Обзор Sony FX6: лучшая доступная полнокадровая 4K-кинокамера
В Sony FX6 новейшие технологии беззеркальной камеры A7S III сочетаются с корпусом кинокамеры по шокирующе низкой цене!
Недавний выход беззеркальной камеры Sony A7S III привел видеографов в восторг благодаря потрясающему качеству изображения в 4K, особенно на высоких значениях ISO, невероятному видеоавтофокусу, высокой частоте кадров и продвинутым внутренним 10-битным кодекам. Теперь Sony встроила тот же сенсор и все эти умные технологии в компактную кинокамеру FX6 и во многом даже улучшила их. Камера еще лучше показывает себя в условиях низкой освещенности, снимает в формате DCI C4K (17:9), а не только в 4K, и, конечно же, оснащена аудиовходами XLR, встроенными ND-фильтрами и всеми привычными преимуществами профессиональной видеокамеры. А по такой цене это, безусловно, лучшая полнокадровая кинокамера, которую можно купить.
Самая доступная полнокадровая кинокамера в истории
Продвинутый гибридный автофокус Alpha
10-битная запись 4K/120p и HD/240p с дискретизацией 4:2:2
Отсутствие внутренней записи в формате Raw и электронного видоискателя
Нет встроенной стабилизации изображения
Карты памяти CFexpress Type A дорогие и редкие
Sony FX6 отвечает реальным потребностям кинематографистов, которые не могут удовлетворить беззеркальные камеры Sony Alpha. Для видеосъемки ничто не сравнится с настоящей кинокамерой, обладающей профессиональными элементами управления и эргономикой, многоканальным звуком XLR, встроенными ND-фильтрами, отсутствием проблем с перегревом и очень долгим временем работы от аккумулятора. Эти камеры специально созданы для таких задач, но им не хватало полнокадрового сенсора и передовых функций автофокуса, к которым привыкли пользователи беззеркальных камер. До сих пор.
Чуть более года назад Sony и Canon наконец-то установили полнокадровые сенсоры и новейшие системы автофокусировки в более доступный сегмент своих кинокамер, но цена все еще была высокой. Sony FX9 с разрешением 4K стоит около $11 000 (≈877 тыс. руб.), а Canon C500 Mark II с разрешением 5,9K — $16 000 (≈1,28 млн. руб.).
Выпустив FX6, Sony по-настоящему всколыхнула рынок: эта камера меньше и легче, чем FX9, во многом более продвинута и стоит около $6 000 (≈479 тыс. руб.). Она использует полнокадровый 4K-сенсор и гибридный автофокус от беззеркальной камеры A7S III, а также ее кодеки. Кроме того, она унаследовала полюбившуюся многим цветовую схему S-Cinetone от кинокамеры Sony Venice и сенсор с двойным базовым ISO для потрясающей производительности при высоких значениях светочувствительности.
Это камера, которую можно использовать для всего: от съемок настоящих художественных фильмов и драм до репортажной документалистики, мероприятий и даже новостных сюжетов. И все это по цене профессиональной зеркальной камеры.
- Обратите внимание, что в комплекте FX6 поставляется только корпус. Все объективы, микрофоны и аксессуары принадлежат автору обзора.
Технические характеристики
| Характеристика | Значение |
|---|---|
| Сенсор | 10,2 Мп BSI-CMOS, полнокадровый |
| Форматы видео | 4096×2160 C4K, 3840×2160 4K, 1920×1080 FHD, MXF |
| Кодеки | C4K XAVC-I 10-бит 4:2:2 до 60p 600 Мбит/с; 4K 10-бит 4:2:2 до 120p 600 Мбит/с; 4K XAVC-L, 8-бит 4:2:0 150 Мбит/с до 120p, FHD XAVC-I 10-бит 4:2:2 до 60p 223 Мбит/с, XAVC-L 10-бит 4:2:0 до 240p 50 Мбит/с, MPEG 8-бит 4:2:2 50 Мбит/с 60p, 16-бит Raw через внешний рекордер |
| Кривые гаммы | S-Cinetone, Std, HLG, S-Log3 |
| ISO | Базовые значения ISO 800/12 800 |
| Диапазон ISO | 800-102 400 (расширяемый до 160-409 600) |
| Динамический диапазон | 15+ стопов |
| Автофокус | Быстрый гибридный АФ с отслеживанием глаз в реальном времени, сенсорный АФ. 627 точек фазовой детекции на сенсоре, режимы: покадровый, непрерывный, с приоритетом лица, с отслеживанием глаз |
| Байонет | Sony FE |
| Инструменты контроля | Пикинг, вейвформ, зебра, помощь при фокусировке |
| Выдержка | 1 с – 1/8000 с |
| Фильтры | Бесступенчатый переменный ND-фильтр 1/4–1/128 |
| Карта памяти | 2 слота для карт CFexpress Type A или SD/SDHC/SDXC |
| ЖК-экран | Полностью поворотный 3,5-дюймовый ЖК-экран, 2,76 млн точек |
| Аудио | 2 входа XLR на ручке |
| Подключения | Wi-Fi, Bluetooth, BNC 12G-SDI, HDMI-A, USB-C |
| Размеры | 114x116x153 мм |
| Вес | 890 г (только корпус) |
Ключевые особенности

В FX6 используется не тот же сенсор, что в FX9, который на самом деле имеет разрешение 6K, но сжимает его до 4K. Вместо этого камера унаследовала BSI-CMOS сенсор от беззеркальной камеры Sony A7S III, а также большинство ее видеохарактеристик и систему фазовой автофокусировки на сенсоре.
Так же, как и A7S III, FX6 записывает видео в формате 4K с частотой до 60 кадров в секунду без кропа, сохраняя его на карты памяти SD или новые CFexpress Type A, впервые использованные в A7S III. В то время как беззеркальная камера записывает только в 4K с соотношением сторон 16:9, FX6 может снимать в формате DCI 4K (17:9) с кодеком XAVC-I 10-бит 4:2:2 при частоте до 60p и битрейте 600 Мбит/с. Однако при такой сверхширокой настройке изображение становится менее высоким, чтобы соответствовать формату DCI 4K.


Как и ее беззеркальный собрат, FX6 записывает видео в формате до 10-бит 4:2:2 All-Intra без ограничения по времени. При этом все расширенные функции гибридного автофокуса продолжают работать. Обе камеры также могут снимать с частотой 120 кадров в секунду в 4K на внутренний носитель и 240 кадров в секунду в HD для замедленной съемки до 10x. При частоте кадров выше 60p применяется небольшой кроп 1.1x.
Помимо этих основных опций, доступно множество других настроек для съемки в HD и 4K, в форматах 10-бит и 8-бит, с дискретизацией 4:2:2 и 4:2:0, а также с компрессией All-Intra и Log-GOP. В режиме 4K до 60p FX6 записывает изображение со всей ширины сенсора.
Возможность съемки в 10-бит 4:2:2 имеет огромное значение для видеографов, которые хотят снимать в логарифмических профилях (Log), чтобы расширить динамический диапазон 10,2-мегапиксельного BSI-сенсора.

Камера имеет два разных базовых значения ISO. При использовании S-Log 3 для достижения максимального динамического диапазона до заявленных 15 стопов, первое значение составляет 800, а второе, в режиме высокой чувствительности, — 12 800. Таким образом, когда уровень освещенности падает и приходится повышать ISO, в дело вступает более высокое базовое значение, которое отлично справляется с подавлением шума.
Кодеки — это то, в чем A7S III и FX6 сильно различаются. FX6 использует контейнер MXF, как и большинство кинокамер, и в ней нет кодека на основе H.265, как в A7S III. FX6 поддерживает стандартные цветовые профили, а также технологию S-Cinetone от камер Venice и FX9. Это позволяет получать кинематографичные цвета прямо из камеры, с великолепными оттенками кожи.
В камеру встроены LUT-таблицы, но можно загружать и свои собственные, причем они работают даже при высокой частоте кадров до 120p. А если вы хотите получить максимальное качество от FX6, она может выводить видео в формате RAW на рекордер Atomos, который преобразует его в 12-битные файлы ProRes Raw.
Конструкция и эргономика

Корпус камеры на самом деле очень компактный и легкий, пока вы не начнете прикручивать все необходимые компоненты. В комплекте есть регулируемая рукоятка, которая крепится к корпусу и на которой расположены два входа XLR и разъем MI Shoe.
На камере множество настраиваемых кнопок, но, к сожалению, полностью отсутствует видоискатель. Вместо него есть только экран монитора. Этот сенсорный экран хорош и оснащен кнопками для включения/выключения пикинга, зебры или перемещения точки автофокусировки. Все эти кнопки можно настроить под себя.
Сам сенсорный экран можно использовать для изменения настроек, либо для этого можно воспользоваться многофункциональным колесом спереди или небольшим джойстиком под большим пальцем. Приятная деталь: короткое нажатие на кнопку меню открывает доступ к наиболее часто используемым функциям, а длинное — к полному меню.
Доступно множество настраиваемых опций, и FX6 обладает всеми профессиональными инструментами, без которых не могут обойтись настоящие кинематографисты. Здесь есть вейвформ и вектороскоп, пикинг фокуса и настраиваемая зебра, а также все необходимые элементы управления звуком. Также имеется девять программируемых кнопок для самых востребованных настроек. Меню сложное, но к нему можно привыкнуть.

Огромным преимуществом FX6 является электронный ND-фильтр, который позволяет переключаться между ступенчатыми и переменными значениями. Также можно использовать автоматический режим ND, в котором камера сама регулирует плотность фильтра для поддержания правильной экспозиции при неизменных выдержке и диафрагме.
Наличие встроенных ND-фильтров не оставило места для матричной стабилизации (IBIS), поэтому единственная стабилизация изображения в камере осуществляется за счет использования стабилизированных объективов с байонетом E-mount. Однако, как и другие камеры этой кинолинейки, FX6 записывает метаданные с гироскопа для каждого кадра, после чего фирменное программное обеспечение Sony Catalyst может стабилизировать видео.
Камера имеет встроенный Wi-Fi и может управляться удаленно со смартфона с помощью бесплатного приложения Sony Content Browser Mobile, которое позволяет изменять настройки камеры и видеть, что снимается.
Производительность
Это одна из лучших видеокамер для съемки в условиях низкой освещенности благодаря большим фотодиодам на ее полнокадровом сенсоре и двойным базовым значениям ISO. Поскольку сенсор имеет относительно низкое разрешение, сигнал очень быстро обрабатывается новыми процессорами Bionz XR, что позволяет хорошо контролировать эффект «роллинг-шаттера».
Но дело не только в производительности при слабом освещении. В любых условиях камера создает очень естественное и яркое изображение, не будучи при этом перенасыщенным. Использование профиля S-Cinetone придает видео более кинематографичный вид, готовый к использованию прямо из камеры. Либо вы можете переключиться на S-Log, чтобы максимизировать динамический диапазон, а 10-битные файлы 4:2:2 содержат огромное количество информации о цвете, что позволяет свободно работать с материалом на постобработке и добиваться именно того вида, который вам нужен. Таким образом, это камера, которая может создавать как тонкие, естественные цвета, так и стильные, выверенные образы, а также яркие и сочные картинки, которые хорошо подходят для определенных сюжетов. Она дает вам все эти возможности.
А съемка с частотой 120 и 240 кадров в секунду вызывает привыкание. Есть небольшое снижение качества изображения, но оно едва заметно, если не разглядывать каждый пиксель.
Но, пожалуй, самым большим бонусом для кинематографистов является удобный автофокус, как только вы научитесь им управлять. Особенно хорошо работает распознавание лиц и глаз. Есть режим распознавания лиц, включая опцию «Только лицо», которая меняет фокус только при обнаружении лица, и «Приоритет лица», который фокусируется постоянно, но отдает предпочтение лицу в кадре. Камера может распознавать до восьми лиц, и вы можете выбрать одно для отслеживания с помощью сенсорного экрана.
Можно настраивать скорость перехода фокуса и чувствительность сдвига объекта АФ, то есть как долго камера будет удерживать фокус на объекте, прежде чем переключиться на другой. Также можно изменять зону фокусировки: от широкой до более узкой зоны или точечной для максимальной точности. Эти зоны можно перемещать с помощью переключателя или касанием по сенсорному экрану, что также позволяет выполнять плавные переводы фокуса.
Многие фотографы уже много лет пользуются подобными технологиями, но для видео это относительно ново. У многих продвинутых беззеркальных камер гораздо более ограниченный набор настроек автофокуса для видео, но FX6, как и A7S III, предлагает полный комплект. Автофокус быстро захватывает объекты и держится за них так, как ни одна другая система ни в одной другой кинокамере.
Вердикт

В этом мире ничего не дается даром, поэтому Sony FX6 — это не просто более дешевая версия FX9 с теми же характеристиками. Для профессиональных кинематографистов более дорогая FX9 привлекательна своим 6K-сенсором, который передискретизирует изображение для записи в 4K. FX9 также может быть настроена на кроп-режим 5K с максимальной частотой 60p и на кроп Super35mm в 4K. У FX9 есть полноценная чересстрочная запись и вывод с частотой до 50/60i, в то время как у FX6 внутренней чересстрочной записи нет. FX9 имеет больше разъемов, больший выбор гамма-кривых, возможность прямой трансляции и, таким образом, лучше подходит для крупных производств.
И все же… если вы можете обойтись без дополнительных функций FX9, то FX6 — это просто ошеломительная кинокамера, и не только из-за своего исключительного набора функций и производительности, но и благодаря своей революционной цене.
ЧИТАЙТЕ НАШ ОБЗОР ЛУЧШИХ ВИДЕОКАМЕР В 2025 ГОДУ: РЕЙТИНГ МОДЕЛЕЙ












