
Как Fujifilm X-T3 спас мою фотографию: инфракрасная съемка и её сюрреалистические эффекты
Инфракрасная съемка на Fujifilm X-T3 — способ освежить старую камеру и увидеть мир по-новому. Узнайте, как это перевернёт ваш взгляд на фотографию!
Один из самых сложных «навыков» в фотографии — сохранять мотивацию для продолжения съёмок. После того как вы освоите основы, как сохранить тот энтузиазм, который был у вас на начальном этапе? Легко попасть в колею и полностью перестать снимать. Именно это и произошло со мной, поэтому несколько месяцев назад я решился на радикальный шаг и переделал свой старый Fujifilm X-T3 в инфракрасный.
Определённо, были более простые и дешёвые альтернативы, но я обосновал своё решение несколькими причинами. Во-первых, мой старый X-T3 пылился без дела, и мне нужно было либо продать его, либо вдохнуть в него новую жизнь. Во-вторых, у меня есть дурная привычка тратить деньги на творческие блоки, и я не мог оправдать покупку новых объективов. Но самое главное, я живу в Великобритании, и на горизонте уже маячило лето.

Фотографы часто сторонятся лета, как вампиры, из-за яркого света и до смешного ранних рассветов. Но на самом деле именно в это время года инфракрасная фотография расцветает. Солнечный свет наполнен «ближним инфракрасным» излучением, длина волны которого невидима для человеческого глаза. Но с правильным оборудованием вы можете запечатлеть этот свет и увидеть мир по-новому, в необычном свете.
Моё приключение в мире инфракрасного излучения только начинается, но я очень рад, что решился на него. И если вы тоже ищете способ освежиться и погрузиться в мир сюрреализма, то это может сработать и для вас…
Fujifilm X-T3: Режим мгновенного выпадения снега
Инфракрасная фотография, как и астрофотография, — это отдельный мир. Можно потратить несколько дней на изучение теории «ложных цветов», «переключения каналов» и «горячих точек», даже не делая ни одной фотографии. Я хотел упростить задачу, поэтому выбрал самый простой путь.
Существует два основных вида инфракрасной фотографии и два способа её создания. Психоделический вид, который был популярен на обложках альбомов 1960-х годов, — это «ложный цвет». Он называется «ложным», потому что человеческий глаз не видит инфракрасный свет, поэтому цвет добавляется с помощью методов редактирования — и результаты могут быть действительно очень странными.

Для меня розовые деревья и голубая трава — это слишком большой шаг в сторону чего-то странного, поэтому я склонился к чёрно-белой инфракрасной фотографии. В ней всё ещё есть сюрреалистический элемент в виде светящихся листьев и тёмного неба, но без полного погружения в стиль Сальвадора Дали. Кроме того, поскольку я обычно не снимаю в монохромном режиме, это стало для меня дополнительным вызовом.
Итак, с чего начать знакомство с инфракрасным излучением? Более дешёвый и, пожалуй, более разумный вариант — использовать светофильтры, которые можно купить у таких производителей, как Hoya и Urth. Но у них есть недостаток: они сильно уменьшают количество света, попадающего в объектив, поэтому обычно приходится использовать штатив и длительную выдержку.
Мне это не очень подошло, потому что главное преимущество инфракрасной съёмки заключалась в простоте: нужно было выйти на улицу в солнечный день в разумное время и снимать в чёрно-белом режиме. Поэтому я выбрал другой вариант — переоборудовал старую камеру.

Я нашёл компанию Protech Photographic, которая переделала мой Fujifilm X-T3 за 33 тыс. руб.
Можно сделать всё самостоятельно, но это точно не для слабонервных (или тех, кто привык действовать наобум).
Fujifilm X-T3: Что такое инфракрасное излучение?

Инфракрасное излучение имеет более длинную волну, чем «видимый свет», который может воспринимать человеческий глаз. Мир по-разному отражает инфракрасное излучение, поэтому деревья светятся, а небо темнеет. Большинство цифровых камер с ИК-преобразованием улавливают «ближний инфракрасный» свет, а не крайние его значения, которые используются тепловизионными камерами или приборами ночного видения.
Прежде чем вы отправитесь на улицу и увлечётесь светящимися деревьями, вам нужно принять последнее решение — какой тип ИК-преобразования вам нужен. Они различаются по длине волны (измеряется в нанометрах), и вам нужно выбрать тот, который соответствует вашему предпочтительному стилю съёмки.
Они начинаются с 590 нм и доходят до «полного спектра», но 720 нм часто являются наиболее популярным диапазоном для чёрно-белой инфракрасной съёмки, потому что он обеспечивает хороший баланс между пропусканием инфракрасного света и отсутствием чрезмерного излучения. Именно на него я и ориентировался.
Fujifilm X-T3: Забава для начинающих
Так зачем же всё это затевать? Я понял, что инфракрасное излучение — это та искра, которая нужна мне, чтобы снова начать снимать и по-новому взглянуть на фотографию. Для меня это было всё равно что открыть для себя новый строй гитары — он не делает тебя «лучше» в каком-то смысле, но (в буквальном смысле) помогает увидеть что-то знакомое в новом свете.
Инфракрасная съёмка, естественно, имеет свои подводные камни и требует обучения. Когда я впервые посмотрел в видоискатель, используя имитацию монохромной плёнки Fuji для предварительного просмотра конечного изображения, всё выглядело невероятно. Это было похоже на пробуждение в окружении свежего снега, только снег редко выглядит так же хорошо на фотографиях, как в реальной жизни.

Я сделал множество неудачных снимков светящихся деревьев (эффект называется «гало»), прежде чем начал понимать сильные стороны инфракрасной съёмки.
Хорошая чёрно-белая фотография — это результат понимания яркости и контрастности, а инфракрасное излучение переворачивает мир с ног на голову. Яркое небо становится чёрным, а листва деревьев светится. Чтобы сфокусировать взгляд, требуется время, но это часть процесса. Вы снова ощущаете радость первооткрывателя.
Когда я приступил к работе, у меня возник другой вопрос: в чём смысл инфракрасной фотографии? На то, чтобы разобраться в этом, ушло немного больше времени. Нет ничего плохого в том, чтобы ради интереса делать сюрреалистичные, красивые фотографии, но мои лучшие снимки получились, когда я начал снимать сцены, в которых использовались преимущества инфракрасного излучения, — и это помогло в нескольких конкретных случаях.
Fujifilm X-T3: Примите эту странность
Я хотел снять фотогеничную группу окаменевших дубов в Эссексе, Англия, которые датируются примерно 900 годом. В этом месте определенно царит жуткая атмосфера, которая, по-видимому, вдохновила на сцену высадки на Марс в «Войне миров».
Съёмка в начале лета была не самым удачным решением, но здесь на помощь приходит инфракрасное излучение, которое также хорошо подходит для сцен, уже имеющих потусторонний вид. Если ваш объект съёмки тёмный и выразительный, то яркая листва поможет подчеркнуть его, а также выделить «индивидуальность» деревьев, если это не звучит слишком новомодно.
Поскольку стекло блокирует большую часть ближнего инфракрасного излучения, любые окна в ваших инфракрасных сценах будут тёмными или чёрными. Это может быть полезно, если вы пытаетесь запечатлеть впечатляющие небоскрёбы в финансовой столице, а также помогает избавиться от беспорядка и отвлекающих факторов.

Ещё одно преимущество съёмки в городских условиях в инфракрасном диапазоне заключается в том, что она помогает подчеркнуть необычность мест, которые в некоторой степени слишком рукотворны. Классическое сочетание — яркая листва рядом с тёмными окнами или водой, но некоторые материалы удивительным образом отражают инфракрасный свет, и это может придать снимку слегка научно-фантастический вид, если вы к этому стремитесь.
Ещё одно увлекательное дополнительное задание — найти участки с растительностью, чтобы подчеркнуть определённые части городского пейзажа. Я до сих пор не нашёл идеальное сочетание света и горизонта, но даже сцена с контровым светом, как на фото ниже (что не очень характерно для инфракрасной съёмки), может выглядеть немного сказочно.
Я также рассматривал Уимблдонский теннисный турнир как хорошую возможность для съёмки в инфракрасном диапазоне, потому что меня никогда особо не устраивали «обычные» снимки, которые я там делал. Трудно не поддаться клише о клубнике со сливками, ведь это такое яркое и жизнерадостное место. Но есть ли у Уимблдона тёмная сторона?
Ладно, «мрачный» — это слишком сильно сказано, но для некоторых игроков это место, вероятно, выглядит довольно устрашающе. А со стороны кажется, что большие участки поля огорожены для избранных. При правильном освещении в инфракрасном свете что угодно может выглядеть жутковато, но было забавно показать ту сторону Уимблдона, которую я раньше не запечатлевал.
К сожалению, я слишком поздно понял, что конец дня, когда большинство людей в полубессознательном состоянии, вызванном шампанским, покидают Уимблдон, идеально подходит для съёмки в инфракрасном диапазоне. Необязательно снимать в полдень — низкое солнце, отбрасывающее глубокие тени, также создаёт контраст, который отлично подходит для чёрно-белой съёмки, так что я обязательно вернусь, чтобы сделать ещё несколько таких снимков.
Fujifilm X-T3: Стеклянный потолок
Я всё ещё осваиваю инфракрасную съёмку, но если вы хотите попробовать, то вот несколько важных моментов, которые я усвоил за последние несколько месяцев.
Во-первых, это объективы. Не все объективы хорошо работают с камерами с ИК-преобразованием, поскольку покрытия, материалы и стекло могут по-разному взаимодействовать с инфракрасным светом, что может привести к появлению так называемых «горячих точек» (ярких кругов в центре фотографий).

А что насчёт редактирования? Преимущество съёмки чёрно-белых инфракрасных фотографий в том, что это намного проще, чем цветная съёмка. В моей переделанной камере Fujifilm уже был настроен баланс белого, поэтому я просто снимал в режиме имитации монохромной плёнки Fuji, чтобы получить представление о конечном результате. Поскольку вы часто снимаете в середине дня, это очень увлекательный процесс, когда можно просто нажать на кнопку и снять — именно то, что я искал.

Затем я просто использовал Lightroom Classic для редактирования файлов raw, хотя подойдет любой из лучших фоторедакторов. Эти raw-файлы поначалу будут выглядеть грязно-коричневыми, так что это всего лишь пример применения профиля, чтобы подчеркнуть качество инфракрасного излучения. Я обнаружил, что встроенные черно-белые программы Adobe (перейдите в Профиль> Обзор), как правило, справляются с задачей, а черно-белые 01-04 обычно являются хорошей отправной точкой.
Одна из проблем, с которой я столкнулся, — это стремление сделать цветокоррекцию более естественной для инфракрасных снимков. Обычно я стараюсь делать цветокоррекцию естественной и едва заметной, но необработанные инфракрасные файлы требуют сильного контраста с глубокими тенями и яркими светлыми участками. Если быть слишком осторожным, снимки могут получиться плоскими, как «серый суп», поэтому я хочу улучшить этот момент. Кроме того, я хотел бы в большей степени использовать абстрактный потенциал инфракрасных снимков.
Для чего нужен инфракрасный свет?
После нескольких месяцев использования X-T3 с ИК-конвертером и множества ошибок я начал понимать, что лучше всего подходит для инфракрасной фотографии.
Один из уроков заключается в том, что простота — это главное. Для всех видов фотографии рекомендуется выбирать незагромождённую сцену с чёткими ориентирами, но для инфракрасных фотографий это особенно важно, иначе светящаяся сцена, которая отлично выглядела в видоискателе, будет похожа на снежную кашу.

Я также обнаружил, что проработка глубины даже важнее, чем обычно. Опять же, в использовании направляющих линий и слоёв нет ничего нового, но многие кадры, которые обычно получаются в стандартном цвете, в инфракрасном выглядят плоско.
Инфракрасная съёмка особенно хороша, когда она усиливает объект или ощущение, которые уже присутствуют в кадре, а не просто включает «сюрреалистичный» режим ради самого режима. В своём бесконечном поиске удачных кадров я отправился к скалам «Семь сестёр» на южном побережье Англии. Это место отвечает многим требованиям: яркие белые скалы на фоне чёрного моря — и, хотя это определённо фотоклише, снимать там было весело.
К счастью, случайно образовавшийся туман — не то, что обычно бывает в середине дня, — добавил драматизма, и я понял, что неземные сцены — это хлеб насущный для IR.
К сожалению, инфракрасные камеры не слишком удобны, если вы хотите сделать традиционное уличное фото, поэтому в некоторых поездках вам может понадобиться две камеры.

Но как только первая волна моей одержимости инфракрасной съёмкой схлынула — а она действительно накатывает волнами, — я понял, что нужно перестать искать масштабные театральные сцены и попытаться найти такие, которые позволят инфракрасной съёмке придать повседневности немного странный и хичкоковский вид.

Например, я нашёл телефонную будку на лавандовом поле наверху, которую я, скорее всего, не смог бы снять обычной камерой, но мне показалось, что она выиграла от сюрреалистичного эффекта инфракрасной съёмки.
Fujifilm X-T3: Передышка от старого
Существует бесчисленное множество фотопроектов, которые помогут вам вновь пробудить в себе страсть к фотографии. Многие из них стоят дешевле, чем инфракрасное преобразование вашей камеры.
Но если у вас, как и у меня, есть старая камера, которая пылится без дела и не является вашей основной камерой, то ИК-конвертация может стать хорошим способом вдохнуть в неё новую жизнь — и в ваши фотографии тоже.
Недавно я увидел цитату Андре 3000 из Outkast, которая меня очень впечатлила. Он сказал Rolling Stone о своих недавних музыкальных экспериментах: «Я лучше буду интересным любителем, чем скучным мастером».
Было здорово нажать кнопку сброса и снова почувствовать себя новичком, и благодаря этому затраты на переоборудование моей камеры показались мне вполне оправданными.










