Обзор Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: компактный и резкий ширик
Viltrox AF 9mm f/2.8 Air — одно из последних пополнений в линейке «Air», предназначенное для беззеркальных камер формата APS-C с байонетами Fujifilm X, Nikon Z и Sony E.
Лёгкий по названию, лёгкий по сути. Мне нравится, что Viltrox AF 9mm f/2.8 Air настолько компактный и лёгкий. Его можно без проблем засунуть в свободный карман куртки, что является настоящим достижением для такого сверхширокоугольного объектива. Он отлично подходит для пейзажей, городских видов, съёмки интерьеров и даже для астрофотографии, при этом продаётся по выгодной цене. Я считаю, что это идеальное дополнение к стандартному зум-объективу.
Сверхширокий угол обзора
Ультракомпактный и лёгкий
Очень доступная цена
Базовые элементы управления
Отсутствие защиты от погодных условий
Меня впечатляет растущий ассортимент объективов Viltrox Air как для APS-C, так и для полнокадровых камер. В первую категорию входят Viltrox AF 15mm f/1.7 Air, Viltrox AF 25mm f/1.7 Air, Viltrox AF 35mm f/1.7 Air и Viltrox AF 56mm f/1.7 Air. Среди полнокадровых моделей можно выделить Viltrox AF 20mm f/2.8 Air, Viltrox AF 40mm f/2.5 Air и Viltrox AF 50mm f/2 Air. Мне также нравится, что объективы, особенно в линейке для APS-C, имеют единый дизайн, одинаковую диафрагму и органы управления, а также практически идентичные размеры и вес.
Новейшая пара объективов Air — это сверхширокоугольные фиксы для APS-C и полнокадровых камер соответственно. Модель для APS-C, AF 9mm f/2.8 Air, снова имеет очень похожие размеры и вес с другими объективами серии, но у неё более тёмная диафрагма, что позволило сохранить компактность и лёгкость. И давайте признаем, f/2.8 — это довольно светосильно для такого сверхширокоугольного объектива.
Таким образом, он претендует на звание одного из лучших широкоугольных объективов, а также одного из лучших вариантов для покупки к камерам APS-C форматов Fujifilm X, Nikon Z и Sony E. Другой объектив в паре, если вам интересно, это Viltrox AF 14mm f/4 FE Air, который разработан для получения очень похожего угла обзора на полнокадровых беззеркальных камерах Nikon Z и Sony E.

Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: характеристики
| Варианты байонета | Fujifilm X, Nikon Z, Sony E |
| Конструкция объектива | 13 элементов в 11 группах |
| Угол обзора | 113,8 градусов |
| Лепестки диафрагмы | 7 |
| Минимальная диафрагма | f/16 |
| Минимальная дистанция фокусировки | 0,13 м |
| Максимальное увеличение | 0,15x |
| Размер фильтра | 58 мм |
| Габариты | 65×57 мм |
| Вес | 175 г |
Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: цена
Объективы Viltrox Air формата APS-C обычно стоят от $168 (14 тыс. руб.) до $237 (19 тыс. руб.), что делает их очень доступными для довольно светосильных фиксов. Viltrox AF 9mm f/2.8 Air, который я здесь рассматриваю, стоит $199 (16 тыс. руб.), так что он немного дороже некоторых моделей. Тем не менее, учитывая чрезвычайно широкий угол обзора, который обеспечивает этот объектив, я считаю, что это потенциально отличное соотношение цены и качества.
Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: дизайн и управление
Признаюсь, иногда я бываю немного жадным. Я вижу великолепный пейзаж, невероятный городской вид или эпический архитектурный интерьер, и мне просто хочется втиснуть в кадр как можно больше. Иногда стандартного зум-объектива достаточно, особенно с щедрым максимальным углом обзора, как у Fujifilm XF 16-50mm f/2.8-4.8 R LM WR, Nikon Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR или Sony E 16-55mm f/2.8 G. Но иногда этого не хватает, и мне действительно хочется уместить в кадр гораздо больше.
Обратная сторона медали в том, что если я пробираюсь по коварной местности для пейзажной съёмки, наматываю километры по городским улицам или исследую архитектурные объекты, я не хочу таскать с собой кучу дополнительного оборудования. Мне кажется, что Viltrox AF 9mm f/2.8 Air несколько необычен тем, что обеспечивает сверхширокий угол обзора в невероятно компактном и лёгком корпусе, особенно учитывая его относительно светосильную диафрагму f/2.8. Действительно, при размерах всего 65×57 мм и весе 175 г его легко брать с собой куда угодно.

Учитывая его бюджетную цену, можно было бы подумать, что этот и другие объективы Viltrox Air экономят на качестве оптики. Но оказывается, оптическая схема включает не менее 13 элементов, расположенных в 11 группах. Сюда входят два асферических элемента, три элемента из стекла ED (сверхнизкая дисперсия) и три элемента HR (с высоким коэффициентом преломления). Это довольно внушительно и направлено на максимизацию резкости, чёткости и контрастности при минимизации цветовых аберраций и других нежелательных искажений.

Как я и ожидал от объективов Viltrox Air, автофокус работает быстро и чётко при фотосъёмке, а также обеспечивает плавные и практически бесшумные переходы при съёмке видео. Это достигается благодаря шаговому двигателю с винтовой передачей. Он также обеспечивает плавную и очень точную ручную фокусировку благодаря удобному большому текстурированному кольцу управления с электронной связью. К сожалению, переключателя режимов фокусировки AF/MF нет, но это соответствует компактному и минималистичному дизайну объектива. То же самое касается и отсутствия кольца управления диафрагмой, которое обычно встречается на более дорогих и крупных объективах Viltrox.

Вот ещё кое-что, что мне очень нравится. В отличие от многих сверхширокоугольных объективов, Viltrox имеет съёмную бленду и стандартную резьбу для фильтров скромного размера 58 мм. Это позволяет легко устанавливать фильтры, такие как градиентные нейтральные (ND Grads), нейтральные высокой плотности (high-density ND) для длинных выдержек и переменные ND-фильтры (Variable ND), любой из которых может значительно расширить творческие возможности в пейзажной фотографии.

Сама бленда имеет обычную байонетную конструкцию и может быть перевёрнута и установлена на объектив для компактного хранения. В рабочем положении её лепестковый профиль максимизирует эффективность, а в комплекте с объективом также поставляется передняя крышка с зажимами, которую легко надевать и снимать, даже когда бленда находится в рабочем положении.

Переходя от передней части к задней, объектив имеет металлическое, а не пластиковое крепление, что опять же типично для объективов Viltrox Air и отличает их от бюджетных объективов некоторых производителей камер. Единственное, чего не хватает, так это защиты от погодных условий, включая отсутствие резинового уплотнителя на креплении, но зато есть позолоченные электронные контакты и порт USB-C для установки обновлений прошивки, если они понадобятся.

Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: производительность
Я часто замечал, что резкость у сверхширокоугольных объективов — вещь непостоянная. Она может быть очень хорошей в центральной части кадра, но заметно падать к краям и углам. Меня впечатлило, что Viltrox сохраняет очень приятную резкость вплоть до самых краёв кадра, что может стать настоящим преимуществом для пейзажной, городской и архитектурной фотографии.

Для творческого эффекта я иногда люблю снимать объекты с очень близкого расстояния с помощью сверхширокоугольного объектива, чтобы преувеличить перспективу между передним и задним планами. И здесь Viltrox снова выручает, предлагая очень короткую минимальную дистанцию фокусировки всего 0,13 м или около 13 см, измеряемую от сенсора камеры. Достаточно сказать, что вы определённо можете подобраться к объекту съёмки очень близко.

Сверхширокоугольная перспектива и короткая минимальная дистанция фокусировки также делают этот объектив отличным выбором для видеоблогинга и съёмки селфи, когда вы хотите держать камеру на вытянутой руке и поместить себя в кадр, захватив при этом большую часть фона.
Что касается других аспектов производительности, объектив хорошо справляется с контролем дисторсии, полагаясь на автоматическую внутрикамерную коррекцию гораздо меньше, чем многие другие широкоугольные объективы, разработанные для беззеркальных камер. То же самое касается и минимизации цветовых аберраций не только в центральной части кадра, но и по краям.

Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: примеры изображений
Примеры изображений в этой галерее были сделаны в Уэлсском соборе и солнечным утром в парке Коллет, рекреационной зоне в небольшом городке Шептон-Маллет, оба места находятся в графстве Сомерсет, на юго-западе Англии. Снимки интерьера собора были сделаны на самой широкой диафрагме f/2.8, что стало серьёзным испытанием для объектива в плане резкости от края до края.
Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: лабораторные тесты
Мы проводим серию лабораторных тестов в контролируемых условиях, используя тестовый пакет Imatest Master. Фотографии тестовых таблиц делаются во всём диапазоне диафрагм и фокусных расстояний (если применимо), а затем анализируются на резкость, дисторсию и хроматические аберрации.
Мы используем таблицы Imatest SFR (пространственно-частотная характеристика) и аналитическое программное обеспечение для построения графиков разрешения объектива в центре кадра, по углам и на средних расстояниях по всему диапазону настроек диафрагмы, а для зум-объективов — на четырёх различных фокусных расстояниях. Тесты также измеряют дисторсию и цветовые аберрации (хроматическую аберрацию).
Резкость:

Резкость в центре превосходна даже при съёмке на полностью открытой диафрагме f/2.8. Она постепенно снижается по мере закрытия диафрагмы, но это становится заметно в реальных условиях съёмки только на самых узких диафрагмах между f/11 и f/16. Резкость также очень хорошо держится вплоть до самых краёв и углов кадра. Лабораторные результаты для этого параметра не слишком показательны из-за чрезвычайно близкого расположения тестовых таблиц при тестировании сверхширокоугольных объективов.
Хроматические аберрации:

Цветовые аберрации очень незначительны по краям и углам кадра и практически отсутствуют на большей его части. И это при отключённой автоматической внутрикамерной коррекции.
Дисторсия: -0.55
Многие современные широкоугольные объективы для беззеркальных камер сильно полагаются на автоматическую внутрикамерную коррекцию, без которой изображения выглядят так, будто сняты на объектив «рыбий глаз». Приятно видеть такую минимальную бочкообразную дисторсию от «беззеркального» широкоугольного объектива при отключённой внутрикамерной коррекции.
Viltrox AF 9mm f/2.8 Air: вердикт
Если бы деньги не имели значения, я бы покупал объективы для своей коллекции просто так. Но большинству из нас в наши дни приходится быть осторожными с расходами и нужна веская причина для покупки дополнительного объектива. Я считаю, что Viltrox AF 9mm f/2.8 Air — это практически беспроигрышный вариант. Он даёт реальное преимущество, обеспечивая гораздо больший широкоугольный потенциал, чем стандартный зум, которым большинство из нас пользуется большую часть времени, и по-настоящему снимает шоры с нашей фотографии в пейзажах, городских видах, архитектуре, астрофотографии и даже для селфи и видеоблогинга. И всё это в очень компактном и лёгком корпусе, который легко взять с собой в дорогу. И последнее, но не менее важное: он отлично работает и стоит на удивление недорого, что делает его выдающимся по соотношению цены и качества. Сколько ещё причин вам нужно?
| Особенности | ★★★★☆ | Оптическая схема включает специальные элементы, автофокус оснащён шаговым двигателем с винтовой передачей, есть съёмная бленда и резьба для фильтра 58 мм. |
| Дизайн | ★★★☆☆ | Акцент сделан на удобстве и простоте, поэтому объектив компактный и лёгкий, но ему не хватает переключателя AF/MF или кольца управления диафрагмой. |
| Производительность | ★★★★☆ | Качество изображения очень приятное, с впечатляющей резкостью вплоть до краёв и углов кадра. |
| Соотношение цена/качество | ★★★★★ | Для сверхширокоугольного фикс-объектива с довольно светосильной диафрагмой f/2.8 это невероятное соотношение цены и качества. |
Альтернативы
Viltrox AF 13mm f/1.4

Этот объектив не такой широкоугольный, эквивалентен примерно 20-мм объективу в полнокадровом формате. У него более светосильная диафрагма, есть кольцо управления диафрагмой, а также полностью металлический корпус. Он доступен для тех же байонетов Fujifilm X, Nikon Z и Sony E.
Viltrox AF 15mm f/1.7 Air

Этот объектив был выпущен за пару месяцев до 9-мм модели и поставляется с теми же вариантами байонетов для APS-C камер Fujifilm, Nikon и Sony. У него «эффективное» фокусное расстояние 22,5 мм и более светосильная диафрагма f/1.7, но при этом он практически такого же размера и веса.








