Зря отказались от цивилизации: жизнь в хижине без света и воды выглядит как ошибка
История о том, как семья энтузиастов добровольно устроила себе суровое испытание, построив дом в Арктике без единого гвоздя.
Основные идеи
Мнение автора
Такой радикальный дауншифтинг выглядит романтично только на фото. В реальности отсутствие водопровода и света при -20 градусах превращает быт в тяжелую работу. Проект интересен как архитектурный эксперимент с технологиями прошлого, но для постоянной жизни современному человеку потребуется больше комфорта.
Продюсер современного танца Лиза Самос делится историей, которая у многих вызовет недоумение. Вместе со своим мужем, художником Олли Уильямсом, они спроектировали и построили с нуля автономный дом в шведской Лапландии. Это сооружение находится вдали от всех благ цивилизации.
Деревенская бревенчатая хижина Олли примостилась на холме чуть ниже 70 градусов северной широты. Она находится в 165 км к северу от Полярного круга. Вокруг нее раскинулись леса из серебристой березы и черной ели, которые типичны для Арктической Лапландии. Эта зона бореальных лесов тянется от Норвегии через Швецию и Финляндию прямо в Россию. Дом получил название «Bear’s Nest» (Медвежье гнездо). Он стоит в одиночестве в священной мистической зоне под названием Оутаваара. На саамском языке это означает «место, где может случиться все что угодно».
Олли впервые влюбился в этот дикий и удаленный уголок шведской Лапландии еще в 1998 году. Тогда он отправился в арктическую экспедицию со своим творческим партнером Сьюзи. Они рисовали миграцию оленей местных саамов, огромные хвойные первобытные леса и арктические пейзажи. Их картины пропитаны духами животных, людьми и местами, которые они посетили во время экспедиций в самые отдаленные уголки мира. Во время многочисленных визитов они видели росомах, бурых медведей, лосей, беркутов, волков и оленей. Эти звери свободно бродят в последней настоящей великой дикой местности Северной Европы. Олли и Лиза поженились там в 2001 году. Это была древняя шведская церемония, которую им посчастливилось пережить.

Путешествие к постройке хижины началось за тысячи километров отсюда. Это случилось в городе Коди в американском штате Вайоминг во время медового месяца. Вместе с новорожденным сыном Беаром пара посетила реконструкцию оригинальной хижины Absarokee Hut. Эту хижину-студию построили для другого кочевого художника, Джозефа Генри Шарпа. Президент Теодор Рузвельт поручил ему написать портреты 200 индейских воинов, которые выжили в битве при Литтл-Бигхорн. Пока Шарп работал над этим проектом, он жил на землях агентства Кроу в Монтане. Там он и построил Absarokee Hut в 1905 году. Шарп заявлял, что построил свою «хижину» именно в этом месте, потому что хотел писать здесь зимний пейзаж так же, как и индейцев. Он хотел рисовать их день за днем и месяц за месяцем.
Интерьер хижины Шарпа воплощал идеалы движения искусств и ремесел в Америке. Это означало хороший дизайн и хорошее мастерство. Он обменивал мебель на картины и коллекционировал артефакты коренных индейцев, которые его вдохновляли. Его хижина Absarokee Hut, которую он построил вручную, установила особую связь с Олли и Лизой. Она стала данью уважения идеализму художника и культуре североамериканских индейцев.

Когда супруги измерили хижину на месте своими руками, их поразили ее идеальные пропорции. Она составляет примерно 4,5 на 7,3 метра при высоте около 4,8 метра над спальной зоной мезонина. Каждый угол хижины имел свое конкретное назначение. Здесь есть зоны для сидения, еды, умывания и готовки. С большой центральной дровяной печью пространство оказалось просто функциональным и удобным. Они продолжали думать об этом в течение следующих нескольких лет. Затем они нашли самое идеальное место для постройки собственного дома. Это заняло еще несколько лет.
Их хижина в отдаленной части шведской Лапландии обращена на запад. Толстые сосновые бревна ручной тески в традиционном шведском стиле защищают ее от суровых северо-восточных ветров. Без единого гвоздя каждое бревно входит и скользит в следующее, словно пазл. Они перекрывают друг друга, чтобы ветер не мог проникнуть внутрь. Даже с окнами, которые больше обычных для таких северных широт, строение органично вписывается в бореальную тайгу. Работа местных мастеров оказалась эпической. Стоит учитывать, что от ближайшей деревни Ланнаваара нет дорог на протяжении 5 км. Чтобы добраться до хижины, нужно идти либо через болото весной и летом, либо по замерзшим озерам зимой.
Основную конструкцию построили вне участка весной. Затем ее перевезли военным гусеничным транспортом по тропам, которые проложили через замерзшие озера. После этого дом оставили стоять и оседать в новую жизнь через первые снега до следующей весны. Тогда строители каждый день выходили пешком, чтобы закончить крышу, пол и окна, пока они не стали герметичными. Последним штрихом стала крошечная хижина снаружи. Внутри нее находится туалет с сердечком, которое вырезали на двери на нужной высоте, чтобы можно было смотреть в дикую природу.
Сердце хижины — это 16-киловаттная дровяная печь. Это жизненная сила, которая согревает хозяев, топит снег для пресной воды и кормит их. Когда температура арктической зимы падает ночью, внутри все равно остается уютно. Можно слушать ветер, который кружится вокруг.

Хижина полна мебели. Здесь есть американский стол в стиле искусств и ремесел. Его подарил паре друг-коллекционер произведений искусства, который уезжал из Лондона в Нью-Йорк. Также присутствуют антикварные шведские предметы из местных деревень. Например, пара саней ручной работы, которые удлиняли по мере роста детей с момента их рождения. Ярко окрашенные мексиканские и индейские одеяла и шкуры северных оленей драпируют балкон мезонина. Это создает уединение для сна, как в хижине Шарпа.
Среди искусства, которое висит на сосновых стенах, есть черно-белая фотография. Ее сделали во время похода Скотта на Южный полюс в 1911 году. Из этого путешествия он так и не вернулся. Герберт Понтинг, главный фотограф, сделал этот снимок Скотта и четырех других мужчин из экспедиции Terra Nova перед тем, как они погибли на долгом пути назад из своего эпического путешествия на юг. Также здесь есть небольшая картина Олли и Сьюзи. На ней изображена маленькая деревенская церковь, которую построили в 1933 году, с красивыми бледно-желтыми стенами, колокольней и шпилем.

Хижина освещается только люстрой со свечами. Здесь нет водопровода. Семья уединяется здесь с книгами и играми. У них достаточно еды и времени, чтобы погрузиться в стиль жизни, где каждый день готовится медленно. Поскольку зимой свет есть всего несколько часов, они планируют походы по лесам. Они разводят костры, чтобы жарить сосиски под ветвями огромной сосны. Волшебное северное сияние Aurora Borealis создает ощущение духовного просветления. Легенда гласит, что это «дыхание белого медведя». Чувствуешь себя особенным, когда стоишь на крыльце и смотришь вверх на движущееся небо. Каждый раз, когда им посчастливится стать свидетелями этого, у них перехватывает дыхание. Колонны плавающих цветных огней появляются и приближаются друг к другу. Они закручиваются в формы и открывают новые пространства более светлых полос. Эфирные аспекты этого региона и потусторонняя природа окружающей среды гарантируют, что долгие ночи наполняются сияющей луной, звездами и чудесами.

Хижина Олли прошла долгий путь. Семья обязана этим доброте и щедрости местных друзей из саамских и лапландских деревень. Они поколениями добывали золото из рек и полудрагоценные камни из предгорий Курмакка. Они поняли стремление Олли привезти свою молодую семью, чтобы побыть в гармонии с природой. Каждый раз, когда пара посещает это место, начинается особенное и уникальное приключение. Здесь Томтен (шведский Дед Мороз) приходит на Рождество, бутылки Woodford Reserve распиваются вместе, и может случиться все что угодно.

Олли сидит за обеденным столом в хижине. Мебель представляет собой смесь антикварных шведских предметов и вещей, которые Олли и Лиза привезли с собой из своего дома в Западном Сассексе.

Бревна собирают в окрестных лесах, а деревенский обеденный стол служит местом для уютных семейных ужинов.

Другой вид на обеденную зону с лестницей, которая ведет в спальную зону мезонина. Шкуры северных оленей наброшены на скамьи, а антикварный синий шкаф (шведская вещь) обеспечивает место для хранения еды, кастрюль и сковородок.

Лиза на лестнице с Олли.

Дочь Олли и Лизы, Кора (названная в честь национального парка в Кении), часто посещает хижину с родителями. Она бывает здесь с тех пор, как ей исполнилось всего несколько месяцев.

На противоположном от обеденной зоны конце хижины находится зона отдыха. Она состоит из двух удобных диванов, которые Олли и Лиза привезли из Англии.

Пара беговых лыж прислонена в углу комнаты. Их часто использует семья, которая любит бывать на свежем воздухе с местными друзьями.

В одном углу жилой зоны коллекция произведений искусства висит над столом, где хранится коллекция виски Олли. Главное произведение изображает местную церковь в деревне Ланнаваара, его написали Олли и Сьюзи. Они приезжают в этот дикий и отдаленный район шведской Лапландии с 1998 года.

Наверху в хижине уровень мезонина уютно вмещает две простые деревянные кровати — одну для Коры и одну для сына Лизы и Олли, Беара — и двойной матрас.

Антикварная шведская кушетка стоит в одном углу основного жилого пространства рядом с простой маленькой зоной для умывания. Олли и Лиза топят снег для воды и нагревают ее на центральной печи.















