Наверх

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)

В съемке бескрайних просторов нужно многому научиться, и даже опытные фотографы подвержены этим распространенным ошибкам в пейзажной фотографии. Не позволяйте этому случиться с вами!

18.07.2025
18:23
9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)

Вам захочется избежать этих распространенных ошибок в пейзажной фотографии, если вы хотите реализовать свой полный потенциал как пейзажный фотограф. К счастью, их не так уж и сложно преодолеть, и я покажу вам, какие именно приемы пейзажной фотографии вы можете использовать для их устранения.

В конце концов, пейзажи — один из самых популярных и вдохновляющих объектов для фотографирования, и есть много разных способов их запечатлеть. От широких полей зрения, которые вмещают в себя бескрайние просторы, до плотно скомпонованных сцен, которые фокусируются на фрагменте пейзажа, до мрачных сцен, снятых в монохроме, и размытого движения с помощью длительной выдержки — вы можете дать волю своему творчеству.

К сожалению, при таком большом выборе есть много возможностей для ошибок. И хотя я сомневаюсь, что вы совершаете все перечисленные ниже ошибки, даже опытным пейзажным фотографам может быть полезно вспомнить одну-две. Итак, просмотрите девять распространенных ошибок в пейзажной фотографии в этой статье, и я покажу вам, как их преодолеть.

1. Неправильный баланс белого

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Если вы снимаете в формате JPEG, крайне важно правильно настроить баланс белого в камере

Одна из самых распространенных ошибок, которые совершают фотографы при съемке пейзажей, — это неправильная настройка баланса белого. Баланс белого изменяет цветовую температуру изображения, чтобы цвета передавались точно, так называемый, потому что белые объекты обычно используются в качестве точки отсчета. Если баланс белого вашей камеры установлен неправильно, цветовая температура может показаться слишком теплой или холодной. Для более точных цветов вы можете использовать автоматическую настройку баланса белого вашей камеры или установить его вручную с помощью серой карты или нейтрального объекта.

Видео от DGL.RU

Важность баланса белого — одна из главных причин, по которой многие фотографы настаивают на съемке в формате RAW. Это потому, что файлы RAW позволяют вам изменять цветовую температуру ваших изображений в постобработке, неразрушающим образом. Так что, если вы забудете установить баланс белого или автоматический баланс белого окажется неточным, вы можете изменить его позже и не быть наказанным. Если вы снимаете в формате JPEG, вы можете немного изменить цветовую температуру, но не так кардинально, как в файле RAW. Если ваш баланс белого сильно сбит при съемке в JPEG, изображение может оказаться непригодным для использования.

2. Слишком широкий угол

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Не бойтесь использовать телеобъектив, если объект на фоне пейзажа теряется в кадре

Широкоугольные объективы — это основа пейзажной фотографии, но это не значит, что они всегда лучшие объективы для пейзажей. Распространенной ошибкой является съемка слишком широким углом. Видите ли, широкоугольные объективы заставляют удаленные объекты казаться еще дальше из-за искажения перспективы. Таким образом, вы можете уменьшить воздействие удаленных объектов, таких как горы или одинокие деревья, если ваше поле зрения слишком широкое.

Если ваш объект выглядит заметно на месте, но уменьшается, когда вы смотрите в видоискатель, увеличьте фокусное расстояние. Использование более узкого широкоугольного или стандартного объектива часто решает проблему, но в некоторых случаях вам может понадобиться перейти на телеобъектив. Длинные объективы — отличный способ кадрировать сцену и выделить интересные участки, которые находятся слишком далеко, чтобы оказывать какое-либо влияние на композицию при использовании более широкого фокусного расстояния.

3. Не думать о композиции

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Правило третей предполагает разделение кадра на сетку из девяти равных прямоугольников. Затем расположите горизонт на одной из двух горизонтальных линий, а фокус — на одной из четырёх точек пересечения.

Одна из самых больших ошибок в пейзажной фотографии — не обращать внимания на композицию вашего изображения. Очень легко навести камеру на красивую сцену и подумать, что этого достаточно, но за хорошей композицией стоит настоящая наука. Композиция означает расположение элементов в изображении, и она играет решающую роль в общем воздействии и эффективности создаваемых нами изображений.

Некоторые распространенные ошибки в пейзажной композиции включают центрирование объекта, размещение линии горизонта в середине кадра и включение слишком большого количества отвлекающих элементов в сцену. Чтобы более эффективно компоновать ваши изображения, попробуйте использовать правило третей, ведущие линии и кадрирование в кадре, чтобы привлечь внимание зрителя к объекту изображения.

Тем не менее, в композиции нет жестких правил — правила созданы для того, чтобы их нарушать. Просто убедитесь, что вы знаете их как свои пять пальцев, прежде всего.

4. Кривые горизонты

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Снимайте композицию уровня в камере, и вам не придётся без необходимости обрезать изображение при постобработке

Технически это проблема композиции, но она настолько распространена и сбивает с толку даже самых опытных фотографов, что стоит уделить ей отдельное место. Некоторые люди, кажется, обладают врожденной способностью держать камеру ровно, в то время как другие мучаются, как будто стоят на батуте на высоких каблуках!

Выровнять горизонт при съемке с необычного ракурса особенно сложно, и если вы сделаете это неправильно, вам придется поворачивать и обрезать изображение в постобработке. Хотя это несложная задача, это будет означать обрезку, которая может испортить вашу композицию, поэтому лучше избегать слишком большого выпрямления в постобработке, если это возможно.

К счастью, существует множество решений. Если вы используете штатив, на головке может быть удобный встроенный пузырьковый уровень, а если нет, вы можете купить пузырьковые уровни, которые вставляются в горячий башмак вашей камеры. Кроме того, многие камеры теперь имеют встроенный цифровой уровень, который может отображаться в видоискателе или на заднем ЖК-экране.

5. Передержка или недодержка

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Из-за того, что камера отдает предпочтение среднему оттенку серого, снег может получиться серым (слева), а это значит, что для получения белого цвета изображение нужно переэкспонировать (справа)

Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются пейзажные фотографы, — это неправильная экспозиция сцены. Правильная экспозиция требует, чтобы свет и тень были идеально сбалансированы, и может иметь большое значение для общего качества изображения. Если изображение недоэкспонировано, оно будет выглядеть слишком темным и может не хватать деталей. Если оно переэкспонировано, оно будет выглядеть слишком ярким и могут быть выбитые света.

Чтобы обеспечить правильную экспозицию, сделайте пробный снимок и посмотрите, как он выглядит. Если вы используете беззеркальную камеру с электронным видоискателем, это обеспечит вам живой предварительный просмотр вашей сцены, чтобы вы могли видеть экспозицию в реальном времени. Гистограмма вашей камеры также предоставит вам график экспозиции, который может вас направить. Если кривая касается левого или правого края гистограммы, значит, тени и/или света были обрезаны соответственно.

Обрезания не всегда можно и нужно избегать, но обычно вы не хотите обширного обрезания, поэтому следите за гистограммами, которые в основном сгруппированы слева или справа. Нет такого понятия, как идеальная гистограмма, так как она будет меняться от сцены к сцене, но в целом вы ищете кривые, которые в основном занимают среднюю часть гистограммы, с как можно меньшим обрезанием.

Наконец, съемка в формате RAW сохраняет как можно больше данных изображения, что дает вам больше гибкости в постобработке для уточнения вашей экспозиции. Мне нравится делать свою экспозицию как можно ближе к идеальной в камере, но небольшая настройка почти всегда необходима в постобработке.

6. Неправильный баланс экспозиции

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Смешайте эти три изображения, и вы получите детализированное изображение яркого неба и тёмной земли

Иногда вы не можете достичь правильной экспозиции, потому что не можете сбалансировать более яркое небо с более темной землей. Как вы, вероятно, уже знаете, легче вернуть детали в тенях, чем в светах при редактировании изображения в постобработке. Это означает, что многие фотографы будут экспонировать по светам (небу) и пытаться поднять тени в постобработке, чтобы сбалансировать экспозицию.

Высокий динамический диапазон современных сенсоров сделал это все более возможным, но очень яркие небеса все еще могут затруднить предотвращение обрезания светов или теней. Чтобы этого не произошло, вы можете использовать либо градиентный нейтральный фильтр, либо брекетинг по экспозиции. Первый — это фильтр, который обычно наполовину тонирован и наполовину прозрачен. Это означает, что вы помещаете тонированную половину фильтра над ярким небом, чтобы затемнить его в камере, не затрагивая более темную землю, что облегчает достижение сбалансированной экспозиции.

Второй — это когда вы делаете несколько одинаково скомпонованных изображений (обычно три или пять) при разных экспозициях, прежде чем смешивать эти экспозиции вместе в постобработке, чтобы сбалансировать экспозицию всего изображения.

7. Не обращать внимания на время суток

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
В течение дня освещение может быть разным, и многие фотографы-пейзажисты предпочитают «золотые часы» восхода и заката солнца

Не обращать внимания на время суток — это легко сделать, когда вы увлечены исследованием природных чудес вокруг вас. Но это может оказать значительное влияние на освещение и общее настроение ваших пейзажных изображений. Съемка в золотые часы (сразу после восхода и незадолго до заката) может привести к красивому, теплому, золотому свету, который может добавить глубину и объем изображению.

С другой стороны, съемка в середине дня может привести к резкому, прямому свету, который может создавать резкие, уродливые тени и плоские изображения. Чтобы максимально использовать свет, старайтесь планировать свои пейзажные съемки вокруг золотых часов. Это чрезвычайно легко сделать с помощью приложения, такого как PhotoPills или The Photographer’s Ephemeris, которое точно скажет вам, когда наступят золотые часы в данном месте в определенную дату и в определенное время.

8. Не ждать подходящего света

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Мне пришлось долго ждать, прежде чем свет озарил это одинокое дерево и выделил его на оживлённом фоне

Свет — самый важный аспект пейзажной фотографии. У вас может быть потрясающий объект, все технические знания в области фотографии и самая убедительная композиция, но если условия освещения не работают, вы зря тратите время. Вот почему появление в нужное время суток — это только половина дела.

Свет постоянно меняется. Если вы сделаете свою фотографию, как только свет станет хорошим, а затем сразу же уйдете, вы можете упустить лучшее, что еще впереди. Великолепные условия освещения могут длиться всего несколько секунд или появляться из ниоткуда; вот почему опытные пейзажные фотографы останутся на своем месте, пока не будут абсолютно уверены, что лучшие условия освещения прошли.

Всего лишь прорыв в облаках, и все может измениться. По мере того как солнце движется по небу, вы также заметите, как свет падает на разные части пейзажа. Если вы снимаете маяк, например, вы можете подождать, пока свет не попадет на маяк, дополнительно выделяя его как ваш объект. Не делайте только одну фотографию. Продолжайте снимать, пока свет меняется, чтобы вы могли выбрать лучшее освещение в постобработке.

9. Размытое изображение

9 распространенных ошибок в пейзажной фотографии (и как их избежать)
Фотографы-пейзажисты часто намеренно используют длинную выдержку, чтобы размыть движущиеся объекты, например текущую воду или плывущие облака

Пейзажи часто требуют более узких диафрагм для захвата достаточно большой глубины резкости, в то время как низкие ISO обычно используются для сохранения как можно большего качества изображения. Однако, если вы не снимаете в ярких условиях, это потребует от вас замедления скорости затвора, чтобы впустить достаточно света в камеру. Это увеличивает риск дрожания камеры, что является размытием изображения, вызванным непреднамеренными движениями камеры.

Стабилизация изображения — один из способов обойти это, но если ваша камера или объектив ее не имеют, или она уже включена, а ваши изображения все еще нечеткие, лучшим решением будет использование штатива. Лучший штатив — это необходимый элемент оборудования для пейзажных фотографов в любом случае, так как он позволит вам быть гораздо точнее с вашей композицией.

Но будьте осторожны, дрожание камеры может повлиять на изображения даже при использовании штатива. Это потому, что при очень медленных скоростях затвора дрожание камеры может быть вызвано физическим нажатием кнопки спуска затвора. Вот почему я либо устанавливаю режим задержки экспозиции, либо использую дистанционный спуск затвора, чтобы я мог спустить затвор, не касаясь камеры.

Sony RX1R III: компактная камера с полнокадровым сенсором 61 МП — возвращение легенды

Источник: DigitalCameraWorld
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»