
Наука доказала: ваш ребенок рисует лучше вас — дети копируют Поллока
Дети повторяют стиль Джексона Поллока точнее взрослых, поражая экспертов и родителей.
Основные идеи
Мнение автора
Если вы когда-либо завидовали Джексону Поллоку и думали, что творческая магия — это удел взрослых, исследование Университета Орегона вас удивит. Оказывается, маленькие дети гораздо ближе к стилю Поллока, чем мы думаем: их капельная живопись чаще оказывается визуально привлекательнее и органичнее, чем работы взрослых. Всё дело в естественной простоте движения, отсутствии условностей и пробелов между мазками, которые взрослые подсознательно усложняют.
У нас есть утешительные новости для тех, кто смотрел на картины Джексона Поллока и думал, что сможет сделать так же. Скорее всего, у вас ничего не получится, даже если вы изучите руководства по художественным приемам. Однако у вашего пятилетнего ребенка шансов гораздо больше.
Специалисты из Университета Орегона выяснили, что дети при попытке повторить знаменитые полотна Поллока создают работы, которые напоминают творчество мастера абстрактного экспрессионизма больше, чем картины взрослых. Зрители находят такие детские рисунки более привлекательными.
Исследование в журнале Frontiers in Physics началось с эксперимента. В нем 18 детей в возрасте от четырех до шести лет и 34 взрослых в возрасте от 18 до 25 лет попробовали раскрыть своего внутреннего Поллока. Участники взяли разбавленную краску и листы бумаги. Они разбрызгивали, капали и бросали краску на поверхность и повторяли технику, которая прославила художника.
Затем исследователи провели строгий математический анализ этих любительских работ. С помощью фрактального анализа и измерения лакунарности они изучили узоры, сложность и расположение кластеров краски в каждом произведении.
Если вы не знаете, фракталы представляют собой узоры, которые повторяются в разных масштабах. Они встречаются в природе повсюду: от облаков до гор. Вспомните, как ветка дерева повторяет форму всего растения или как береговая линия выглядит одинаково изрезанной из космоса и с земли. Лакунарность же определяет пробелы и скопления внутри узоров.

Результаты оказались поразительными. Взрослые рисовали картины с более высокой фрактальной размерностью, плотными узорами и богатыми, разнообразными траекториями движения краски. Их линии извивались, часто меняли направление и заполняли пространство сложными деталями.
Детские рисунки, напротив, демонстрировали простые, одномерные траектории. Направление линий менялось реже. Для их работ характерны мелкие узоры и большое количество пробелов между мазками краски.
Команда проанализировала реальную картину Поллока «Номер 14» 1948 года. Ученые обнаружили, что ее математические характеристики лишь в небольшой степени попадают в диапазон взрослых людей. Значения оказались близки к детскому распределению. Это указывает, что техника Поллока больше похожа на манеру молодых художников, чем мы ожидали.
Биология в основе процесса
Объяснение может крыться в биологии. Искусствовед Фрэнсис О’Коннор писал, что у Поллока при рождении возникли осложнения с пуповиной. Это привело к проблемам с равновесием и ловкостью на всю жизнь. Такие физические ограничения повлияли на его манеру живописи. Они сковали движения художника и парадоксальным образом стали ключевым фактором его стиля.
Мы видим эту закономерность в истории искусства снова и снова. Зрение Ван Гога к концу жизни ухудшалось, поэтому контуры изображений становились четче, а ореол вокруг источников света — ярче. Эти особенности стали неотъемлемой частью его позднего стиля. Матисс из-за болезни оказался в инвалидном кресле. Он полностью переосмыслил себя с помощью аппликаций и превратил физические ограничения в смелый визуальный язык. Этот подход и сегодня кажется радикальным.
Список можно продолжать, но суть ясна. Если вы столкнетесь с физическими или умственными трудностями в процессе творчества, никогда не сдавайтесь. Возможно, именно это сделает вас сильнее.
Почему дети учатся лучше
Самое удивительное произошло, когда исследовательская группа показала зрителям некоторые из этих любительских картин. Участников опроса попросили оценить работы по сложности и визуальной привлекательности. Люди неизменно отдавали предпочтение картинам с простыми узорами и большим расстоянием между группами краски. Как вы уже догадались, это были детские работы.

Так что в следующий раз отнеситесь к критике со скепсисом, если кто-то посоветует вам «повзрослеть» или сделать творчество «более зрелым».
И более того. Если в следующий раз кто-то отмахнется от абстрактного экспрессионизма и скажет: «Мой ребенок мог бы это нарисовать», вы можете уверенно ответить: «На самом деле, ваш ребенок, вероятно, сделал бы это лучше, чем вы».












