"> ?>
Наверх

Обзор Apple Final Cut Pro (2025): будущее монтажа или красивый тупик?

Apple выпустила Final Cut Pro 11.2. Это наверстывание упущенного или новый стандарт? Apple наконец-то догнала конкурентов или просто вернула то, что должно было быть в программе изначально? Разбираем, за что на самом деле стоит платить в этом «крупнейшем» обновлении.

Опубликовано 08.12.2025 в 04:16
Apple Final Cut Pro
Наш вердикт

Final Cut Pro всегда был в некотором роде аутсайдером. Тот факт, что он доступен только на Mac, сильно ограничивает его популярность, но, несмотря на это, в нём постоянно появляются новые функции и дополнения, которые очень приветствуются (даже если некоторые из них явно пытаются догнать конкурентов). К сожалению, Apple есть Apple, и она ограничивает доступ к своим лучшим функциям для самых мощных компьютеров Mac.

Плюсы
  • Тот же хорошо продуманный интерфейс

  • Магнитная временная шкала — мощная концепция редактирования

  • Новые функции реализованы очень хорошо

Минусы
  • Только для Mac

  • Интерфейс не очень гибкий в настройке

  • Некоторые функции доступны только на компьютерах Mac с процессором Apple Silicon

Основные идеи

Apple сменила нумерацию с X на 11.2
Интерфейс слабо настраивается, но магнитная шкала ускоряет монтаж, а схема узнаваема.
Лучшие новинки: магнитная маска для объектов, цветокоррекция через корректирующий слой.
Часть функций, как автоматические субтитры, работает только на Mac с чипом Apple Silicon.

Ну, вы не поверите! Целых тринадцать лет наш любимый видеоредактор скромно звался Final Cut Pro X. Да-да, та самая «икс» — как у супергероев! А начиналось-то всё ещё при Macromedia, если вы в теме. Но суть в том, что за все эти годы, несмотря на тонну крутых обновлений, цифра после точки ползла медленнее улитки — только десятые доли. Ну, вы поняли: 10.1, 10.2… и так далее.

И тут — бац! — прошлый год, и Apple делает резкое движение: выбрасывает эту самую «икс» в окно и представляет миру просто Final Cut Pro 11. Прям как ребрендинг. Теперь у нас уже версия 11.2. И вопрос на миллион: это что, новая эра началась? Такие радикальные перемены, что аж цифры сменились? Или просто маркетинговый ход, чтобы глаз радовался? Давайте-ка вместе разберёмся, что там под капотом у этой новенькой «одиннадцаточки». Обещаю, будет интересно!

Видео от DGL.RU

Цена и доступность

Apple Final Cut Pro

Вы платите один раз, и устройство остаётся у вас навсегда, включая все будущие обновления, большие или маленькие. Это чертовски выгодное предложение, и оно действует уже 14 лет.

Для начала давайте разберемся, сколько это стоит? Удивительно мало. Я имею в виду, что это не подписка, то есть вы не арендуете программное обеспечение месяц за месяцем, как Adobe Premiere Pro. Но и бесплатным оно не является, как DaVinci Resolve.

Final Cut Pro занимает удобную нишу и обойдется вам в 300 долларов / около 22 900 рублей. На первый взгляд может показаться, что это дорого, но подумайте вот о чем: с момента выхода оригинальной версии Final Cut Pro X каждое обновление, большое или маленькое, было бесплатным. Даже мощная версия 11, которую я здесь рассматриваю, была включена в стоимость. Это чертовски выгодное предложение.

Оценка: ★★★★

Интерфейс Final Cut Pro

Apple Final Cut Pro

У него есть небольшая возможность настройки, но панели нельзя перемещать. Однако их размер можно немного изменить. Да, это похоже на то, как если бы Apple сказала: «Либо так, либо никак», но в то же время вы можете сесть за любой интерфейс FCP и приступить к работе, не пытаясь понять, где что находится.

Если вы новичок в Final Cut Pro или сомневаетесь, стоит ли использовать его вместо конкурирующего продукта, давайте кратко рассмотрим его интерфейс. В отличие от Premiere Pro, который гордится своей впечатляющей настраиваемостью, интерфейс FCP довольно жёсткий. Слева находится список библиотек (где хранятся все ваши медиафайлы), справа — боковая панель инспектора (где можно найти все изменяемые параметры), в нижней трети находится временная шкала, а примерно в центре — окно предварительного просмотра. Во многих редакторах есть два окна предварительного просмотра, а в FCP — только одно. Это может сбивать с толку, но на самом деле всё работает очень хорошо: наведите курсор на клип в библиотеке, и он появится в этом разделе; сделайте то же самое на временной шкале — результат будет тот же.

Эти разделы нельзя перемещать, но их можно скрывать или отображать, чтобы они появлялись, когда нужны, и исчезали, когда не нужны. Вы также можете изменять размер границ между этими разделами, чтобы видеть больше или меньше разделов по своему усмотрению. Это, безусловно, полезно, но по сравнению с Premiere Pro это довольно примитивно.

Но то, что вы теряете в плане настраиваемости, вы приобретаете в плане привычности: я могу зайти в любой интерфейс Final Cut Pro и сразу приступить к работе, не тратя время на то, чтобы разобраться в чужой, сугубо индивидуальной структуре!

Я хотел бы вкратце упомянуть о «магнитной временной шкале» Обычно, когда вы редактируете видео и удаляете клип между другими клипами, остаётся пробел, который нужно заполнить новым клипом или перетащить все клипы справа влево.

Это по-прежнему происходит в Final Cut Pro, но не при работе с основной временной шкалой. Когда вы изменяете размер или удаляете клип, все клипы справа от него автоматически перемещаются влево. К этому нужно привыкнуть, особенно учитывая, что клипы на других слоях фактически привязаны к клипам на основной временной шкале. Если удалить клип, к которому привязаны другие клипы, они все исчезнут.

Из-за этого требуется немного больше усилий, но когда вы привыкнете, вы будете редактировать очень быстро. Интересно, что Adobe недавно выпустила Premiere Pro для iPhone, и знаете что? В ней используется концепция магнитной временной шкалы, хотя в настольной версии Premiere Pro её нет. Apple уже давно опережает конкурентов в этом вопросе.

Оценка: ★★★★☆

Новые функции, которые я люблю (и ненавижу)

Apple Final Cut Pro

Есть множество мелких деталей, которые так полезны при редактировании, что невольно задаёшься вопросом, почему их не реализовали раньше. И да, есть и крупные, эффектные и хорошо реализованные функции — при условии, что ваш Mac может их запускать.

Я мог бы перечислить длинный список функций, появившихся в версии 11 и выше, но я сосредоточусь на тех, которые полюбил за последние месяцы. Да, у вас есть пара новых эффектов и несколько необычных переходов. Однако самая лучшая функция — та, о которой я до сих пор думаю: «Почему они не внедрили это много лет назад?» — это простое сочетание клавиш для перемещения клипов вверх или вниз по другому слою без необходимости перетаскивать их.

Проблема с перетаскиванием чаще всего заключается в том, что выбранные клипы при этом могут сдвинуться на несколько кадров по временной шкале. Есть способы предотвратить это, но они, к сожалению, не надежны. А исправление хронометража требует времени. Теперь мне просто нужно выбрать клип (клипы), который (ы) я хочу переместить, удерживая нажатой клавишу Option (возможно, вы знаете ее как Alt), и нажимать клавишу со стрелкой вверх или вниз столько раз, сколько мне нужно. Вот и все. Это сэкономило мне столько времени, что само по себе стоит того, чтобы заплатить за вход.

Ещё одно долгожданное улучшение в библиотеке: при синхронизации клипов или создании многокамерного клипа исходные файлы автоматически скрываются. Конечно, раньше это можно было сделать вручную, но каждая секунда, которую вы экономите благодаря автоматическому удалению ненужных файлов, может быть и будет использована позже при редактировании. Кажется, что это не так уж и важно, но, как известно, всё дело в мелочах.

Apple Final Cut Pro

Одна функция, без которой, как я понял, мне не обойтись, носит более технический характер: магнитная маска. Она очень умна: использует специальные алгоритмы для анализа объекта на экране, позволяя выделить его и игнорируя всё остальное. Как только вы определитесь с тем, что нужно выделить, FCP проанализирует весь клип и будет отслеживать это в динамике. Это работает, даже если объект (или человек) движется или даже поворачивается, а камера не обязательно должна быть неподвижной. При необходимости вы, конечно, можете настроить результат. Это отличный способ отделить объект от фона, полностью удалить фон, выполнить отдельную цветокоррекцию для обоих объектов и дать волю своему воображению. Прощайте, ручные ротоскопические преобразования! Впечатляет (и выполняется очень быстро на Mac с чипом Apple Silicon).

Одна интересная функция, которой я пользовался несколько раз, — это применение цветокоррекции к корректирующему клипу, расположенному над другими клипами на временной шкале. При этом изменяются все клипы, расположенные под ним. Отрегулируйте корректирующий клип, и это повлияет на все клипы, расположенные под ним, за один раз. Ещё одно отличное решение для экономии времени.

А ещё есть функция, которой мне очень хочется воспользоваться, но я не могу: автоматическая расшифровка и субтитры. FCP использует более сложные алгоритмы для преобразования устного диалога в письменный, благодаря чему субтитры появляются на экране в нужное время. Apple серьёзно отстаёт в реализации этой функции, а ведь она очень нужна. Я сам попробовал эту функцию на другом Mac, и она работает быстро и на удивление точно. Так почему же я не могу ею воспользоваться? Поскольку я всё ещё пользуюсь Mac на базе Intel, и каким бы мощным ни был мой компьютер, воспользоваться этой функцией могут только Mac на базе Apple Silicon (ворчу, ворчу).

И раз уж я ворчу, то могу упомянуть, что в версии 11.2 отсутствует поддержка устройств FireWire, если вы используете macOS Tahoe. У меня сердце разрывается от того, что FireWire вот так просто исчез. Если вы не знаете, что такое FireWire, то это был протокол, который значительно превосходил USB и мог делать то, чего до сих пор не может USB-C. Ну что ж, такова технология.

В целом Final Cut Pro — это мощный видеоредактор, и эти новые функции помогут ему снова догнать конкурентов. Я бы легко включил его в тройку лидеров, где также представлены Premiere Pro и Resolve. Редактирование в нём происходит плавно, у него много мощных функций, а сторонние плагины позволяют добавлять дополнительные эффекты и переходы. Новейшие функции, безусловно, делают его намного лучше, особенно если у вас Mac с процессором Apple Silicon. Большинство функций по-прежнему работают на старых добрых компьютерах Mac с процессорами Intel, хотя для них уже всё предрешено.

Оценка: ★★★★

Окончательный вердикт

Apple Final Cut Pro

Я всегда был поклонником Final Cut Pro. Да, это аутсайдер в мире видеомонтажа, несмотря на поддержку одной из крупнейших компаний в творческой индустрии. Конечно, то, что программа доступна только на устройствах Mac, не помогает, особенно с учётом того, что Apple теперь ограничивает доступ к некоторым лучшим функциям для компьютеров Mac и MacBook с высокими техническими характеристиками.

Но с точки зрения редактирования видео программа работает плавно, интуитивно понятно, а новые функции действительно ускоряют весь рабочий процесс. Конечно, складывается впечатление, что Apple пытается догнать другие ведущие компании в этой сфере, в частности Adobe Premiere Pro. Однако, по крайней мере, эти современные инструменты для редактирования теперь доступны, а не пылились в забвении. Честно говоря, раньше казалось, что Apple отказалась от Final Cut Pro, поэтому я рад возобновлению поддержки.

И я не могу компенсировать эту единовременную стоимость пожизненными обновлениями. Ни один другой видеоредактор не может сравниться с ним в этом.

Итоговый балл: ★★★★☆

Обзор Final Cut Pro: достойное обновление видеоредактора

Покупайте, если

Вы ищете недорогой видеоредактор для своего Mac, не любите слишком широкие возможности настройки, но цените удобный, плавный и быстрый способ работы с мощными инструментами для создания отличных видео.


Не покупайте, если

Вы не цените новые концепции редактирования и предпочитаете придерживаться проверенного традиционного способа монтажа видео, а также у вас нет Mac.

Стив Пэрис

Стив Пэрис

В теме технологий с 2003 года — это настоящий ветеран креативной индустрии. Его конёк — софт для творчества: монтаж, веб, графика, но и в бизнес-приложениях он дока. Всё, о чём пишет, тестирует в работе и жизни — от Mac (его первой любви) до Windows и мобильных платформ. Объясняет всё не сухими мануалами, а живыми лайфхаками — так, что поймет даже полный ламер.

Источник: Techradar
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»