Наверх

Обзор Canon EOS R1: король спортивной фотосъёмки вернулся

Сочетание беспрецедентных функций на базе искусственного интеллекта и убойного автофокуса делает Canon EOS R1 самой грозной спортивной камерой на рынке.

01.10.2025
11:37
Обзор Panasonic Lumix S 100-500mm: мощный и компактный зум
Наш вердикт

Если в ходе наших лабораторных тестов не произойдет ничего из ряда вон выходящего, Canon EOS R1 — лучшая спортивная камера, которой я когда-либо пользовался. Она не только попадает в золотую середину для спортивной съемки с разрешением 24 Мп, но и позволяет увеличивать разрешение снимков до 96 Мп прямо в камере без потери качества. Новые алгоритмы автофокусировки, предиктивное отслеживание и приоритетное распознавание лиц создают самую надежную систему автофокуса, которую я когда-либо использовал. Видеосъемка — просто мечта, с такими функциями, как 6K 60p RAW и C-Log2. Профессионалы знают, что для победы важна не только скорость, но и интеллект, а у EOS R1 есть и то, и другое с избытком.

Плюсы
  • Внутрикамерное масштабирование до 96 Мп

  • Серийная съемка 40 кадров/с

  • Предиктивное отслеживание с автофокусом

  • 6K 60p с Canon-Log 2

Минусы
  • Масштабирование работает только для JPEG/HEIF

  • Возможна небольшая проблема с бандингом

  • Функция обнаружения размытых изображений не работает

Canon EOS R1 — это камера, которую я ждал с момента запуска всей системы R в 2018 году. Что за система без флагманской камеры? Без лидера, который бы продемонстрировал все возможности системы и обеспечил бы технологии для будущих моделей на ближайшие пять лет.

Я протестировал все топовые спортивные камеры от всех производителей — буквально от А до Я. И после бесчисленных часов, десятков тысяч фотографий и бесконечных секунд, превратившихся в минуты видео с частотой 240p, я могу с уверенностью сказать, что Canon EOS R1 — лучшая флагманская спортивная камера на рынке.

Как вы увидите, у нее много общего с Canon EOS R5 Mark II — настолько, что эти две камеры, по сути, родственники. Но у R1 есть множество уникальных особенностей, которые делают ее очевидным и незаменимым выбором для профессиональных фотографов.

Canon EOS R1

Canon EOS R1: характеристики

  • Сенсор: 24,2 Мп, полнокадровый многослойный CMOS с обратной засветкой
  • Байонет: Canon RF
  • Автофокус: Dual Pixel Intelligent AF перекрестного типа, 4368 точек AF для фото / 3354 точки AF для видео
  • Стабилизация изображения: 8,5 ступеней в центре, 7,5 ступеней по краям
  • Диапазон ISO: от 100 до 102 400 (расширяемый от 50 до 409 600)
  • Видео: 6K 60p, 4K 120p, 2K 240p, FullHD 240p
  • Видоискатель: 1,6 см OLED, 9,44 млн точек, 120/60 кадров/с, увеличение 0,9x/0,8x/0,7x, автофокусировка по глазу (Eye Control AF)
  • LCD-дисплей: 8,1 см TFT, 2,1 млн точек
  • Память: 2x CFexpress Type B (до 2 ТБ)
  • Максимальная серийная съемка: 40 кадров/с с электронным затвором (500 JPEG или 230 RAW), 12 кадров/с с механическим затвором (более 1000 JPEG или RAW)
  • Связь: Wi-Fi (6G/5G/2.4G), Bluetooth, USB-C, HDMI, Ethernet, микрофон, наушники, разъем для пульта N3, выход PC Sync, GPS, многофункциональный «горячий башмак»
  • Размеры: 157,6 x 149,5 x 87,3 мм
  • Вес: 920 г (только корпус) / 1115 г (с картой памяти и аккумулятором)

Canon EOS R1: ключевые особенности

Функции обработки изображений с помощью нейросетей в этой камере, пожалуй, даже важнее, чем в R5 Mark II. Комбинация глубокого обучения и алгоритмического ИИ используется для внутрикамерного масштабирования, которое превращает обычные 24,2-мегапиксельные изображения в детализированные 96-мегапиксельные фотографии, мгновенно превосходя любую полнокадровую камеру на рынке и фактически выходя на территорию GFX и Hasselblad.

Вдобавок к этому есть функция шумоподавления на высоких ISO, которая использует ИИ для снижения шума на 2 ступени. Она творит чудеса, когда вы повышаете ISO, которое и без того выглядит чище, чем можно было ожидать, благодаря флагманскому сенсору и умеренному количеству пикселей.

Легко отмахнуться от этих функций, посчитав их маркетинговыми уловками, но поверьте мне: это не так. Внезапно ваша 24-мегапиксельная спортивная камера получает разрешение массивного среднеформатного сенсора и при этом улучшенные возможности при высоких ISO.

Canon EOS R1
Внутрикамерное масштабирование R1 превращает скромные 24,2-мегапиксельные изображения в гигантские 96-мегапиксельные полотна.

Я не думал, что автофокус Dual Pixel CMOS AF можно сделать еще лучше, но Canon подняла планку, добавив специальный процессор Digic Accelerator, который работает в паре с новейшим процессором изображений Digic X. Результатом стал Dual Pixel Intelligent AF — усовершенствованная версия Dual Pixel, способная выполнять вычисления для автофокусировки и отслеживания до 60 раз в секунду при использовании электронного затвора.

Это открывает всевозможные волшебные возможности, включая новый режим Action Priority. Он предназначен для видов спорта с круглым мячом (камера предварительно запрограммирована для баскетбола, футбола и волейбола). Этот режим был обучен с помощью глубокого обучения для распознавания, обнаружения и отслеживания механики движений игроков, когда мяч находится в кадре.

Это означает, что камера может распознать, когда футболист прыгает, чтобы принять мяч головой, и рассчитать, куда, скорее всего, полетит мяч. Она понимает, когда волейболист подпрыгивает в воздухе и отводит руку назад для сокрушительного удара. И даже знает, что происходит, когда два баскетболиста разыгрывают аллей-уп.

Я лично проверил последнюю ситуацию во время игры три на три. Ниже я привел несколько кадров из этой последовательности, чтобы вы могли видеть, как камера фокусируется на игроке с мячом и не сбивается, когда он подбрасывает мяч над головой защитника и выше кольца. Фокус следует за мячом и переключается на его товарища по команде, который влетает в кадр, ловит мяч в воздухе и вколачивает его в корзину.

Canon EOS R1

На этом умные функции автофокуса не заканчиваются. Следующая на очереди — Registered People Priority, режим, который распознает лица, но поверьте, это не режим распознавания лиц вашего дедушки!

Просто сфотографируйте ваш объект — или даже сделайте фото его фотографии из профиля в соцсети, если его нет рядом — и камера зарегистрирует лицо этого человека (на самом деле, она каким-то образом регистрирует даже его профиль). Вы можете зарегистрировать до десяти лиц, и R1 будет автоматически фокусироваться на одном из них, как только он появится в кадре.

Но что произойдет, если в кадре окажутся два, три или даже все десять ваших зарегистрированных людей? Здесь в игру вступает приоритет. При регистрации лиц вы присваиваете им приоритет.

Вы можете сделать звездного игрока самым важным, а запасного — наименее важным. На свадьбе невеста может быть номером один, а невежливый дядя — номером десять. Если вы хотите сфотографировать группу на концерте, вы можете отдать приоритет вокалисту, а не барабанщику.

Canon EOS R1
Просто сфотографируйте лицо человека и подтвердите его регистрацию для приоритетного отслеживания.

Когда камера распознает более одного зарегистрированного лица, она будет фокусироваться на том, у кого самый высокий приоритет, пока он не исчезнет из кадра или пока вы не дадите другую команду — либо переключив джойстик на другого человека, либо используя режим Action Priority для приоритета игры с мячом.

Я проверил это во время баскетбольного матча, что вы можете видеть на изображении ниже. Я установил приоритет на игроке, который бросал мяч. Как видите, его окружал защитник, его закрывали два товарища по команде, а зритель постоянно проходил перед моей камерой. И все же камера знала, где он находится и что у него мяч, и не переключала фокус ни на кого другого.

Такая настоящая «липкость» отслеживания объекта даже при наличии множества движущихся препятствий — которую обещают многие системы автофокуса — встречается так же редко, как единорог. Но в EOS R1 это стало возможным благодаря процессору Digic Accelerator и технологии Dual Pixel Intelligent AF, которые производят все эти вычисления, чтобы никогда не терять цель из виду.

Съемка баскетбола сбоку от площадки — это, пожалуй, лучший тест для системы отслеживания объекта, и Canon EOS R1 справилась с ним с легкостью.

Canon EOS R1
R1 отслеживала игрока, бросающего мяч, даже когда все пять других игроков на площадке и зрители на боковой линии мешали обзору!

Очевидно, нам нужно поговорить о скорости съемки. С тех пор как Nikon Z9 и Sony A9 III заявили о 120 кадрах в секунду, все ожидали, что Canon не отстанет и предложит такую же ураганную скорость в своем флагмане. Однако R1 не снимает 120 кадров в секунду и не имеет модного глобального затвора.

Хотя у него есть новый блестящий многослойный сенсор со скоростью считывания всего 2 мс, что на 40% уменьшает эффект «роллинг-шаттера» по сравнению с Canon EOS R3, и с первыми в истории полнокадровой камеры точками автофокуса перекрестного типа для превосходного обнаружения горизонтальных линий, он и близко не стоит к максимальной скорости конкурентов, достигая 40 кадров в секунду. Стоит отметить, что это та же скорость, что и у бюджетной Canon EOS R8.

Так что, это признание поражения? Вряд ли. Canon производит полнокадровые сенсоры с глобальным затвором — она могла бы использовать один из них, если бы захотела. Но вместо того, чтобы гнаться за скоростью, Canon пошла в противоположном направлении и фактически замедлилась. Если вы используете механический затвор, максимальная скорость составляет 12 кадров/с, но с электронным затвором вы можете настроить скорость, снизив ее с 40 до 30, 20, 15, 12, 10, 7,5, 5, 3, 2 и даже до 1 кадра в секунду.

Читая между строк, послание Canon довольно ясно. Профессиональным спортивным фотографам не нужны 120 кадров/с; они нужны новичкам и энтузиастам, потому что они не знают, что делают, и им нужна вся возможная помощь. Мэтту Хоффману не нужны стабилизаторы для его BMX, а профессионалам не нужны смешные скорости серийной съемки.

Наоборот, профессионалы настолько хороши в своем деле, что даже 40 кадров/с — это, вероятно, перебор. Это лишь забивает их карты памяти, облачные хранилища и серверы фотоагентств тысячами почти идентичных кадров. Что действительно нужно профессионалам, так это возможность выбирать меньшую частоту кадров в секунду. И с этим я согласен, как и почти каждый фотожурналист и профессионал, с которым я разговаривал.

Canon EOS R1

Гораздо полезнее дополнительных кадров после события — это дополнительные кадры до него, поэтому в EOS R1 теперь есть режим предварительной серийной съемки, который начинает захватывать 20 кадров, как только вы наполовину нажимаете кнопку спуска затвора. Так что, даже если вы полностью нажмете ее уже после того, как момент прошел, вы все равно получите снимок.

Сенсор также оснащен высокодетализированным фильтром нижних частот для улучшения разрешения при одновременном уменьшении муара яркости и цвета. Это достигается за счет той же специализированной четырехслойной субдискретизации по шестнадцати точкам с гауссовым распределением, которая дебютировала на Canon EOS-1D X Mark III (предыдущей флагманской камере), а не традиционной двухслойной четырехточечной субдискретизации.

Кроме того, как и ожидалось, R1 унаследовала улучшенную версию системы Eye Control AF от R3. Очень большой электронный видоискатель отслеживает движение вашего глаза с помощью инфракрасных светодиодов и управляющего сенсора, позволяя вам перемещать точку фокусировки, просто глядя на объект, а затем наполовину нажимая кнопку спуска для фиксации. Новая система может похвастаться удвоенной частотой обнаружения и значительно расширенным диапазоном обнаружения — даже в очках я нашел ее фантастически удобной.

Ключевым для профессионального использования является набор опций подключения. R1 — первая камера EOS со встроенной поддержкой Wi-Fi 6E/11ax 6 ГГц, открывающей новые уровни скорости передачи данных, а также с Ethernet 2.5G Base-T, что делает ее самой быстрой сетевой камерой на рынке.

R1 автоматически переключается между проводным и беспроводным соединением для бесшовного перехода при подключении или отключении кабеля, а благодаря многопоточности и кнопке FTP по умолчанию во время некоторых функций воспроизведения это непревзойденная машина для высокоскоростной и высокопроизводительной передачи файлов.

Canon EOS R1

Наконец, поговорим о видео. Canon EOS R1 может похвастаться внутренней записью 6K DCI RAW до 60p, 4K DCI и UHD до 120p, 2K DCI и FullHD до 240p, а также кропом 35 мм / APS-C для 4K DCI и UHD 120p, и 2K DCI и FullHD до 120p. И что самое приятное, теперь при высоких частотах кадров записывается и звук.

Присутствует множество функций, дружественных к Cinema EOS, включая ProRes RAW с устройствами Atomos, поддержку Canon Log 2 и 3/HLG, поддержку LUT, поддержку Custom Picture, 4-канальный / 24-битный звук, поддержку метаданных News ML — G2 и множество других полезных вещей, включая полноразмерный порт HDMI и индикатор записи (tally lamp).

Как и R5 Mark II, R1 имеет конструкцию для рассеивания тепла, которая отводит тепло изнутри. Алюминиевый лист отделяет слот для карт памяти от CMOS-сенсора и процессора, каждый из которых имеет собственную графитовую пластину для отвода тепла наружу.

Это, в сочетании с изначально лучшим управлением теплом благодаря большему корпусу, обеспечивает довольно надежные лимиты записи до срабатывания защиты от перегрева.

РазрешениеТемпература автоотключения: NormalТемпература автоотключения: High
6K 60p RAW + прокси120+ мин120+ мин
4K 120p Long GOP15 мин15 мин
4K 60p Fine Long GOP (из 6K)109 мин109 мин
4K 60p Normal Long GOP120+ мин120+ мин
4K 30p Normal Long GOPБез ограниченийБез ограничений
FullHD 240p46 мин46 мин

Canon EOS R1: производительность

Прошло четыре года с момента выпуска оригинальной Canon EOS R5 до R5 Mark II, и столько же времени прошло с момента запуска последней камеры 1-й серии — Canon EOS1-D X Mark III, в феврале 2020 года.

Кажется, что прошло не так много времени, потому что в конце 2021 года мы получили EOS R3, которая де-факто стала флагманом в линейке EOS R и для многих была достаточно близка к камере 1-й серии, чтобы они были довольны. Но хотя R3 — это свирепая камера, это не R1. Ни в каком виде это не R1. (Ладно, по форме она довольно похожа, это я признаю.)

От улучшенной стабилизации изображения и автофокуса по глазу до автоматического переключения сетей и антизапотевающего окуляра, от нового джойстика и расположения кнопок до удаленной перезагрузки и записи в ProRes RAW, вплоть до того, что в упаковке нет пластика — эта камера во всех отношениях более способная, чем R3.

Я еще раз упомяну, что вам стоит прочитать мою отдельную статью о внутрикамерном масштабировании и шумоподавлении. Обе функции невероятно хороши, и я искренне верю, что они изменят наш взгляд на разрешение и производительность ISO в камерах.

R1 только что решила классическую дилемму: иметь идеальные 24 Мп для спортивной съемки и одновременно гибкость для съемки в среднеформатном разрешении. Вам действительно теперь нужна вторая камера для съемки в высоком разрешении?

Canon EOS R1

Если вы еще не догадались по моим мыслям в разделе о ключевых особенностях, новые системы и функции автофокуса просто за гранью воображения. Эта камера просто не промахивалась, когда я ее тестировал — ни одного случая рыскания фокуса, ни одного смещения фокуса на случайные узоры на фоне, ни внезапных перескоков на колено вместо лица или другого объекта. Она надежна, как личный ассистент фокус-пуллера.

У меня есть только две незначительные критики. Первая — это то, с чем я также столкнулся на R5 Mark II, хотя стоит отметить, что на серийных камерах я такой проблемы не наблюдал. Но я заметил небольшие полосы (бандинг) при съемке брейк-дансеров с использованием электронного затвора на высокой скорости, когда они выполняли свои трюки при освещении только пульсирующими FX-лампами.

Это была не серьезная проблема, и, возможно, дело просто в том, что я не включил анти-мерцание или не проверил, чтобы частота камеры была синхронизирована с нужной частотой освещения. Но в любом случае, вы можете видеть результаты на некоторых примерах фотографий с танцами.

Другой недочет также может быть связан с ошибкой пользователя, но отличная функция R1 — и еще один кивок в сторону ИИ-возможностей камеры — это обнаружение размытых / не в фокусе изображений. Но я просто не смог заставить ее обнаружить ни одного размытого изображения! Теперь, что я скажу с абсолютной честностью: ни один из первых 3525 снимков на моей карте памяти не был не в фокусе. Это говорит о великолепии системы автофокуса.

Поэтому я сделал еще три снимка своего лица с длинной выдержкой, мотая головой из стороны в сторону, чтобы создать искусственно размытые кадры — и все равно, обнаружение размытия их не отметило. Я бы хотел, чтобы эта функция была доработана (или чтобы мне объяснили, как она работает), так как все, что помогает отбраковывать неудачные кадры, — это хорошо, даже если таких кадров естественным образом получается не так уж много!

Canon EOS R1
Возможно, R1 посчитала мои намеренно размытые снимки художественными…

Canon EOS R1: примеры снимков

Canon EOS R1

Canon EOS R1

Canon EOS R1

Canon EOS R1

Canon EOS R1

Canon EOS R1

Canon EOS R1: лабораторные тесты

Для сравнения данных наших лабораторных тестов мы сопоставляем EOS R1 с ее зеркальным аналогом, EOS-1D X Mark III, чтобы увидеть, как новый беззеркальный флагман Canon выглядит на фоне своего последнего зеркального флагмана. Мы также включаем топовое беззеркальное предложение от Nikon, Z9, и последнюю камеру Sony для серьезной спортивной фотографии, a9 III.

Разрешение (ширина линий / высота изображения):

Canon EOS R1

Естественно, Z9 всегда будет превосходить конкурентов по чистой детализации, поскольку ее 45,7-мегапиксельный сенсор легко разрешает больше мелких деталей, чем 20-24-мегапиксельные камеры в этом сравнении.

Динамический диапазон (EV):

Canon EOS R1

Хотя EOS R1 и старая EOS-1D X III практически одинаковы по захвату динамического диапазона при низких значениях чувствительности, при тусклом свете новая камера имеет явное преимущество. Она способна захватывать на 2 ступени (EV) больше динамического диапазона, чем ее зеркальный собрат, как только вы достигаете ISO 25600. Sony A9 III — единственная камера здесь, которая может приблизиться к EOS R1 по динамическому диапазону при более высоких значениях чувствительности.

Соотношение сигнал/шум (децибелы):

Canon EOS R1

Этот тест сравнивает количество случайного шума, генерируемого камерой при различных настройках ISO, с полезной информацией на изображении («сигналом»). Более высокие значения лучше, и мы ожидаем, что соотношение сигнала к шуму будет падать по мере увеличения ISO.

Зеркальные камеры, возможно, и уходящая порода, и Canon больше не инвестирует в эту технологию, но в этом тесте EOS-1D X III доказывает, что она далеко не устарела. Несмотря на то, что она была выпущена в начале 2020 года, ей удается производить незначительно более чистые изображения, чем EOS R1, при низких значениях чувствительности, и вы с трудом заметите разницу в уровнях шума вплоть до ISO 25600.

Canon EOS R1: вердикт

Когда я думаю об этом, мой комментарий выше о функции обнаружения размытия — это скорее не придирка, а громкая похвала: я сделал 3525 снимков на камеру, которой никогда раньше не пользовался, и получил 100% точных попаданий в фокус при съемке спорта. Баскетбола, к тому же, который наряду с боевыми видами спорта может быть одним из самых сложных для съемки.

Это, вероятно, лучшее одобрение, которое я могу дать Canon EOS R1. При всех передовых технологиях, при всех высокотехнологичных наворотах, при всех удивительных алгоритмах и умных вычислениях вам на самом деле не нужно ничего об этом знать или понимать: эта камера просто работает. Вы наводите ее на объект, она убеждается, что все в фокусе, и вы можете просто продолжать снимать.

Четыре года назад я назвал оригинальную EOS R5 «чит-кодом для съемки дикой природы». Что ж, сегодня я заявляю, что Canon EOS R1 — это чит-код для спортивной фотографии. Она облегчит жизнь как элитным фотографам агентств, так и начинающим любителям. А если вы снимаете баскетбол, футбол или волейбол, то вопрос даже не в том, стоит ли вам покупать эту камеру, а в том, когда.

Новейший флагман Canon стоил ожидания, и ему даже не пришлось гнаться за конкурентами в скорости серийной съемки. Другие бренды работали усерднее, но Canon работала умнее — и R1 от этого только выиграла.

Canon EOS R1

ЧИТАЙТЕ ОБЗОР PANASONIC LUMIX S 100-500MM F/5-7.1 — МОЩНЫЙ И КОМПАКТНЫЙ ЗУМ

Гарет Беван

Гарет Беван

Специализируется на портретной и лайфстайл-фотографией. В свободное от работы время он увлекается путешествиями и фотографией природы, а также занимается вопросами защиты окружающей среды.

Источник: Digital Camera World
Теги:
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»