
Весь «Терминатор» — одна большая хитрость. Кэмерон рассказал, как обманул всех с помощью копеечного трюка
Оказывается, все ночные сцены сняли почти бесплатно. Никто даже не заметил подвоха
Основные идеи
Мнение автора
Опыт Кэмерона с «Терминатором» отлично доказывает, что ограничения рождают гениальные решения. Вместо того чтобы жаловаться на бюджет, он превратил город в свою съемочную площадку. Это ценный урок для любого проекта: ищите возможности в имеющихся ресурсах, а не ждите идеальных условий.
Сегодня франшиза «Терминатор» — это гигант поп-культуры. Но когда в 1984 году снимали первый фильм, Джеймс Кэмерон был никому не известным режиссером категории Б. Бюджет картины был настолько смешным, что для такого масштабного проекта его не хватало катастрофически.
Однако именно партизанские методы съемок Кэмерона превратили «Терминатора» из потенциального трэша в блокбастер, который собрал огромную кассу и породил одну из самых живучих франшиз Голливуда. Оказалось, режиссер использовал обычный экспонометр, чтобы найти места для съемок и не разорить студию на ночных сценах.
Недавно режиссер дал большое интервью, где рассказал о создании каждого своего фильма — от «Терминатора» до грядущего «Аватар: Огонь и пепел», который выходит в декабре. Разумеется, для съемок «Аватара» ему уже не приходилось экономить на каждой мелочи.
Нам выделили бюджет, который казался нам вполне приличным, но мы вышли из «киношколы Роджера Кормана», где бюджеты были смешными — полмиллиона, максимум миллион долларов.
— вспоминает Кэмерон.
Он рассказал, как вместе с продюсером Гейл Энн Хёрд набивал руку на низкобюджетном кино.
На создание фильма нам дали 4,3 миллиона долларов (около 340 млн руб.) — мы думали, что попали в рай! Конечно, все относительно. Для такого амбициозного проекта это были очень скромные деньги.
Сейчас состояние Кэмерона приближается к миллиарду долларов. Однако во время съемок «Терминатора» все было совершенно иначе.
Я жил в крошечной квартирке в Тарзане, а мама присылала мне купоны, чтобы я мог купить два «Биг Мака» по цене одного, потому что она думала, что я недоедаю. И она была права.
Кэмерон и Хёрд вдохновлялись другой известной парой — режиссером Джоном Карпентером и продюсером Деброй Хилл. Они прославились тем, что снимали малобюджетные фильмы, которые выстреливали в прокате.
«Терминатор» был фильмом на стыке жанров. Мы с Гейл восхищались Карпентером и Хилл, которые сняли «Хэллоуин» и другие дешевые картины. Я думал, что если добьюсь невероятного успеха, то, возможно, стану кем-то вроде Джона Карпентера. Поэтому мы думали о «Терминаторе» как о дешевом слэшере. Мы чувствовали, что если сможем удержать масштабную предысторию где-то за горизонтом, то уложимся в наш бюджет.

Одного лишь искусного повествования было мало. Бюджет и график были настолько сжатыми, что команде часто приходилось «воровать» кадры — например, снимать тайно без разрешений на локациях. Иногда режиссер сам брал в руки камеру, чтобы не ждать и не платить оператору.
Одной из главных проблем стали ночные съемки. Они требуют огромных затрат, потому что нужно нанимать, устанавливать и обслуживать дорогое осветительное оборудование.
Столкнувшись с неподъемными расходами, Кэмерон придумал гениальное решение. Вместо того чтобы арендовать осветительное оборудование и нанимать людей для работы с ним, он просто взял экспонометр и пошел гулять по ночному Лос-Анджелесу. Он искал места, где было достаточно естественного уличного освещения.
Мы ходили с экспонометром и находили улицы, которые были достаточно яркими для съемок. Там, где висели ртутные газоразрядные лампы. Отлично подходили парковки подержанных автомобилей, потому что их прожекторы давали достаточно света на улицу — там мы и снимали.
Все это интервью — настоящая сокровищница историй и информации о том, как режиссер снимал свои культовые работы. Так что, если вы фотограф или режиссер, помните: дело не в технике, дело в идее.

34 лучших фильма и сериала, которые стоит посмотреть сегодня вечером












