
Что такое оранжерея и нужна ли она вам?
Оранжереи, в отличие от зимних садов, представляют собой изысканные садовые помещения с долгой и увлекательной историей в европейской архитектуре.
В идее помещения, совмещающего в себе функции дома и сада, в какой бы форме оно ни существовало, есть что-то неизменно привлекательное. Как выразился Джеффри Джеллико в предисловии к восхитительной книге «Комната в английском саду», «высшая цель [таких помещений] — создать хрустальный ларец, который на короткое время перенесёт вас на берега Средиземного моря (или в какое-то другое столь же тёплое место), к которому нас биологически влечёт».
«Садовая комната», то есть строение, расположенное в саду отдельно от основного дома, в последние годы стала чем-то вроде модного тренда. Карантин из-за Covid и, как следствие, перенаселённость городских домов сделали эту идею особенно популярной. Лоджии и веранды, которые по сути являются крытыми балконами или террасами, открытыми с одной стороны, напоминают классические средиземноморские виллы или тропические дома. Между тем термин «оранжерея» постепенно выходит из употребления из-за неудачных ассоциаций с пластиковыми конструкциями, нелепо пристроенными к задним стенам домов. Однако в слове «оранжерея» есть что-то более изысканное, и в своей чистой форме оранжерея — это нечто великолепное.
Что такое оранжерея?
Но что такое оранжерея и чем она отличается от зимнего сада? Исторически оранжерея в некотором смысле является прародительницей всех садовых помещений, по крайней мере в Европе. В XVII веке (недавно возникшая) страсть англичан к апельсинам привела к строительству специальных сооружений для поддержания необходимой температуры. Как правило, они строились из кирпича, с плоскими крышами и большими окнами на южной стороне, чтобы в них попадало как можно больше солнечного света.

В то время как более ранние версии оранжерей обычно были приземистыми и отдельно стоящими, оранжереи XVIII и XIX веков, появившиеся в таких величественных домах, как Белтон-Хаус в Линкольншире, Сезенкот в Глостершире и Крум в Вустершире, могли быть просто потрясающими. С начала XVIII века оранжереи и теплицы стали использоваться не только для практических целей, но и как места для общения. Даниэль Дефо описывал оранжерею в Уонстеде, прекрасном палладианском доме в Эссексе, как «превосходное здание, способное принять у себя принца». С изменением назначения оранжерей стало целесообразнее пристраивать их к домам, а не располагать в самом саду.
Оранжереи были выполнены в самых разных стилях: Джон Нэш отдавал предпочтение классическим храмам, в конце XVIII — начале XIX века были популярны причудливые сооружения в индийском и китайском стиле, а также живописные готические миниатюрные замки. Одним из самых плодовитых проектировщиков оранжерей того периода был сэр Джеффри Уайатвилл, создавший оранжереи в Чатсуорте, Уоберн-Эбби и Лонглите, а также во многих других местах. Он отдал предпочтение простому отдельно стоящему зданию из камня с большими окнами, выходящими на южную сторону. Сейчас мы бы назвали такое здание оранжереей, а не теплицей или зимним садом.

Самые впечатляющие из них были построены с размахом: оранжерея в Кью, пожалуй, одна из крупнейших в Англии (сейчас она с комфортом вмещает 200 гостей на свадьбе). За пределами наших берегов в огромных дворцах Европы часто можно было увидеть невероятно большие оранжереи: в Версальской оранжерее с её бесконечными арками могут разместиться 1000 деревьев и коллекция статуй.

Нам очень нравится оранжерея Линнея в шведском городе Уппсала, которая, что необычно, до сих пор используется как теплица для тропических растений. Все они построены из кирпича или камня. Только позже, когда в Великобритании вошли в моду ещё более экзотические и тропические фрукты, требующие ещё более высокой температуры, этот стиль уступил место тому, что мы называем оранжереей или теплицей. Плоская крыша традиционной оранжереи уступила место скатным и застеклённым крышам, и в целом в конструкции стало больше стекла, чем стен.

В наши дни, если вы хотите пристроить к дому что-то вроде садовой комнаты, разница между терминами «оранжерея» и «зимний сад» практически незаметна. Большинство компаний, занимающихся поставками зимних садов, используют эти термины как взаимозаменяемые. Но в традиционном понимании оранжерея — это скорее внутреннее пространство, чем зимний сад, и в некотором смысле она очень похожа на пристройку к кухне — комнату с окнами или дверями во всю длину стены, выходящими в сад.

Почему вы выбрали этот традиционный стиль оранжереи, а не теплицу или зимний сад? Во-первых, она требует меньше ухода (вам не придётся часто вызывать мойщиков окон), а во-вторых, такая конструкция может плавно переходить в остальную часть дома. Благодаря стене из окон оранжерея также идеально подходит для того, чтобы наслаждаться прекрасным видом.

Если вам посчастливилось стать обладателем собственной оранжереи (или вы планируете её построить), как лучше всего её оформить? Никола Хардинг превратила оранжерею в доме на берегу реки, который она спроектировала, в уютное пространство, окутанное синей краской и глянцевой бирюзовой плиткой. Однако мы отдаём предпочтение решениям, которые напоминают об изначальном предназначении оранжереи. Украсьте его растениями и зеленью, как это сделала наша команда декораторов, создав схему для магазина, вдохновленную садовыми комнатами, и отдайте предпочтение элегантной мебели в стиле XVIII века, напоминающей о золотом веке оранжерей.
Партнер компании Sibyl Colefax & John Fowler, рассказывал, что в своей усадьбе в Котсуолде он украсил садовую комнату «прекрасными немецкими ботаническими картинами в расписных рамах» и «французскими креслами из фруктового дерева». Ландшафтный дизайнер, который жил и работал в саду отеля The Dairies в Касл-Ховарде в Йоркшире, вдохновлялся «римской традицией переносить сад в дом с помощью очаровательных фресок с цветами, растениями и птицами» и установил стол с фресками рядом с классическими урнами и скульптурами. Проект оранжереи в Хэмблдене, разработанный Джоном Фаулером, включал в себя шпалеры обои, настоящие шпалеры для выращивания жасмина и вьющихся растений на стенах, а также полосатые шторы с фестончатыми ламбрекенами.











