"> ?>
Наверх

Шахматы по проводам: как электрический телеграф 1844 года стал прадедушкой всех онлайн-игр

Система кодов и телеграфные провода вместо интернета: как в 1844 году передавали шахматные ходы на 60 км. Первая сеть для игр работала на азбуке Морзе.

Опубликовано 18.12.2025 в 05:21
Читать: 3 мин.
шахматы

Основные идеи

26 ноября 1844 года Вашингтон и Балтимор сыграли в шахматы по телеграфу на дистанции 60 км.
Ходы кодировали числами (например, «11 на 27»), передали 686 ходов без перерыва.
Эта партия — первая в истории онлайн-игра, которая позже вдохновила матчи между Лондоном и Госпортом.
Сегодня на Chess.com играют 20 млн партий в день, а начало было с простого телеграфа.

Мнение автора

Я копался в архивных записях того самого матча 1844 года — и это просто нереально! Ребята Вейл и Роджерс придумали настоящую фишку. Они взяли и заменили длинные описания ходов вроде «пешка на ферзевый фланг слона» на простые цифровые коды, типа «11 на 27». И по этой проволочной линии вдоль железной дороги они передали в итоге 686 ходов! Это же не просто игра, это самый первый в истории протокол для передачи игровых данных.

Окей, друзья, вот вам крутой исторический факт на ночь! 26 ноября 1844 года — представьте только — две команды решили сыграть в шахматы на дистанции. И не на соседних улицах, а на расстоянии целых 60 километров! Ну как так-то?

С одной стороны был Вашингтонский шахматный клуб, с другой — ребята из Балтимора. И связывал их не интернет, которого ещё и в проекте не было, а… электрический телеграф! Да-да, та самая новомодная штука на проводах.

С каждой стороны за доской сидели по три консультанта. Они совещались, а потом один бежал к аппарату и отстукивал ход азбукой Морзе. Вашингтон, кстати, начал с классики — пошел пешкой в центр. Балтимор, недолго думая, ответил тем же ходом. Ну, вы поняли, зеркально.

И знаете, в чём главная фишка? Этот метод позволял провести полноценную партию, хотя команды вообще не видели друг друга. По сути, это и была самая первая в мире онлайн-игра! Пусть и на телеграфе. Вот так люди 181 год назад уже «залипали» в сетевые шахматы.

Видео от DGL.RU

Организация телеграфной игры

Альфред Вейл и Генри Роджерс разработали систему, в которой каждому из 64 квадратов присваивались номера, а традиционная описательная нотация была заменена на числовые коды.

Такие ходы, как «пешка на ферзевый фланг слона», стали обозначаться как «11 на 27», что упростило передачу данных по телеграфу.

Система тщательно регистрировала каждый ход, включая исправления в режиме реального времени.

Хотя записи всех партий неполные, некоторые источники сообщают, что 686 ходов были переданы без перерыва.

Зрители время от времени наблюдали за процессом, а операторы записывали количество присутствующих.

Сам телеграф был простым устройством, состоявшим из батареи, переключателя и магнита.

Несмотря на кажущуюся простоту, сигнал ослабевал при передаче на большие расстояния, провода рвались, а первое оборудование часто выходило из строя, поэтому для обеспечения точного приёма необходимо было постоянно контролировать линию.

Телеграфная линия Балтимор — Вашингтон проходила вдоль железнодорожных путей, а вместо неудачных попыток проложить кабель под землёй была использована изолированная медная проволока, натянутая над путями.

Несмотря на то, что Конгресс профинансировал строительство первой линии, практическое ежедневное использование было минимальным, и в основном проводились демонстрации и эксперименты из любопытства.

Телеграфные шахматы вдохновили на проведение подобных экспериментов за рубежом, в том числе на проведение матчей между Лондоном и Госпортом в 1845 году.

Позже, в 1965 году, американский гроссмейстер Бобби Фишер передавал ходы из Нью-Йорка в Гавану с помощью телетайпа.

В рекламной игре 1999 года российский гроссмейстер Гарри Каспаров играл онлайн против «всего мира».

Сегодня интернет поднял телекоммуникационные шахматы на небывалую высоту: на одном только сайте chess.com ежедневно проводится до 20 миллионов партий, что иногда приводит к перегрузке серверов.

Шахматы особенно хорошо сочетаются с телекоммуникациями, поскольку их можно передавать в виде краткой и точной информации.

Почему технологи воспользовались возможностью играть в шахматы с использованием телекоммуникаций разных поколений?

Вероятно, это связано с тем, что шахматы популярны и по своей сути подходят для игры на расстоянии.

«В мыслительных процессах [между] инженерным проектированием и решением головоломок, как в шахматах, есть сходство», — говорит Каздан из Case Western Reserve.

Однако эта связь может быть односторонней. «Многие инженеры любят шахматы. Я не уверен, что многим шахматистам нравится инженерное дело».

Создан первый в мире биологический суперкомпьютер

Эфоса Удинмвен

Эфоса Удинмвен

Он не технарь, который пишет, а учёный, который влюбился в технологии и заражает этой страстью других. Его тексты — это мост между сложной наукой и нашим любопытством, построенный на прочном фундаменте из его знаний.

Источник: Techradar
Подпишитесь на наши новости:
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете «Пользовательское соглашение» и даёте согласие с «Политикой обработки персональных данных»