоящему карманного зума со стандартной постоянной диафрагмой, который позволяет делать даже макросъемку.

Как и многие стандартные зум-объективы, Olympus M.Zuiko 12–45 мм f/4 Pro — это более компактная и менее светосильная альтернатива более светосильному объективу из той же линейки — в данном случае Olympus M.Zuiko 12–40 мм f/2.8 Pro. Возникает вопрос: какой объектив лучше по соотношению цены и качества и какой из них больше подходит для ваших конкретных задач?

Давайте выясним…

Olympus M.Zuiko

Технические характеристики

  • Крепление: Micro Four Thirds
  • Конструкция объектива: 12 элементов в 9 группах
  • Угол обзора: 84° (широкоугольный) / 27° (телеобъектив)
  • Лопасти диафрагмы: 7
  • Минимальная диафрагма: f/22
  • Минимальное расстояние фокусировки: 0,12 м (широкоугольный объектив) / 0,23 м (телеобъектив)
  • Максимальное увеличение: 0,25x (эквивалент 0,5x 35 мм)
  • Размер фильтра: 58 мм
  • Размеры: 63,4 (диаметр) x 70 мм (длина)
  • Вес: 254 г

Olympus M.Zuiko

Ключевые особенности

Очевидно, что главным преимуществом объектива Olympus M.Zuiko 12–45 мм f/4 Pro является его размер. Такое инженерное решение возможно только в формате Micro Four Thirds, учитывая меньший размер матрицы, для которой требуются объективы меньшего размера. Другие корпуса камер с матрицей APS-C или даже полнокадровые камеры могут быть впечатляюще компактными, но объективы остаются довольно большими, а значит, они не являются по-настоящему компактными.

Если вам нужна очень маленькая и лёгкая универсальная камера для съёмки в любую погоду, то установка этого объектива на Olympus OM-D E-M5 Mark III — отличное решение, которое невозможно превзойти в других системах камер.

Маркировка Pro означает, что прицел не только имеет превосходную цельнометаллическую конструкцию и отличается высокой прочностью для такого лёгкого оптического прибора, но и полностью защищён от воздействия погодных условий, воды, грязи и низких температур, поэтому вам нужно будет прекратить стрельбу только тогда, когда вы будете готовы.

Объектив 12–45 мм f/4 Pro также подходит для макросъёмки: он может фокусироваться на расстоянии от 12 см в самом широком положении до 23 см в телеобъективном положении и обеспечивает максимальное увеличение в 0,25x (эквивалент 0,5x в полнокадровом формате) во всём диапазоне зума.

Olympus M.Zuiko

Сборка и обработка

Как уже отмечалось, поскольку у него есть приставка Pro, объектив 12–45 мм f/4 отличается великолепной сборкой и такой же прочностью и надёжностью, как и его старший брат с диафрагмой f/2,8. Несмотря на свой лёгкий вес, он очень прочный и выдержит множество ударов при съёмке в полевых условиях. Как и все объективы Pro, он защищён от непогоды и поэтому идеально подходит для таких камер, как Olympus OM-D E-M1 Mark III или E-M5 Mark III.

По внешнему виду, удобству использования и качеству сборки он невероятно похож на объектив 12–40 мм f/2.8 Pro — как будто более крупный объектив просто уменьшили. Так что если вы знакомы с его «братом», то будете чувствовать себя как дома.

Однако есть некоторые существенные различия в функционале. Самое большое отличие заключается в том, что у объектива 12-45 мм f/4 Pro нет муфты ручной фокусировки (а значит, и дальномера), поэтому вы не можете быстро переключиться на ручную фокусировку. Кроме того, у него нет функциональной кнопки L-Fn, поэтому управлять объективом очень просто, хотя, возможно, ему не хватает функций, необходимых для профессиональной оптики.

Olympus M.Zuiko

Производительность

Компания Olympus не шутила, когда заявляла, что этот объектив обеспечивает чёткость изображения во всём диапазоне зума. Конечно, мы использовали более чёткие объективы Oly, но производительность в этом диапазоне действительно впечатляет, особенно при макросъёмке. Автофокусировка быстрая и точная, и во всех отношениях этот объектив отлично справляется со своими задачами. К объективу 12–45 мм f/4 Pro сложно придраться.

Однако не так уж сложно придраться к объективу 12-45 мм f/4 Pro за то, чего он не делает. Диафрагма f/4, возможно, делает объектив лёгким и компактным, но она сильно ограничивает ваши возможности делать безупречные снимки при недостаточном освещении. Несмотря на многочисленные преимущества, сенсоры Micro Four Thirds не всегда показывают себя с лучшей стороны при высоких значениях ISO. Хотя E-M5 Mark III и E-M1 Mark III гораздо лучше справляются с высокой чувствительностью, чем их предшественники, на старых моделях Mark II или Olympus OM-D E-M10 Mark III изображения могут получаться размытыми.

Если вы обычно фотографируете в местах с хорошим естественным освещением или снимаете в студии или на выезде с дополнительным освещением, это не станет проблемой. Однако стандартный зум-объектив предназначен для использования в повседневной жизни, а это значит, что рано или поздно вам придётся увеличить выдержку.

Надежная встроенная система стабилизации изображения Olympus отлично справляется с этой задачей, хотя объективу с диафрагмой f/4 определенно пригодилась бы технология Sync IS (которая значительно усиливает встроенную систему стабилизации изображения в камерах Olympus), реализованная в других объективах Pro. Конечно, если вы занимаетесь пейзажной фотографией или снимаете статичные сцены со штатива, этот вопрос не имеет смысла.

Olympus M.Zuiko

Диафрагма f/4 означает, что вы ограничены в достижении малой глубины резкости. Кроп-фактор 2x в Micro Four Thirds фактически превращает диафрагму f/4 в диафрагму f/8 в 35-миллиметровом эквиваленте, а это значит, что вы не сможете добиться сильного размытия фона даже при съёмке на телеобъектив с 90-миллиметровым эквивалентом. Тем не менее боке выглядит очень красиво.

С другой стороны, диафрагма f/4 может сыграть вам на руку. Тот же кроп-фактор делает этот объектив идеальным для уличной фотографии, о которой мечтал Виджи; вы по-прежнему получаете преимущество в виде диафрагмы f/4 с точки зрения количества собираемого света, но при этом можете использовать эквивалентную глубину резкости «f/8 и будь там», что делает этот объектив отличным выбором для уличной съёмки при соответствующих условиях.

Кроме того, увеличенная глубина резкости полезна при макросъёмке. Хотя специализированный объектив Olympus 60mm f/2.8 Macro превосходит его в этом отношении, объектив 12-45mm f/4 Pro позволяет получать очень качественные фотографии, а эффективная диафрагма f/8 значительно упрощает работу с мелкими и близко расположенными объектами. В сочетании с функцией Focus Stacking или Focus Bracketing на корпусах Olympus это даёт вам замечательную возможность для макросъёмки при слабом освещении.

Что касается видеосъёмки, то объектив 12–45 мм f/4 Pro работает почти так же, как объектив 12–40 мм f/2.8 Pro. Его автофокус работает быстро и бесшумно, а постоянная диафрагма позволяет приближать и отдалять объект съёмки, не беспокоясь об изменении экспозиции. Благодаря небольшому весу и более широкому диапазону ISO при съемке видео этот объектив можно использовать в режиме «наведи и снимай» — особенно с камерами E-M1 Mark III и E-M5 Mark III, которые отличаются превосходной чувствительностью при слабом освещении и агрессивным фазовым детектированием.

Olympus M.Zuiko

Лабораторные тесты

Olympus M.Zuiko

Olympus M.Zuiko

Для зум-объектива 12–45 мм f/4 Pro характерна превосходная резкость в центральной части кадра, особенно на открытой диафрагме. Только на 45 мм резкость в центре становится более средней, но всё равно приемлемой.

Резкость по углам очень хорошая на 18 мм и 25 мм, но на концах диапазона зума она ниже. Впрочем, этого и следовало ожидать от широкоугольного зум-объектива.

Окантовка

Olympus M.Zuiko

Хроматическая аберрация, проявляющаяся в виде фиолетовой окантовки по краям высококонтрастных границ на периферии изображения, практически не влияет на объектив 12–45 мм f/4 Pro. Она настолько минимальна, что вы вряд ли заметите окантовку при съемке этим объективом в реальных условиях.

Искажение

Olympus M.Zuiko

Искажение объектива автоматически корректируется нашим тестовым корпусом E-M5 III, и эту функцию нельзя отключить, поэтому приведенные здесь цифры не отражают истинный уровень оптических искажений этого объектива. Даже при обязательной коррекции в камере на расстоянии 12 мм все еще наблюдается небольшая бочкообразная дисторсия, но она не настолько выражена, чтобы вызывать беспокойство.

Olympus M.Zuiko

Вердикт

Объектив Olympus 12-45 мм f/4 Pro, используемый в соответствии с его возможностями, обеспечивает отличные результаты как в широкоугольном, так и в телеобъективном режиме, особенно при макросъёмке. Это превосходный оптический объектив. Диафрагма f/4 — это и благословение, и проклятие, благодаря уникальным свойствам формата Micro Four Thirds. В одних ситуациях она вынуждает вас повышать ISO за пределы зоны комфорта, а в других позволяет делать отличные снимки улиц и окружающей среды.

Это универсальный объектив для прогулок, компактный стандартный зум-объектив, а также универсальный видеообъектив. Он отлично справляется со своей задачей, если учитывать его низкую светосилу. И если вы в основном снимаете пейзажи или другие объекты, для которых требуется меньшая светосила, этот объектив может стать для вас идеальным.

Однако мы с трудом можем представить себе ситуацию, в которой мы бы предпочли этот объектив Olympus 12-40 мм f/2.8 Pro. Несмотря на то, что он больше, тяжелее и дороже, во всех случаях разница незначительна. За несколько сотен дополнительных долларов вы получите гораздо более светосильный и универсальный объектив. Так что, если вы не занимаетесь макросъёмкой, мы бы посоветовали вам потратить немного больше на старшего брата.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЛУЧШИЕ ОБЪЕКТИВЫ OLYMPUS OM-D E-M10 IV

Джеймс Артайус

Джеймс Артайус

Фотограф Olympus / OM System, Canon и Hasselblad, обладает обширными знаниями о камерах всех марок, а также питает любовь к винтажным объективам и моментальным камерам. Однако он рад, что ему удалось избежать эпохи 35-миллиметровой плёнки. «Плёнка вызывает ностальгию, но я бы никогда не вернулся к аналоговому процессу!»

Источник: DigitalCameraWorld
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»