Наверх

Обзор Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR: зум-объектив премиум-класса

Стандартный зум-объектив формата APS-C выводит беззеркальную систему Nikon с кроп-сенсором на новый уровень.

4.12.2025
10:27
Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR
Наш вердикт

Объектив Nikon Z DX 16–50 мм f/2.8 VR — это тот случай, когда оборудование действительно меняет восприятие системы. В руках он ощущается как серьёзный инструмент, а не как аксессуар: металлический байонет с уплотнением и вес 330 грамм выгодно отличают его от пластиковых kit-объективов. Главный козырь — постоянная диафрагма f/2.8. Во время съёмок в Уэллсе она давала красивое размытие фона на 50 мм и свободу в условиях слабого света. Резкость выдающаяся, вплоть до краёв кадра, а система стабилизации VR реально позволяет выиграть 4.5 ступени экспозиции. Всё это работает идеально как для фото, так и для видео, где важны плавный автофокус и минимум «дыхания». Из компромиссов — отсутствие отдельных переключателей для фокуса и стабилизатора, всё управляется через меню камеры. Но в итоге это тот самый объектив, который раскрывает потенциал камер Nikon формата DX, предлагая качество и универсальность без перехода на громоздкую полнокадровую оптику.

Плюсы
  • Большая и постоянная диафрагма f/2.8

  • Высокое качество сборки

  • Оптимизирована для гибридной съемки

  • Оптическая стабилизация изображения с шагом 4,5 ступени

Минусы
  • Нет переключателя режима фокусировки A/M

  • Нет переключателя включения/выключения виртуальной реальности

  • Тонкое кольцо управления

Основные идеи

Получайте профессиональное качество снимков на камеры Nikon APS-C благодаря светосиле f/2.8 и резкости на уровне фикс-объективов
Снимайте чёткое видео с плавным зумом, стабилизацией VR на 4.5 ступени и минимальным «дыханием» фокуса
Используйте универсальный диапазон 16-50 мм (эквивалент 24-75 мм) для съёмки пейзажей, портретов и путешествий в компактном корпусе весом 330 г.
Учитывайте, что за качество придётся платить 62 тыс. рублей, а управление настройками возможно только через меню камеры

Я никогда не считал, что камеры с кроп-сенсором подходят новичкам и фотографам среднего уровня и что полнокадровые подходят энтузиастам и профи. Однако я считаю, что для имбового качества изображения и производительности, а также долговечности, высокопроизводительные камер с кроп-сенсором должны быть упакованы столь же крутыми объективами. Похоже, Fujifilm, OM System и Panasonic думают так же, судя по широте ассортимента их камер с сенсором APS-C и Micro Four Thirds.

А как насчёт Nikon? Мне нравится стиль и функциональность Nikon Zfc. Если перейти на более высокий уровень, то новая модель Nikon Z50 II — это настоящая мощь. Однако, несмотря на то, что компактные, лёгкие и недорогие объективы Z DX 16-50 мм f/3.5-6.3 VR и Z DX 50-250 мм f/4.5-6.3 VR с переменным фокусным расстоянием показывают симпатичные результаты, у них хиленькая светосила, пластиковые монтажные пластины, и они определённо недостойны звания «профи».

Конечно, вы можете использовать объективы системы Nikon Z формата FX (полнокадровые) на камерах формата DX (APS-C), но они больше, тяжелее и дороже, чем нужно. Это связано с тем, что они должны создавать круг изображения, достаточно большой, чтобы охватить матрицу формата FX, а не DX. Новый объектив Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR делает беззеркальные камеры Nikon формата DX гораздо более привлекательными для творческих фотографов и любителей, а также для тех, кто снимает как фото, так и видео. Он также претендует на звание одного из лучших объективов Nikon Z на сегодняшний день, а также одного из лучших стандартных зум-объективов Nikon.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Nikon Z DX 16-50mm f/2.8 VR: технические характеристики

Варианты монтажаNikon Z (DX)
Конструкция объектива12 элементов в 11 группах
Угол обзораОт 83 до 31,5 градуса
Мембранные лопасти9
Минимальная диафрагмаf/22
Минимальное фокусное расстояние0,15 м (широкоугольный) 0,25 м (телеобъектив)
Максимальное увеличение0,24x (теле)
Размер фильтра67 мм
Размеры75×88 мм / 3×3,5 дюйма
Вес330 г / 11,7 унции

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR: цена

Давайте сравним цену Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR с другими. Его стоимость составляет 62 тыс. рублей, что примерно в три раза превышает цену Z DX 16-50 мм f/3,5-6,3 VR. Честно говоря, я и не ожидал меньшего. В конце концов, этот объектив больше подходит для энтузиастов и профессионалов, чем для массового потребителя.

Действительно, единственным стандартным зум-объективом Nikon DX с постоянной диафрагмой f/2,8, который я когда-либо видел, был древний Nikon AF-S DX 17–55 мм f/2,8, выпущенный ещё в 2003 году и стоивший почти в два раза дороже нового объектива с байонетом Z.

А в категории полнокадровых объективов недавно выпущенный Nikon Z 24‑70mm f/2.8 S II стоит 218 тыс. рублей. Учитывая все обстоятельства, новый тройной зум-объектив Z DX может оказаться выгодным приобретением.

Nikon Z DX 16-50mm f/2.8 VR: дизайн и удобство использования

Одна из моих самых больших ненавистей — это стандартные зум-объективы формата DX или APS-C с фокусным расстоянием 18 мм на коротком конце. Это примерно соответствует 28 мм на полнокадровой камере, и мне очень не хватает более широкого угла обзора. Конструкция этого объектива рассчитана на диапазон фокусных расстояний 16–50 мм, что соответствует 24–75 мм на полнокадровой камере и обеспечивает гораздо более широкий угол обзора. Для меня это плюс в первом пункте, и действительно, этот объектив превосходит типичные полнокадровые зум-объективы с фокусным расстоянием 24–70 мм в длиннофокусной части и имеет чуть больший телеобъективный диапазон. Счастливых дней!

Помимо универсального диапазона зумирования для повседневной съёмки, прогулок и путешествий, отличительной особенностью объектива Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR является относительно высокая и постоянная светосила f/2,8. Для сравнения: выдвижной зум-объектив Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR, который часто продаётся в комплекте с камерами Nikon Z DX, имеет переменную светосилу f/3,5–6,3. Если углубиться в математику, то получится, что объектив с диафрагмой f/2,8 на коротком конце на две трети светосильнее, а на длинном — на целых две трети, или на 2,33 светосильнее.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Что такого особенного в относительно высокой и постоянной светосиле? Во-первых, вы можете добиться большей глубины резкости, особенно на длинных дистанциях. Это отличная новость для тех, кто хочет выделить объект в сложной сцене, размыв фон. Во-вторых, вы можете использовать более короткую выдержку при слабом освещении, чтобы запечатлеть движение, не повышая ISO до заоблачных значений и не ухудшая качество изображения. И последнее, но не менее важное: если вы снимаете в режиме ручной экспозиции с широкой диафрагмой, будет очень удобно, если диафрагма не будет меняться при настройке масштабирования.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Если вы похожи на меня, то вас отталкивает типичная для полнокадровых зум-объективов «тринити» громоздкость и тяжесть. В сочетании с относительно лёгкой и компактной беззеркальной камерой это часто напоминает ситуацию, когда хвост виляет собакой, телегу ставят впереди лошади или любую другую аналогию, которая вам по душе. Конечно, этот объектив больше и тяжелее, чем невероятно компактный и лёгкий Z DX 16-50 мм f/3.5-6.3 VR, но он всё равно удивительно компактный и удобный для постоянного зума с диафрагмой f/2.8. Если говорить о цифрах, то его размеры составляют всего 75×88 мм / 3×3,5 дюйма, а вес — всего 330 г.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Для сравнения: длина объектива всего на 4 мм больше, чем ширина полнокадрового объектива Nikon Z 24‑70mm f/2.8 S II, а вес меньше в два раза. У него также относительно небольшая резьба для крепления фильтров — 67 мм, по сравнению с 77 мм у 24-70mm Mark II и 82 мм у оригинального полнокадрового зум-объектива. И чтобы мы не забыли, Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR для зеркальных камер весил более килограмма, или 2,35 фунта, то есть был более чем в три раза тяжелее. Короче говоря, с этим тройным зум-объективом DX очень легко управляться и с ним очень легко жить. Он определённо подходит для путешествий.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

На изображениях выше и ниже показан объектив с минимальным и максимальным увеличением соответственно. Как и большинство стандартных зум-объективов, он физически самый короткий в широкоугольном положении и самый длинный в телеобъективном положении, хотя некоторые стандартные зум-объективы физически самые короткие в среднем положении. В любом случае, при увеличении диапазона фокусного расстояния физическое удлинение не такое уж значительное.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Естественно, по сравнению с действительно светосильными объективами с фиксированным фокусным расстоянием диафрагма f/2,8 не такая уж и светосильная. В любом случае, возможно, вам захочется использовать более узкую диафрагму, чтобы получить большую глубину резкости, когда вы хотите, чтобы большая часть сцены была чёткой. Учитывая это, я рад, что объектив оснащён оптической системой подавления вибраций (Vibration Reduction), также известной как оптическая стабилизация изображения. По данным Nikon, она позволяет на 4,5 ступени снизить эффект размытия из-за дрожания камеры. На мой взгляд, это очень важное дополнение к конструкции объектива, учитывая, что на сегодняшний день не существует камер Nikon формата DX с IBIS (встроенной системой стабилизации изображения).

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Что касается стекла, то объектив Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR состоит из 12 элементов в 11 группах. Это намного больше, чем 9 элементов в 7 группах в комплектном объективе f/3,5–6,3. В обоих объективах есть один элемент со сверхнизкой дисперсией (ED), но в объективе f/2,8 два асферических элемента вместо четырёх, как в объективе меньшего размера, чтобы максимально уменьшить физический размер.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

А как насчёт качества сборки? Все остальные зум-объективы Nikon Z DX, которые я могу вспомнить, а также объектив Z DX 24 мм с фиксированным фокусным расстоянием имеют пластиковые, а не металлические монтажные пластины. Можно возразить, что это помогает свести вес объектива к абсолютному минимуму, и это справедливое замечание. Но ради качества я бы каждый раз предпочитал «настоящую» металлическую монтажную пластину, и я рад, что на этом объективе она есть. Компания Nikon не сообщает, насколько герметичен объектив, но при осмотре можно заметить, что к металлической монтажной пластине прикреплена как минимум резиновая прокладка, которая минимизирует попадание пыли и влаги между объективом и корпусом камеры.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Управление Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR очень удобное, но не совсем то, что мне нужно. Я предпочитаю физические переключатели на боковой стороне корпуса объектива, которые обеспечивают быстрый доступ к режимам автоматической/ручной фокусировки и включению/выключению виртуальной реальности. На этом объективе нет ни того, ни другого, поэтому для внесения изменений приходится копаться в меню камеры. Мне кажется, что это менее удобно и требует больше времени, но, по крайней мере, это позволяет сделать конструкцию более аккуратной и компактной. Настраиваемое кольцо управления для ручной фокусировки и альтернативных настроек также немного тонковато для комфортного использования, но работает бесшумно.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Большинство бюджетных объективов Nikon с системой Z как в категории DX, так и в категории FX поставляются без бленды. Мне это не нравится. Я почти никогда не видел недорогих объективов сторонних производителей без бленды, и мне не по душе, что за возможность использовать бленду нужно доплачивать. К счастью, Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR поставляется с лепестковой блендой HB-118 — и это хорошо.

Nikon Z DX 16-50mm f/2.8 VR: характеристики

Если я собираюсь потратить в три раза больше на этот объектив, а не на ультракомпактный (но довольно милый) Z DX 16-50 мм f/3.5-6.3 VR, то я ожидаю, что он будет более чётким. Зум-объектив с диафрагмой f/2.8 не разочаровывает. Почти при всех значениях зума и диафрагмы он заметно чётче от середины кадра до самых краёв и углов. В диапазоне 16–35 мм есть небольшая цветная окантовка, но с ней легко справляется автоматическая коррекция в камерах Nikon Z-системы.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Для некоторых (в том числе и для меня) незначительные различия в резкости не являются чем-то особенным. Чаще всего дело в качестве боке. Поскольку этот объектив на 2,33 ступени светосилы быстрее на длинном конце диапазона масштабирования, он может обеспечить более узкую глубину резкости и более плавное боке. Я сделал фотографии френологической головы на фоне садовых растений. Снимок выше был сделан на фокусном расстоянии 50 мм с помощью детского объектива 16–50 мм при максимальной диафрагме f/6,3. Снимок ниже был сделан на открытой диафрагме с помощью объектива f/2,8 при том же фокусном расстоянии 50 мм. Вы можете видеть, что боке намного мягче при использовании более светосильного объектива, хотя он всё равно не сравнится с более светосильным объективом 50 мм f/1,4 или f/1,8.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

На самом деле боке на Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR получается красивым и плавным. На снимке ниже крупным планом показаны капли росы, свисающие с тонких ветвей клёна ясенелистного. Вы увидите, что «диски боке», образованные яркими расфокусированными каплями воды, свет от которых исходит сзади, имеют округлую форму и доходят до краёв и углов кадра. Это довольно впечатляюще, и диски боке не имеют эффекта «лукового кольца».

Одна из функций, которая всегда была в моём списке пожеланий, — это быстрая и неизменно точная автофокусировка. Объектив оснащён системой с линейным шаговым двигателем, которая работает быстро и практически бесшумно. Кроме того, он обеспечивает плавный переход автофокусировки при съёмке видео. В наши дни это важно как никогда, ведь многие из нас переходят на «гибридную» съёмку. Учитывая это, в объективе реализованы и другие важные функции.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Помимо автофокусировки и оптической стабилизации, которые полезны как при видеосъёмке, так и при съёмке фотографий, объектив спроектирован таким образом, чтобы свести к минимуму «дыхание фокуса» при изменении расстояния фокусировки с близкого на дальнее или наоборот. Кроме того, есть функция «зума высокого разрешения», которая позволяет эффективно удвоить фокусное расстояние объектива до 100 мм без потери резкости при съёмке видео. Как и у многих других объективов Nikon Z, у него есть бесступенчатое кольцо управления, которое используется не только для ручной фокусировки, но и для плавной и бесшумной регулировки диафрагмы, что идеально подходит для видеосъёмки.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR: примеры изображений

Эта подборка примеров снимков на Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR была сделана в соборе и окрестностях города Уэллс на юго-западе Англии. Я постарался охватить все аспекты, используя все возможности объектива, от самого короткого до самого длинного зума, снимая как крупным планом, так и с обычного расстояния, а также применяя самую широкую диафрагму f/2,8 для нескольких снимков, чтобы показать минимальную глубину резкости и качество боке. В целом я очень доволен результатами, которые показал объектив.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR: результаты лабораторных исследований

Мы проводим ряд лабораторных тестов в контролируемых условиях, используя набор для тестирования Imatest Master. Снимки тестовых таблиц делаются с разными значениями диафрагмы и зума (если они доступны), а затем анализируются на предмет резкости, искажений и хроматических аберраций.

Мы используем графики Imatest SFR (пространственная частотная характеристика) и программное обеспечение для анализа, чтобы определить разрешение объектива в центре кадра, по углам и на средних расстояниях, во всем диапазоне настроек диафрагмы, а для зум-объективов — при четырех разных фокусных расстояниях. В ходе тестов также измеряются искажения и цветные ореолы (хроматическая аберрация).

Резкость:

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Резкость Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR превосходна в центре кадра и остаётся на высоком уровне даже по краям и в углах. Действительно, результаты наших лабораторных исследований в области резкости достаточно хороши, чтобы соперничать с показателями многих объективов с фиксированным фокусным расстоянием во всём диапазоне фокусных расстояний этого зум-объектива.

Окантовка:

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Без коррекции по краям и в углах кадра могут быть заметны цветные полосы, особенно в диапазоне 16–35 мм. Однако камеры Nikon Z-system, как и их более поздние предшественники — зеркальные камеры, оснащены высокоэффективной системой автоматической коррекции, которая полностью устраняет эту проблему.

Искажение:

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR

Как говорится, если что-то выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то, скорее всего, так оно и есть. Результаты лабораторных исследований искажений выглядят невероятно хорошо для стандартного зум-объектива, и это неудивительно, ведь объектив в значительной степени полагается на автоматическую коррекцию, которую нельзя отключить в системе меню камеры.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR: вердикт

Мне нравится невероятно компактный и лёгкий корпус младшего брата этого объектива — комплекта Z DX 16–50 мм f/3,5–6,3 VR, но главная особенность Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VR — относительно высокая и постоянная светосила f/2,8. Это делает его стандартным зум-объективом «тринити», и, несмотря на это, он остаётся удивительно компактным и лёгким.

Мне нравится высокое качество сборки по сравнению с большинством объективов Nikon Z DX, которое в данном случае проявляется в металлической, а не пластиковой монтажной пластине с уплотнительной прокладкой. Мне также нравится оптическая стабилизация с 4,5 стопами и то, что объектив оптимизирован для гибридной съёмки и одинаково хорошо подходит как для видео, так и для фото.

Мне не очень нравится отсутствие переключателей для режимов автофокусировки и включения/выключения виртуальной реальности, а также то, что настраиваемое кольцо управления тонкое, но я могу смириться со всем этим, учитывая компактность объектива. В целом это очень хороший объектив, и хотя он стоит недешево, он того стоит.

Особенности

★★★★☆

У него солидный набор функций, включающий постоянную диафрагму f/2,8 и 4,5-ступенчатую систему стабилизации изображения, и, в отличие от большинства объективов Z DX, он поставляется в комплекте с блендой.
Дизайн

★★★★☆

Конструкция относительно компактна и легка для «тринокулярного» зума, но в ней отсутствуют переключатели режимов автофокусировки и включения/выключения виртуальной реальности.
Производительность

★★★★★

Объектив обеспечивает сверхвысокую резкость и очень быструю и точную автофокусировку, хотя в значительной степени полагается на автоматическую коррекцию искажений в камере.
Оценка

★★★★☆

Это дорогой объектив для Nikon Z DX, но он гораздо доступнее, чем аналогичные объективы для полнокадровых камер.

Альтернативы

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VRNikon Z DX 16–50 мм f/3,5–6,3 VR. На мой взгляд, есть смысл приобрести удивительно компактный и лёгкий выдвижной зум-объектив Nikon Z DX 16-50 мм f/3.5-6.3 VR и ещё более светосильный объектив 50 мм f/1.4 или f/1.8 для действительно малой глубины резкости, что идеально подходит для портретной съёмки и натюрмортов.

Nikon Z DX 16–50mm f/2.8 VRNikon Z DX 12–28 мм f/3,5–5,6 PZ VR. Если вам нужен зум-объектив, который лучше всего подходит для влогов и широкоугольной видеосъёмки, то вы не прогадаете, выбрав Nikon Z DX 12–28 мм f/3,5–5,6 PZ VR. Он небольшой и лёгкий, но при этом оснащён моторизованным механизмом «силового зума» PZ для сверхплавного масштабирования во время видеосъёмки. Его «эффективный» диапазон масштабирования составляет 18–42 мм в пересчёте на полный кадр.

ЛУЧШИЕ ШИРОКОУГОЛЬНЫЕ ЗУМ-ОБЪЕКТИВЫ NIKON В 2025 ГОДУ: ЛУЧШИЕ ВАРИАНТЫ С БАЙОНЕТОМ Z И F

Мэтью Ричардс

Мэтью Ричардс

Протестировал больше объективов, чем многие люди съедают горячих обедов. В прошлом работал инженером по радиовещанию на BBC.

Источник: DigitalCameraWorld
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»