
Обзор Leica Q2 Monochrom — чёрно‑белая классика от Leica
Leica Q2 Monochrom — это великолепная Leica Q2, но снимающая только в черно-белом цвете. В чем тут смысл?
Leica не просто так «ограничила» обычную камеру, заставив ее снимать только в черно-белом цвете. В Leica Q2 Monochrom убрали стандартный массив цветных фильтров, чтобы добиться гораздо более высокого качества черно-белых изображений, чем может предложить любая обычная цветная камера, даже стандартная Q2. Добавьте к этому легендарный дизайн и качество сборки Leica, и вы получите дорогую, но невероятно желанную камеру.
Качество черно-белых изображений
Сборка и материалы
Дизайн интерфейса
Превосходный объектив Summilux f/1.7
Фиксированный задний экран
Склонность объектива к бликам
«Дыхание» фокуса в видео
Leica Q2 Monochrom (как и обычная Q2) не входит в стандартные линейки камер Leica. По дизайну и целевой аудитории она больше всего похожа на серию Leica M, а объектив Summilux носит то же имя, что и некоторые легендарные объективы для M-серии. Однако это компактная камера с электронным видоискателем и фиксированным объективом, и она максимально далека от дальномерной конструкции M-серии. 
Leica Q2 создана для фотографов, которые готовы принять ограничения и творческие рамки объектива с фиксированным фокусным расстоянием в обмен на минималистичный подход к съемке и композиции в сочетании с высочайшим инженерным качеством.
Вы покупаете Leica Q2 не для того, чтобы получить максимум функций за свои деньги. И это особенно верно для Leica Q2 Monochrom, которая лишает вас еще одного современного удобства — цвета — в погоне за классическим фотографическим опытом.

Объектив Summilux 28 мм f/1.7 носит то же имя, что и ряд дальномерных объективов Leica M, но на самом деле это совершенно другой объектив, в который встроены и автофокус, и стабилизация изображения — ничего из этого у объективов Leica M нет.
Q2 также оснащена электронным видоискателем, а не дальномерной системой серии Leica M. Она немного похожа на Leica M (и стоит почти столько же), но на самом деле Leica Q2 — это абсолютно современная компактная цифровая камера.
Характеристики
- Сенсор: 47,3 Мп, полнокадровый монохромный
- Процессор: Maestro
- Точки автофокусировки: 225-зонный контрастный АФ с распознаванием лиц
- Диапазон ISO: от 100 до 100 000 (50 000 для видео)
- Видео: 4K UHD без кропа до 30p
- Видоискатель: Электронный, 3,68 млн точек, 100% покрытие
- Карта памяти: 1x SD/SDHC/SDXC UHS II
- ЖК-экран: 3-дюймовый, фиксированный, сенсорный, 1,04 млн точек
- Максимальная скорость серийной съемки: 10 кадров/с
- Связь: Wi-Fi
- Размеры: 130 x 80 x 91,9 мм
- Вес: 734 г (с аккумулятором)

Leica Q2 Monochrom оснащена полнокадровым монохромным сенсором на 47,3 Мп без массива цветных фильтров, поэтому она в принципе не способна снимать цветные изображения. Пользователя, который рассматривает эту камеру, это не смутит — у него наверняка есть другая камера для цветной съемки.
Несмотря на высокое разрешение, сенсор также обладает высокой максимальной чувствительностью ISO 100 000 (ISO 50 000 для видео). Leica заявляет, что ее монохромный сенсор имеет динамический диапазон в 13 EV, что на 2 EV лучше, чем 11 EV у обычной Leica Q2. Камера также может снимать со скоростью до 10 кадров/с.
Хотя у камеры объектив с фиксированным фокусным расстоянием, Leica встроила «цифровые» фокусные расстояния 35 мм, 50 мм и 75 мм с соответствующими рамками в видоискателе. Это может показаться не слишком привлекательным, но при 47 Мп даже кадрированное изображение будет иметь массу деталей. Кроме того, кадрируется только JPEG-файл: если вы снимаете в RAW, Leica сохранит и полный, не кадрированный DNG-файл.
Фокусировка осуществляется с помощью 225-зонной системы контрастного автофокуса с распознаванием лиц, и Leica утверждает, что камера может сфокусироваться всего за 0,15 секунды. Также есть режим ручной фокусировки, который активируется кнопкой на объективе. На самом объективе нанесена довольно широкая и точная шкала расстояний с удобными метками глубины резкости для гиперфокальной и зонной фокусировки.

Интересно, что Leica наделила Q2 Monochrom возможностью снимать видео. Она может записывать видео в 4K со скоростью 30p или в Full HD до 120p.
У объектива есть макрорежим для съемки с близкого расстояния до 17 см, который активируется поворотом кольца у основания. При этом появляется новая, более точная шкала расстояний фокусировки, что является приятной деталью.
Корпус Leica Q2 Monochrom выполнен из магниевого сплава и имеет защиту от пыли и брызг по стандарту P52. Камера спроектирована так, чтобы быть незаметной, и на передней панели нет красного логотипа Leica, хотя он ненадолго появляется на заднем экране при включении.
Особенно приятная деталь — меню было изменено для монохромной версии: вместо обычных цветовых режимов Leica теперь доступны опции монохромного тонирования.
Сборка и управление

Нельзя сказать, что Q2 Monochrom идеально ложится в руку. Как и модели Leica M, она имеет простую прямоугольную форму с достаточным, но не избыточным хватом (отчасти благодаря выемке для большого пальца на задней панели). Эту камеру лучше носить на ремешке.

Органов управления немного, но они эффективны. На объективе есть четко обозначенное кольцо диафрагмы с положением «А» для автоматического выбора. Сверху находится диск выдержки, также с положением «А». Если установить оба в «А», вы получите программный автоматический режим; в противном случае установите один из них в «А» и настраивайте другой для приоритета диафрагмы или выдержки. Или, конечно, можно настроить экспозицию вручную.
Сзади расположен фиксированный экран без возможности наклона, три кнопки и небольшой четырехпозиционный джойстик. Он выглядит и ощущается довольно маленьким, но работает очень четко и точно.

На задней панели есть небольшая кнопка без маркировки, которую можно использовать для переключения между дополнительными режимами «зума», а сверху — еще две функциональные кнопки без маркировки. Вы нажимаете их один раз, чтобы активировать функцию, или нажимаете и удерживаете несколько мгновений, чтобы выбрать, для какой функции они будут использоваться.
Это намного проще и интуитивнее, чем утомительные экраны настройки, на которых настаивают другие производители камер. Фактически, весь интерфейс Leica понятен и эффективен. Одно нажатие кнопки Menu открывает экран быстрых настроек, а если вам нужны дополнительные опции меню, вы просто прокручиваете вниз. Зачем использовать две кнопки, когда можно обойтись одной? Сколько бы Leica ни платила своим дизайнерам интерфейсов, они того стоят!


Многие элементы управления не подписаны, но вы очень быстро учитесь и запоминаете, что за что отвечает. Электронный видоискатель и задний экран превосходны, отображая те же богатые, плотные монохромные тона, которые фиксирует сенсор.
Особого упоминания заслуживает спуск затвора — он НЕВЕРОЯТНО тихий и мягкий. В камере нет зеркального механизма, который бы создавал шум, а поскольку объектив несъемный, Leica смогла использовать, как мы понимаем, центральный затвор в объективе вместо более крупного и шумного фокального затвора.
Производительность


Ключевой особенностью Q2 Monochrom (и предыдущей M10 Monochrom) является то, что монохромный сенсор — это не просто бессмысленное ограничение. С монохромным сенсором нет интерполяции данных или смягчающего детали процесса «демозаики», когда цвета восстанавливаются из соседних пикселей.
В принципе, это означает не только более резкую детализацию, но и меньше шума и лучшее качество изображения в целом. Особенно это заметно, если вы любите использовать красный, желтый или зеленый «контрастные» фильтры для изменения того, как разные цвета преобразуются в оттенки серого. С обычным цветным сенсором фоновый шум в отдельных цветовых каналах может быстро стать заметным; с монохромным сенсором (вам понадобятся старомодные фильтры для объектива) этого не происходит.



На практике изображения, полученные с Leica Q2 Monochrom, просто поразительны. Объектив Summilux обеспечивает резкость от края до края, настолько равномерную, что если и есть какое-то падение резкости, его трудно заметить невооруженным глазом. На низких значениях ISO нет не только шума, но и мельчайших артефактов по краям объектов, которые можно получить с обычными сенсорами Bayer.


На высоких значениях ISO Q2 Monochrom показывает себя просто великолепно. Leica, похоже, настроила обработку так, чтобы шум напоминал зерно пленки, поэтому даже при увеличении уровня шума он выглядит гораздо менее неприятно. Мы сделали несколько ночных снимков с рук на ISO 25 000 и ISO 100 000. Снимки на ISO 25 000 очень резкие, полны четких деталей и имеют приятную зернистость. Мы бы снимали на этом значении без колебаний. На ISO 100 000 детализация снижается, и вы не сможете вытянуть много деталей из теней, но изображения все еще выглядят резкими, детализированными и контрастными. Это действительно рабочее значение, в отличие от «пиксельной каши», которую выдает большинство камер на таких экстремальных чувствительностях.
Производительность автофокуса неоднозначна. Он хорошо подходит для статичных кадров, но может «рыскать» и колебаться при непрерывной съемке и в видео. Возможно, неслучайно Q2 Monochrom имеет схожие характеристики с 47-мегапиксельным полнокадровым сенсором Panasonic, вплоть до 225-зонной системы контрастного автофокуса.
Вот пример видео, демонстрирующий видеорежим и систему автофокуса Leica Q2 Monochrom.
Неуверенный непрерывный автофокус становится еще более заметным из-за видимого «дыхания» фокуса объектива Leica при сдвигах АФ. Q2 Monochrom может снимать действительно красивое 4K-видео, но вы получите лучшие результаты, если будете выбирать точку фокусировки вручную и наводить на область с четко выраженными деталями, а не оставлять это на усмотрение автоматики. Предоставленная самой себе, камера будет создавать плавные, но медленные переходы фокуса по мере движения объекта или камеры, но вы получите более быструю и уверенную реакцию, нажав на точку фокусировки на экране во время съемки.
Лабораторные тесты
У Q2 Monochrom не так много прямых конкурентов среди цифровых камер с фиксированным объективом. Поэтому мы немного расширили круг для сравнения в наших лабораторных тестах, включив в него другую актуальную черно-белую камеру Leica — M10 Monochrom. Также интересно посмотреть, как Q2 Monochrom покажет себя в сравнении с другой 47,3-мегапиксельной камерой Leica, SL2. Нашей последней камерой для сравнения стала еще одна модель в ретро-стиле с похожим управлением и акцентом на художественную, творческую съемку: Fujifilm X-Pro 3.

Разрешение измеряется в ширине линий на высоту изображения — это широко используемый стандарт для измерения разрешения, не зависящий от размера сенсора.
С разрешением более 40 Мп все три камеры Leica способны передавать очень схожее количество мелких деталей. M10 Monochrom не уступает Q2 Monochrom во всем протестированном диапазоне чувствительности, что впечатляет, учитывая ее более низкое разрешение сенсора. Однако фактическая разница в размерах изображений не так велика, если сравнивать DNG-файлы M10 с разрешением 40,9 Мп (7864×5200) и RAW-файлы Q2 Monochrom с разрешением 46,7 Мп (8368×5584). Следовательно, Q2 Monochrom и SL2 не могут обеспечить заметно большей детализации, чем M10 в наших тестах разрешения.

Динамический диапазон измеряется в EV (ступени экспозиции, или «стопы»). Это показатель способности камеры фиксировать детали в очень ярких и темных участках сцены. Чем выше значение, тем лучше.
Поскольку Q2 Monochrom и SL2 имеют схожие характеристики сенсора, неудивительно, что обе камеры показывают почти идентичные результаты по динамическому диапазону. Q2 имеет небольшое преимущество над SL2 на ISO 1600 и выше, что может быть связано с ее монохромным сенсором. Однако, если вам нужен только динамический диапазон, сенсор X-Trans 4 от Fujifilm в камере X-Pro 3 находится в своей собственной лиге, доказывая, что не нужно жертвовать цветными данными для достижения наилучшей передачи светов и теней.
Наш тест на соотношение сигнал/шум измеряет чистоту изображения, а именно соотношение фактических данных изображения, которые вы хотите запечатлеть, и шума, который вы не хотите видеть, но который неизбежно появляется при съемке на высоких значениях ISO. Чем выше показатель при заданной чувствительности ISO, тем лучше.
Здесь монохромный сенсор Q2 Monochrom дает ей преимущество над цветной SL2, по крайней мере, на более высоких чувствительностях, где он демонстрирует заметно более низкий уровень шума. Но, как и в случае с динамическим диапазоном, назойливый X-Pro 3 превосходит все три камеры Leica, создавая самые чистые снимки из всей группы.
Вердикт
Leica Q2 Monochrom преподносит несколько сюрпризов. Первый — это чистое визуальное качество ее монохромных изображений, обусловленное не только специальным монохромным сенсором, но и резкостью объектива Leica от края до края. Второй — это ее производительность на высоких ISO. Особая обработка шума от Leica напоминает зернистую черно-белую пленку и сохраняет как детализацию по краям, так и мелкую текстуру на совершенно безумных значениях чувствительности. Третий сюрприз — это довольно хорошее 4K-видео, если вы научитесь обходить ограничения системы автофокуса.
Что не должно быть сюрпризом, так это высочайшее инженерное качество, которого вы ожидаете за такую цену. Но впечатляет не только оптика и металл, но и схема управления и цифровой интерфейс Leica. И то, и другое просто великолепно.
Как и в случае с любой камерой Leica, найдутся те, кто просто не сможет и не захочет мириться с ценой этой камеры и ее довольно узкой специализацией. Но Leica Q2 Monochrom создана для тех, кто любит черно-белую фотографию, кто любит камеры как физические объекты и кто может позволить себе и эту камеру, и другие для «обычной» цветной съемки.














